Файл: Мальтузианство демографическая и экономическая теория, созданная в конце xviii века английским учёным Томасом Робертом Мальтусом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мальтузианство — демографическая и экономическая теория, созданная в конце XVIII века английским учёным Томасом Робертом Мальтусом.
Согласно этой теории, население, если его рост ничем не сдерживается, увеличивается в геометрической прогрессии (стремится к удвоению каждые 25 лет), тогда как производство средств существования (прежде всего, продуктов питания) — лишь в арифметической, что неминуемо приведёт к голоду и другим социальным потрясениям
Томас Роберт Мальтус (1766--1834) -- английский священник и учёный, демограф и экономист, автор пессимистической теории, согласно которой неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.
Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он натолкнулся на мысль, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования, и что если рост населения ничем не сдерживается, то каждые 25-30 лет население будет удваиваться. Развивая эти идеи, он пришел к очевидному, на первый взгляд выводу, что плодовитость бедняков - главная причина их жалкого положения в обществе.
Свои взгляды он анонимно опубликовал в 1798 г. в работе "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества". Всего при жизни вышло 6 изданий его книги. В 1805 г. он получил кафедру профессора современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании.
Т. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, необходимые для пропитания этого населения - в арифметической. Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, линия его роста пересечется с прямой пищевых ресурсов - арифметической прогрессией. Когда численность населения достигнет этой точки, затормозить его рост могут только войны, нищета, болезни и пороки. (необходимо отметить, что к этим способам борьбы с увеличивающимся населением он никогда не призывал). Мальтус предлагал и другие способы "торможения" роста численности населения: безбрачие, вдовство, поздние браки.
Одно извысказываний Мальтуса:
"Человек, пришедший в уже занятый мир, если родители не в состоянии прокормить его или если общество не в состоянии воспользоваться его трудом, не имеет ни малейшего права требовать какого бы то ни было пропитания, и в действительности он лишний на Земле. На великом жизненном пиру для него нет места. Природа повелевает ему удалиться и не замедлит сама привести в исполнение свой приговор, если он не найдет сочувствия нескольких участников пира. Но если они потеснятся, чтобы дать ему место, вскоре появятся новые, требуя для себя той же милости. Весть о том, что пища есть для каждого приходящего, наполнит зал многочисленными просителями.
Порядок и гармония праздника нарушатся, изобилие, которое господствовало прежде, сменится недостатком, и радость приглашенных будет уничтожена зрелищем нищеты и скудости, свирепствующих во всех концах зала, и назойливыми криками тех, кто по справедливости возмущен, не находя пропитания, на которое они рассчитывали".
Мальтус утверждал, что, несмотря на “естественное” регулирование численности населения посредством таких факторов, как голод, войны, эпидемии, человечество неизбежно столкнется с наступающим “абсолютным перенаселением”. Обосновывая необходимость борьбы с этим негативным явлением, Мальтус настаивал на регламентации браков и регулировании рождаемости.
Влияние на другие идеологии
Теория Мальтуса с момента выхода книги стала предметом острых дискуссий - одни критиковали автора за не гуманность идеи, другие стали его приверженцами, увидев в ней закон, действительный для любой эпохи.
Значительное влияние мальтузианство оказало на идеии евгеники и социального дарвинизма.
Перенаселение в концепции Мальтуса - не только беда человечества, но определенное благо, которое заставляет многочисленных и ленивых от природы рабочих из-за конкуренции качественно трудиться за невысокую плату.
Большим мальтузианским страхом было то, что «неизбирательная благотворительность» приведет к экспоненциальному росту населения в бедности, увеличит расходы на государственный бюджет для поддержки этой растущей армии иждивенцев и, в конечном итоге, к национальному банкротству. Хотя мальтузианство в последствии стало отождествляться с проблемой общего перенаселения, первоначальная озабоченность мальтузианцев была связана со страхом именно перед перенаселением зависимых бедных.
Другое осмысление эти идеи нашли в Нацисткой Германии, где важной частью идеологии было то, что всякие неполноценные народы в силу свой недоразвитости быстро размножаются, рано или поздно ресурсы у них закончатся, и они придут в Германию, поэтому надо уничтожить их первыми.
С резкой критикой мальтузианства в свое время выступал Карл Маркс. Марксистская теория народонаселения исходит из признания решающего влияния на демографические процессы социально-экономических факторов. Карл Маркс утверждал, что “... всякому исторически особенному способу производства в действительности свойственны свои особые, имеющие исторический характер законы народонаселения”. С точки зрения исторического материализма К. Маркса научно несостоятельны теории, которые пытаются объяснить рост населения чисто биологическими и вообще вне историческими закономерностями.
Так, в условиях относительно медленного развития, характерного для феодального способа развития производства и темпы прироста народонаселения, как правило, являются замедленными. Напротив, быстрое развитие капиталистического способа производства, основанного на машинной индустрии стимулирует ускоренный рост народонаселения.
