Файл: «Теории происхождения государства» (Основные причины многообразия теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
4. Сторонники договорной теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Так ли это? Разум человека был слаб и не мог уловить все связи и опосредования. Это раз. Договор — это иначе согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, призвавшие для этого всю мощь своего интеллекта и способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц, с которыми приходится взаимодействовать. Это два. Чтобы все индивиды, совершенно разные от природы и выполняющие в обществе разные виды деятельности (земледельцы, скотоводы, торговцы, ремесленники, военные предводители и т.д.), пришли к соглашению на счет основ социальной организации, надо, чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль государственных людей и организаторов. Но ведь это невозможно себе представить даже теоретически.
5. Для того чтобы сознательно что-то создать, нужно иметь об этом хоть какое-то представление. Но ведь опыта государственно-правовой жизни не было, тогда, могли ли люди сознательно создать такой механизм, как государство? Может им помогла все же интуиция, а не осознание?
6. Если предположить, что общественный договор людьми все же заключен, то получается, что он не носил юридического характера, поскольку в момент его заключения не существовало самого государства. Однако только государство может гарантировать, обеспечивать договоренность и придавать договору правовой характер.
7. Если, как утверждают сторонники договорной теории, государство создается по воле людей, то, вероятно, по их воле его можно и уничтожить? В таком случае остается непонятным, почему же, раз возникнув, государство нигде не исчезает. Возможно его преобразование, видоизменение, но не исчезновение. Отделение части государства также является мероприятием совершенно невероятным. Даже попытки такого отделения пресекались самым жестким способом и оканчивались нередко кровью. И лишь в последнее время на глазах изумленной мировой общественности, привыкшей к силовому пресечению подобных замыслов, стали использоваться мирные способы разделения (или отделения части) государств, например деление Чехословакии на два государства: Чехию и Словакию.
И последнее. Некоторые из авторов договорной теории, в частности Руссо, допускают, насильственное свержение правителей, которые злоупотребляют переданной им народом властью и обосновывают право на революцию. Из истории же нашей страны, чье прошлое так богато «революционными традициями», мы знаем, что революция ни к чему хорошему не ведет. Это всегда регресс. В результате революции и возникают тот хаос и анархия, которых не было даже в первобытном обществе.
Таким образом, при всех достоинствах договорная теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государства.
§4.Теория насилия.
Среди ее авторов — Каутский1, Гумплович2.
Суть теории. Государство образуется вследствие завоевания одним племенем (народом) другого. Оно обуславливается необходимостью использования насилия не только при завоевании, но и после, с целью исключения постоянных войн между ними. «Племя победителей, — замечал Каутский, — покоряет племя побежденных, заполучает себе и все их земли и потом принуждает проигравший народ постоянно выполнять работу для одержавших победу, платить им налоги или дань. При любой ситуации подобного завоевания появляется разделение на классы, однако не в результате разделения общины на разные подразделения, а в результате соединения нескольких общин в одну, благодаря которым одна становится классом господствующим, другая эксплуатируемым и угнетенным. Принудительная же система, созданная победителями для контроля над побежденными, преобразуется в государство »3. Очевидно, Каутский относит государство к силе, которая навязана обществу извне. С целью угнетения порабощенного народа организуется государственный орган, утверждаются законы. Образование государства является реализацией принципа: сильному должен подчиняться слабый. Вследствие войн племена трансформируются в классы, сословия, касты.
Из точки зрения приверженцев этой теории, государство больше требуется слабому племени, нежели сильному. Являясь средством обеспечения и управленческого влияния на него, государство превращается в мощный инструмент, защищающий от разных посягательств со стороны иных более сильных племен, а также определяющий с определенной точностью размер предъявляемых к нему требований и предоставляет возможность обустроиться в рамках прав, сохраненных за ним. Государство победителям дает «спокойный сон» и возможность использовать выгоды своего положения. В частности посредством насилия сформировалось государство вестготов, лангобардов и английское новое королевство.
Однако появляется вопрос, неужели люди способны постоянно жить во взаимной вражде, ведь подобную ситуацию вряд ли можно назвать устойчивой? Каутский вместе со сторонниками пытается доказать, что при последующем развитии общества государство трансформируется в средство общей гармонии, в аппарат обеспечения и защиты общего блага как слабых, так и сильных. Именно, они указывают, что в собственном формировании государство проходит такие этапы:
- покорение одним народом другого;
- появление классов (каст);
- плавное смягчение неравенства между ними;
- смена военного верховенства господством права;
- образование государства, в котором все люди обладают правами и обязанностями;
- объединение жителей в единый народ;
- воспитание и формирования патриотических чувств и образование нации.
Оценка теории. В данной теории представлен ряд положительных моментов. Теория о внешнем насилии подтверждает отсутствие абсурда и основывается на различных фактах истории[5]. Правда и то, что завоевание одним народом другого всегда влияло определенным образом на все стороны жизни вновь образующегося общества. Является непреложным и следующий факт: государственный орган фактически всегда состоял из завоевателей.
При этом и в данной теории, несмотря на всю ее привлекательность, нельзя не отметить многие недостатки.
В первую очередь, данная теория не является универсальной и не может пояснить процесс возникновения государственности в каждом регионе земли. Так, к примеру, государства в Китае и Египте образовались без военного вмешательства, как говорится, благодаря естественному процессу.
