Файл: «Теории происхождения государства» (Основные причины многообразия теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
Однако иной вопрос, всегда ли государство отражает интересы большинства? В качестве примера возьмем опричнину Ивана Грозного. Разве его жестокие репрессии соответствовали общественным интересам, а может это был плод больного сознания Ивана четвертого, который был склонен к подозрению каждого в намерениях свержения царя? Поэтому Дюринга можно упрекнуть, что он безоговорочно в качестве аксиомы принял факт, что государство занимает сторону большинства граждан.
Дальше. Дюринг учитывал постулат о равенстве всех людей. Однако данное невозможно генетически. Такое неравенство отражается и на социальную жизнь. Кто умнее и сильнее, кто обладает достаточной волей, тот и способен достичь большего успеха в жизни. Однако, мы понимаем, что таких людей не много, но именно они влияют на общественный прогресс. Так на чьей стороне должна находиться третья сила?
И, наконец, продолжает оставаться не ясным ни в теории насилия извне, ни в теории внутреннего насилия такой вопрос: если через насилие создается государство, то, возможно, с его же помощью можно и разрушить государство? Но почему тогда этот процесс нигде не наблюдается. Государство, где-либо образовавшись, способно к преображению, но не к разрушению.
Другими словами, теория внутреннего насилия, поясняя образование государства, ставит больше вопросов, чем предоставляет ответы.
§5.Классовая теория.
К ее авторам относятся К.Маркс1 и Ф.Энгельс2. Достаточно полно данная теория излагается Энгельсом в труде «Возникновение семьи, государства и частной собственности». Классовая теория безоговорочно поддерживается и пытается развиваться В.И. Лениным.
Суть теории. Основным положением марксизма представляется учение о социально-экономических формациях, то есть об историческом виде общества, которое основывается на конкретном методе производства. Метод производства материальной жизни влияет на формирование социального, политического и духовного процесса жизни людей. Если экономические взаимоотношения являются базисными отношениями, то право и государство – это и есть надстроечные явления, а соответственно, будут зависеть от экономической структуры общества, полностью ею определяться и ей соответствовать, несмотря на обладание определенной независимостью. Вышеуказанное соответствие отличается формой своеобразного повторения в надстройке определенного объема признаков, которые присущи базису. Марксистская точка зрения на формирование общества является определяющей в процессе разрешения большинства вопросов и, в частности, вопроса о возникновении государства.
В соответствии с марксистской концепцией государство образовалось в силу экономических аспектов: общественного перераспределения труда, возникновения прибавочных продуктов и частной собственности, а после, общественного раскола на классы с экономическими противоположными интересами. В частности данные экономические изменения взорвали родовой строй и заменили государство.
Ф. Энгельс отметил, что государство не является силой, которая навязывается обществу. «Государство является продуктом общества на известной стадии формирования; государство является признанием, что данное общество запуталось в неразрешимых противоречиях с самим собой, разделилось на непримиримые куски, избавиться от которых оно не может. А чтобы данные классы, противоположности с противоречивым экономическим интересом не поглотили друг друга и общество в безвыигрышной борьбе, требуется сила, умеряющая столкновения, держащая его в рамках «порядка». И данная сила, которая произошла из общества, но ставящая себя над ним, все больше отчуждает себя от него и именуется государством»1.
Продолжим цитировать Ф. Энгельса, лучше всех излагающего марксистскую теорию и не нуждающегося в толкователях и комментаторах собственного учения. «Потому как государство образовано из необходимости сдерживать классовую противоположность; потому как оно одновременно появилось в самих столкновениях данных классов, то оно по общим правилам представляется государством наиболее экономически господствующего, могущественного класса, который с помощью государства преобразуется также в политически господствующую группу и, таким образом, получает новые инструменты для угнетения и эксплуатации подавленного класса»2.