По мнению К.Маркса, человек является главной производительной силой, а во все исторические эпохи подавляющее большинство населения было занято производительным трудом. Поэтому все виды общественной деятельности строились в зависимости от производственной деятельности, в процессе которой создавались и развивались сами материальные условия существования человечества. В силу этого и закономерности производственной деятельности, в конечном счете, оказывались определяющими по отношению ко всем другим видам человеческой деятельности. Это позволило Марксу объяснить феномен безработицы не биологическими законами размножения людей, а особенностями капиталистической системы хозяйствования.
Современные представления
Современные учёные считают, что подход Мальтуса, ставившего рост населения в прямую зависимость от ресурсов, оказался неверным. В первую очередь потому, что в нём не учитывался системный характер развития человеческой цивилизации. Мальтус не учитывал начавшийся в странах Западной Европы и США во второй половине XIX века демографический переход — быстрое снижение рождаемости в индустриальном обществе до уровня замещения поколени, разработку и появление новых источников ресурсов — за счёт развития техники и технологий, «зелёной революции» в агротехнике.
Идеи Мальтуса уже в 19 веке постепенно перестали соответствовать действительности в странах Западной Европы и Северной Америке.
Мальтузианская модель действительно работает в доиндустриальных обществах, где в долгосрочной перспективе не происходит ни роста производства продуктов питания на душу населения, ни улучшения условий существования подавляющего большинства населения, а напротив — оно остаётся на уровне, близком к уровню голодного выживания. Более того, при достижении критической плотности, население, как правило, прореживается катастрофическими депопуляциями, такими как войны, эпидемии или голод. Выход из мальтузианской ловушки возможен, если темпы роста производства продуктов питания либо темпы роста ВВП постоянно выше темпов роста населения.
Высокоурбанизированные индустриальные и постиндустриальные сообщества имеют достаточно низкую рождаемость (до уровня простого замещения поколений), а возможность создавать сельскохозяйственную технику, удобрения, сложные ирригационные комплексы и т. д., существенно повышает эффективность сельского хозяйства и увеличивает производство пищи («зелёная революция»). В настоящее время в развитых странах 3−4 % сельского населения могут прокормить всю страну. Система социальной защиты населения и прочие меры, принятые в развитых странах, позволяют смягчить социальную напряжённость в обществе.
Поэтому к настоящему времени большинству стран мира удалось выйти из мальтузианской ловушки (исключение пока составляют некоторые страны третьего мира).
Основным следствием промышленного переворота являлась индустриализация — переход от преимущественно аграрной экономики к промышленному производству, в результате которого произошла трансформация аграрного общества в индустриальное. Массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Идет переход от традиционного общества (для которого характерна высокая рождаемость и высокая смертность) к индустриальному, а затем и к постиндустриальному (для которых характерна низкая рождаемость и низкая смертность).
Зелёная револю́ция или Третья аграрная революция — комплекс изменений в сельском хозяйстве развивающихся стран, имевший место в 1940-х — 1970-х годах, который привёл к значительному увеличению мировой сельскохозяйственной продукции. Включал в себя активное выведение более продуктивных сортов растений и их внедрение в производство, расширение орошения, применение удобрений, пестицидов, современной техники.
Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию, перердившись в концепцию неомальтузианства.
Неомальтузианством называют активное продвижение мер по контролю за рождаемостью населения для обеспечения ресурсов для нынешнего и будущих поколений.
Под влиянием идей неомальтузианства были разработаны меры по сокращению рождаемости в крупнейших азиатских странах: политика «одна семья — один ребёнок», начатая правительством Ден Сяопина в 1979 году, и аналогичная программа в Индии, начатая правительством Раджива Ганди в 1986 году.
Золотой миллиард
«Преде́лы ро́ста» (англ. The Limits to Growth) — доклад Римского клуба по проекту «Проблемы человечества», опубликованный в 1972 году
[1]. Содержит результаты моделирования роста человеческой популяции и исчерпанияruen природных ресурсов. В написании доклада принимали участие Донелла Медоуз, Денниc Медоуз, Йорген Рандерс и Уильям Беренс III (англ. William W. Behrens III)[2].
Проблему перенаселенности Земли первым поднял Римский клуб еще лет 30 назад. Когда я был членом Римского клуба, там обсуждались глобальные проблемы — гонка ядерных вооружений, противоракетная оборона и другие. Тогда же стало ясно: главная проблема — проблема роста человечества.
Сергей Капица, начало 2000-х[3]
Так как ресурсы Земли ограничены, то авторы поставили своей целью определить пределы экономического и демографического роста человеческой цивилизации в условиях постепенно истощающихся природных ресурсов. Основной целью создания модели было математически рассчитать, какие сценарии поведения будут наиболее характерными для мировой системы при её приближении к пределам роста, а также найти наиболее оптимальные (устойчивые) сценарии развития человечества[4]:
Наша модель является формально-верифицируемой и математической, поэтому имеет два существенных преимущества перед общими рассуждениями. Во-первых, каждое положение модели записывается в виде математической зависимости и может быть в явном виде проверено или опровергнуто. Во-вторых, как только все положения модели проверены, обсуждены и признаны соответствующими нашему знанию о законах природы, поведение модели объективно вычисляется компьютером, каким бы сложным это поведение ни было.
Мальтузианство / Гловели Г. Д. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
Шараев Ю. В. Теория экономического роста. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 254 с. — ISBN 5-7598-0323-9.