Файл: Образовательная программа учебного курса история ставрополья.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 26 октября 2020 № 4/20)
ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативную правовую основу настоящей примерной образовательной программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, составляют следующие документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая
2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее — ФГОС СОО);
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з) (далее — ПООП
СОО).
Примерная образовательная программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС СОО и
ПООП СОО к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт.
Программа включает:
пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения, дается общая характеристика и определяется место учебного курса «История
Ставрополья» (10 класс) в учебном плане;
планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья»
(10 класс);
содержание учебного курса «История Ставрополья» (10 класс);
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
На основе программы учитель может самостоятельно разработать рабочую программу учебного курса, ориентируясь на особенности образовательного процесса в конкретной образовательной организации, степень подготовленности класса.
Цели и задачи изучения учебного курса
«История Ставрополья»
Овладение комплексом знаний об истории Ставропольского края, представлениями об общем и особенном в историческом процессе, понимание места и роли Ставрополья в истории России;
формирование умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
овладение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников по истории Ставропольского края;
формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по краеведческой тематике.
Место учебного курса «История Ставрополья»
в учебном плане
3
Программа отражает основные идеи Историко-культурного стандарта, в том числе положение о том, что «курс отечественной истории должен сочетать историю
Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи»
1
В соответствии с требованиями ФГОС СОО «в учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность
(например, «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края») в соответствии со спецификой и возможностями организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Кроме того, в ПООП СОО указывается на необходимость изучения региональной истории, а также на то, что часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет количество часов, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Количество часов, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано в том числе на введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений.
Общая характеристика учебного курса
«История Ставрополья»
Курс «История Ставрополья» в соответствии с вышеизложенным положением
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории является продолжением учебного курса «История России». Особенность содержания учебного курса «История Ставрополья» для 10 класса заключается в соединении двух его взаимосвязанных частей — истории России и региональной истории.
Обращение к материалу по региональной истории, который богат наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся, позволяет увязать исторические представления о прошлом
Ставропольского края с историей России соответствующих периодов.
Многоуровневое рассмотрение истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, своего края, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма.
Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т. п. С учетом этих факторов в программе рассматриваются ключевые явления и процессы истории Ставрополья. Характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов на территории Ставропольского края
1
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. См. на сайте
«История.РФ»: https://histrf.ru/biblioteka/b/kontsieptsiia-novogho-uchiebno- mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istorii
4 способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умения вести межкультурный диалог, что особенно актуально для современного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Личностные
Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа, жителей Ставропольского края и судьбе
России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свою Родину, Ставропольский край, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации, на территории Ставропольского края.
Метапредметные
Самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
5
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать позиции в познавательной деятельности;
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные
Рассматривать историю Ставропольского края как неотъемлемую часть истории России;
знать основные даты и временны́е периоды истории Ставрополья;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставропольского края;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами, сравнивать различные исторические документы по истории Ставропольского края, давать им общую характеристику;
анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями региональной истории;
использовать статистическую
(информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников Ставропольского края на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по истории
Ставропольского края;
оценивать роль личности в истории Ставропольского края;
ориентироваться в дискуссионных вопросах истории Ставропольского края
ХХ в. и существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне научится:
рассматривать историю Ставрополья как неотъемлемую часть истории
России;
6
знать основные даты и временные периоды региональной истории;
определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов;
характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Ставрополья;
представлять культурное наследие Ставропольского края;
работать с историческими документами;
сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
критически анализировать информацию из различных источников;
соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями;
использовать статистическую
(информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации;
использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов;
работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
читать легенду исторической карты;
демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по региональной исторической тематике.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
устанавливать аналогии и оценивать вклад Ставрополья в культурное
наследие страны;
определять место и время создания исторических документов;
проводить отбор необходимой информации и использовать информацию
Интернета, телевидения и других СМИ при изучении современной истории
Ставропольского края;
понимать объективную и субъективную обусловленность оценок характера и
значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и
революций;
использовать картографические источники для описания событий и
процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени;
анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в
контексте общероссийской истории ХХ в.;
обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам
региональной истории с опорой на материалы из разных источников, знание
исторических фактов, владение исторической терминологией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
10 класс
История Ставрополья с 1914 г. до начала XXI в.
Ставрополье в годы Первой мировой войны
Влияние Первой мировой войны на политическую и социальную ситуацию, хозяйственную жизнь в стране и на Ставрополье. Поиск новых подходов к организации хозяйственной жизни в условиях войны. Затруднения, связанные со сложностями функционирования транспортной системы. Освоение выпуска военной