При оценке государства в качестве «машины для подавления эксплуатируемых, угнетенных классов», Энгельс полагает, что факт появления в истории государства является положительным. При этом, реализовав свою положительную роль, государство не будет вечно существовать. «На конкретной стадии экономического формирования, которая имела отношение к расколу на классы общества, государство приобрело необходимость в силу этого раскола. Теперь мы приближаемся к такой стадии роста производства, на которой деятельность данных классов не только перестала быть необходимостью, но и стала прямым препятствием производству. Классы будут исчезать так же неизбежно, как неизбежно они возникали в прошлое время. Когда исчезнут классы неизбежно уйдет и государство. Общество, по-другому организующее производство, опираясь на свободную и равную ассоциацию производителей, перенаправит всю государственную машину туда, где она приобретет настоящее место: в музей истории, рядом с бронзовым топором и прялкой»1.
Оценка теории. Без сомнений, классовая теория обладает множеством положительных черт.
- Справедливо замечается, что материальные жизненные условия общества имеют в жизни каждого человека значимое место, и что смена формы трудовой деятельности, хозяйствования, ведения собственности, общественное перераспределение труда и прочее повлияло на возникновение государства.
- Энгельс изучил жизнедеятельность человека в первобытном обществе, пользуясь знаниями о родовой связи североамериканских индейцев, которые были получены американским ученым Л.-Г. Морганом, и предпринял попытку пояснить разницу в процессах образования государства в германской, римской и греческой истории.
- Отмечено верно, что с развитием общества и его переходом от присвоения плодов природы к их изготовлению, имеет место дифференциация человека по имущественным признакам.
- Энгельс в своей работе не останавливается лишь на описании публичной власти, главного признака государства, им излагаются и иные немаловажные признаки с признанием, что государство от родового общества отличается не только особым слоем людей, которые управляют обществом, но и территорией, правом, истребованием налогов.
Другими словами, труд Энгельса, в котором излагается марксистские учения о сущности и происхождении государства, и ныне принадлежит книгам, которые представляют огромный интерес и несут существенную познавательную нагрузку.
Наравне с этим пришло время критически осмыслить труд Энгельса «Возникновение семьи, частного имущества и государства» как и все наследие классиков марксизма-ленинизма. Период неосмысленного отношения к марксистско-ленинским учениям в прошлом. Мы продолжаем убеждаться, что мир, в котором мы проживаем, достаточно сложный, и каким бы ухищренным ни был ум людей, они не смогут охватить каждое явление и взаимосвязь между таковыми. Такое подвластно лишь мыслителям всего человечества, которые вкладывают по частицам полученные ими познания в суммарную копилку информации о мире.
Опишем только некоторые недостатки учений Энгельса и Маркса о возникновении государства.
В первую очередь, без отвержения значимости экономических факторов при образовании государства, необходимо сконцентрироваться на том, что не только экономическое изменение, происшедшее в недрах первобытного сообщества, повлияло на возникновение государства. Такая ошибка Марксом и Энгельсом повторяется за Сен-Симоном. На возникновение государственности воздействовали также психологические, религиозные (идеологические), политические факторы (детальнее смотрите 1.5). В данном процессе недопустимо игнорировать и военные аспекты. Помним и о том, что люди — это биологические существа, и им, так же как и каждому живому, характерен инстинкт самосохранения: объединение с такими же личностями под руководством единого координирующего аппарата многократно увеличивает способность противостоять не только силам природы, но и другим, конкурирующим, человеческим общностям.
Во вторую очередь, отдавая должное, что авторами классовой теории отмечена происходящая наравне с переходом общества к производству от собирательства дифференциация общества, нельзя оставить без внимания, что в животном мире также имеется некоторое расслоение: слабые и сильные особи. Между ними ведется скрытая или явная борьба. Борьба между видами является далеко не редким случаем. Почему же там не образуется государство? Почему до такого пришли только люди?