Во вторую очередь, на тех территориях, на которых факт завоевания имел место, он все же отличался вторичным характером в отношении процесса организации государства. Напомним, завоевание германцами римлян. У римлян не было государства. На руинах Римской империи германское племя создало собственное государство не сразу, а только тогда, когда завоеватели переняли что-то из жизненного государственного опыта римлян, то есть пока «не созрели» к жизни в рамках государства. А вот нападение на Древнерусское государство Золотой Орды продемонстрировало другую картину. Татаро-монгольское племя пребывало на стадии вождества, однако покорили славян, которые уже создали государство. Но разве после ими было создано собственное государство? Нет, они продолжили пользоваться протогосударственной формой объединения (вождеством), потому что их полукочевой стиль жизни пока не мог способствовать формированию государства.
Вопрос о природе закабаления остается открытым: приводят ли к закабалению захватническая война или экономические, уже сложившиеся условия, а также расслоение в социуме (признак перехода к государству) людей провоцирует войну. По крайней мере, захват в плен должен быть выгоден захватчику. На раннем этапе развития, когда первобытным человеком не производилось больше, чем потреблялось, закабалять порабощенное племя было не выгодно, а посему его преимущественно пускали в расход. Может быть, в связи с этим история констатирует, что татаро-монголы не брали в плен, они интересовались только данью, взимаемой с русской территории.
Присутствует в истории пример и того, как угроза покорения, а не само завоевание спровоцировало образование государства. Идет речь о славянах, постоянно подвергающимся набегам то печенегов, то половцем и иных племен. Это повлекло их сплочение с целью отражения опасности извне и смогло ускорить процесс формирования государства.
Существует еще один аргумент против этой теории. Конкуренция происходит и в мире животных, причем самая ожесточенная, это своего рода война. Допустим, когда группа павианов сменяет место нахождения в результате исчезновениям источника питания, то она каждый раз готовится к отпору со стороны ближайших конкурентов. В этой связи павианы передвигаются в конкретном порядке, который именуется походным строем. По-своему его характеризует исследователей поведения животных, биолог-ученый В. Дольник: «Посреди стада передвигаются старые самцы, являющиеся доминантами. Из этого положения они могут наблюдать за стадом и управлять им. Это одновременно является и самым безопасным местом в группе при неожиданном нападении хищника. Возле доминантов движется самый ценный для них состав стада: несамостоятельные детеныши и молодые самки. Они здесь в безопасности и, как говорится, перед глазами, за ними удобно наблюдать. Самостоятельный молодняк находится по периферии группы. Впереди стада развернутой цепочкой передвигается авангард, включающий самцов 2-го ранга (субдоминанты). Авангард относится к наиболее опасному месту. Встретив на пути умеренно опасного хищника, авангард разворачивается в форме полумесяца и задерживает хищника, в это время стадо уходит. Хищники не связываются с самцами, достаточно сильными даже в одиночку, а тем более, когда они действуют сплоченно. Сзади стада, также на расстоянии видимости, передвигается арьергард. Сюда входят самцы 3-его иерархического ранга. Если стадо проходит пересеченную местность и видимость недостаточна, от него отделяется несколько групп, которые обеспечивают охрану по бокам»1. Все, кто знает устройство армии, возразит: «Это же боевой пехотный устав!» и окажется прав. Тогда появляется вопрос, если война имеет месть и в мире животных, то почему же только люди «додумались» образовать государство?
Интересен и иной факт. Предположим, что государство (и его государственный орган) сформировалось только вследствие угнетения сопротивления, то представляется, что оно вечно существовало и появилось одновременно с сознанием человека, потому как завоевания и конфликты (в разном масштабе) возникли наравне с человечеством. Однако всеми признается, что на самом деле это было не так.
Нет ответа и на иной вопрос. Даже в мире животных работает закон самосохранения, и часто физическая борьба уступает место другой борьбе, к примеру, психологической. Неужели человек глупее животного, при использовании войны как главного инструмента для установления доминирования?
Следовательно, фактор завоевания в формировании государства не обладает первопричинным характером, хотя его не стоит сбрасывать со "счетов: история приводит много примеров поглощения, растворения победителей побежденном народе, как, и наоборот, примеров усвоения и сохранения государственной формы, в том числе образования более обширного государства территориально.
Б. Теория внутреннего насилия.
Создание этой теории принадлежит философу из Германии Дюрингу2
Содержание теории. Дюринг полагал, что фундаментом развития общества является форма политических взаимоотношений, а экономические взаимоотношения относятся к следствию политического акта. Чтобы пояснить данный тезис, Дюринг максимально упростил общество и предложил представить его состоящим из нескольких человек.
Две воли человека вполне дополняют друг друга, и ни одна из них не предъявляет иной никакого положительного требования. При этом исходе дел, когда общество включает только две равные единицы, рабство и неравенство недопустимы. Однако равные люди способны вступать в спор по некоторым моментам. Как тогда быть? Дюрингом предложено задействовать 3-его человека, потому как без него не принимается решение большинством голосов и не разрешается спор. Без аналогичных решений, то есть без преобладания большинства над меньшинством, не могут возникать государства. Из его точки зрения, классы, собственность и государство образовываются вследствие насилия одной общественной части над другой1.
Оценка теории. Какую принять позицию в отношении этой теории?
Необходимо отдать должное ее автору и заметить, что фактически насилие в обществе в форме покорения меньшинства желанию большинства относится к явлению распространенному и поэтому считается нормальным. Нормальное по той причине, что расхожесть точек зрений по однотипным вопросам обуславливается тем, что человек имеет разные интересы либо смотрит на одну и ту же проблему с другой стороны. Однако общество представляется единым организмом, в котором все так или иначе связано между собой. Если все будут настаивать на своих позициях, и не будут воспринимать интересы и мнение другой стороны, то появится борьба, которая привлечет общество к саморазрушению. Действительно необходима третья сила, и на эту роль вполне подходит государство в качестве структуры, выражающей интересы общества, обладающей прерогативой использовать насилие к тем категориям, которые не желают подчиняться воле большинства.