В третью очередь, соглашаясь с тезисом Энгельса и Маркса о том, что борьба является неизбежным спутником общества, овладевшим производством, мы, внимательно вглядываясь в историю древности, понимаем, что в те далекие времена чаще происходит борьба между народностями, племенными союзами, племенами. Бунты и восстания внутри любого первобытного человеческого общества (союза племен, племени) представляется явлением невозможным. Да и на изначальных стадиях формирования государственности восстания встречаются редко. Безусловно, на ум сразу приходит восстание рабов, которым предводительствовал Спартак. Причиной такого небольшого внутреннего конфликта стало коллективистское господствующее сознание. Люди еще не выделяли себя из сообщества и не осознавали собственных специфических интересов. Не принимались и интересы групп, поскольку степень абстрактного мышления у наших древних предков была не достаточно развита. Коллективистское сознание сыграло существенную положительную роль. Оно как бы предупреждало общественность от диффузии ее внутренней энергетики: чересчур угрожающими для людей тогда были природные силы, дай-то бог совместно устоять перед ними. Кроме этого, присутствовала внешняя угроза: конкуренты за источник питания окружали племена. Это также сплачивало первобытные общества, а не разъединяло. Вот и выходит, что причина возникновения государства прямо противоположна той, которую Энгельс и Маркс объявили предопределяющей в данном процессе.
В четвертую очередь, необходимо внимательно изучить то, в чьих интересах было сформировано государство, и чьи интересы оно защищало. Так, возникшее государство организовывало оборону всех, кто проживал на его землях, и готовило либо осуществляло нападение на другие территории. Полученные таким способом богатства в большей или меньшей степени доставались, если не всем, то большинству людям, проживающим в государстве (к примеру, «позаимствовав» у покоренного племени новый способ производства или плуг, победители широко его распространили по своей территории). В ситуации неурожая для предотвращения гибели среди людей, открывалось резервное хранилище. При возникновении эпидемии использовались средства для предотвращения ее распространения среди всего населения. Другими словами, очевидно, что государство становилось на защиту не только интересов имущего класса, по утверждению создателей классовой теории возникновения государства — Энгельса и Маркса, но в какой-то мере способствовало охране интересов всех проживающих на его земле. Коллективистское сознание, которое доминировало в период древности, имело могущество, и образовавшееся государство не могло с этим не считаться.
В пятую очередь, Энгельс и Маркс в свое время отметили, что в мире процесс формирования государства не происходил по единой схеме. Они имели в виду страны, отличающиеся азиатским вариантом производства. И, тем не менее, при определении окончательных заключений о возникновении государства Энгельс предпочитал это «пропустить». По какой причине? Все потому, что эти государства не подтверждали его схему, которая объясняла процесс формирования государства. Мы же понимаем, что в африканских и азиатских странах, в которых климатические условия не отличаются особым комфортом для проживания человека, территориальная собственность не переходит в частное имущество, во владение отдельным семьям, а продолжает оставаться в государственных руках, признаваясь общественной. Связано это с тем, что для ее пользования в большинстве регионах за счет засушливого климата приходится применять полив и сооружать огромные ирригационные комплексы. Нередко в некоторых местностях передача угодий частному собственнику не практикуется в связи с наличием холодного климата, что делает слишком незначительным по длительности сельскохозяйственный период. Именно это не дает обрабатывать территории силами некоторых семей и обуславливает необходимость ее обработки силами община. В таких странах индивидуальная собственность появляется позже возникновения государства, в частности тогда, когда появляются усовершенствованное орудие труда, позволяющее справиться с обработкой территорий отдельным владельцами. Государство же в этом случае формируется благодаря выделению особой прослойки людей, которые ведают общими делами, и которых становится все больше с развитием общества. В восточных странах узурпировались не инструменты производства, а управление ими.
Хотелось бы отметить еще один момент. Если государственная власть на Западе не отличалась жесткостью по отношению к народу, то на Востоке власть отличалась деспотичностью. По какой причине? На Западе частные владельцы, несмотря на зависимость от власти и от ее «услуг», в принципе могли самостоятельно вести свое хозяйство. Государственная власть здесь требовала «расположение» собственников не меньше, чем они. Зависимость в данном случае отличалась финансовым характером. Было все наоборот на Востоке: достижения в хозяйственной деятельности стали итогом работы, прежде всего, и только государственной власти, ее организаторских умений и формулировались умением и стремлением власти к действиям в общесоциальных интересах. Государственной властью как бы не устанавливается для себя цена. Именно так можно объяснить психологическую разность в «характере» государственной власти на Востоке и Западе.