Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 01 Обеспечение.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие государственной поддержки освобожденных из мест лишения свободы
1.3 Права осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы
2. Особенности оказания социальной помощи отдельным категориям осужденных
2.1 Содержание социальной помощи осужденным лицам, освобождаемым от отбывания наказания
2.2 Средства ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы
сокращен органами службы занятости по основаниям, перечисленным в законе.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
назначения пенсии;
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного - со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного. Одно из оснований для прекращения выплаты пособия - получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.
Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице. Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях. Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.
Право на иные виды социальной помощи.
Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.
Право на бесплатный проезд к месту жительства.
Как правило, оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт. Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.
Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда.
Осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см. ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»).12
Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на путь следования обеспечиваются продуктами. Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.
Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц. Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.
Право на обеспечение одеждой.
Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды.
Право на сопровождение к месту жительства отдельных категорий освобождаемых.
О дате освобождения больных осужденных, несовершеннолетних, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также беременных женщин или больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Таким образом вопрос о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы стоит особенно остро. Практика оказывает, что большинство рецедивов случаются данными лицами по причине сложности нахождения в обществе осле отсидки и трудностей реализации своих прав. Но современное законодательство в этой области совершенствуется, принимаются новые федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ различных министерств и ведомств, а следовательно ищутся новые методы и подходы к решению проблем в данном аспекте, облегчение ресоциализации и социальной адаптации лиц освобожденных из мест лишения свободы, а также улучшения их жизни в современном обществе после отбытия наказания в местах лишения свободы.
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы с осужденными получают все большее признание, поскольку она способствует изменению их социально-правового статуса, активизации их личностного потенциала, а также социальной адаптации в условиях жизни на свободе. В процессе проведения индивидуальной социальной работы с осужденными, подлежащими освобождению, необходимо учитывать их семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие у них трудового стажа. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильное воздействие на осуждённого, его дальнейшую судьбу. За годы пребывания в колонии, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено и решено, люди теряют социальные навыки. Помимо этого, в стране жизнь меняется стремительно и, освободившись, бывшие осуждённые оказываются совершенно не приспособленными к новым условиям, теряются и зачастую вновь совершают преступления. В начале 2018 года организация «Объединение наставников» обратилась с предложением в УФСИН РФ, реализовать коммерческие, творческие или социальные проекты бывших осужденных с помощью личных кураторов. По замыслу авторов данного предложения, после освобождения человек сможет обратиться за помощью к данной организации, а так же подать онлайн-заявку и представить свою идею, а специально подобранный наставник будет консультировать его по необходимым вопросом. Данная программа кураторства поможет бывшим заключенным быстрее адаптироваться на свободе и реализовать свои идеи и задумки, зарабатывать деньги честным путем, а так же не совершать новых преступлений, что поможет значительно снизить уровень рецидивной преступности. Наставничество будет препятствовать возобновлению старых и появлению новых преступных связей, психологическая и социальная помощь и поддержка позволит бывшим осужденным наладить новые положительно влияющие на него связи и отношения. Серьёзной проблемой для многих регионов страны является обустройство после освобождения из исправительного учреждения (далее – ИУ) лиц, которые до осуждения имели статус «без определённого места жительства». Данный статус осуждённые могли приобрести и за период отбывания наказания. В ИУ проблемами решения вопросов по обустройству данной категории лиц, освобождающихся из ИУ, являются, прежде всего: получение отрицательных ответов с мест о возможности трудового и бытового устройства; незнание людьми, обеспеченными властными полномочиями, того, что всех освобождающихся они обязаны обустроить, ведь эти лица являются коренными жителями региона, и нет надежды на то, что их возьмет к себе другой регион. Повышение ответственности администраций регионов за лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и вышедших из ИУ, поможет решить проблему жилья для человека «без определенного места жительства», чтобы выйдя на свободу, он не оказался на улице, без крыши над головой и без средств, к существованию и не начал свою преступную деятельность, а встал на путь исправления и начал новую жизнь. Для этого, должностными лицами должны быть приняты меры по созданию и реализации программ доступного жилья для бывших осужденных. На первичном этапе реализации подобных программ возможно выделение жилых помещений, которые могли бы использоваться в качестве приютов и общежитий, с возможностью в дальнейшем предоставления собственного жилья. Данная идея хороша тем, что в местах общего проживания бывших осужденных для социальных работников создаются условия для комфортной работы с большим количеством лиц, пытающихся адаптироваться к нормальной жизни после отбытия лишения свободы, нежели если социальные работники будут работать с каждым лицом индивидуально, при этом не уделяя должного внимания каждому, тем самым упуская драгоценное время на пути адаптации. Вполне справедливо указать на возможную
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
-
Признания гражданина занятым (утратой статуса безработного); -
Прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; -
Длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; -
Переезда безработного в другую местность; -
Попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; -
Осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
назначения пенсии;
-
Отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина); -
Смерти безработного.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин, предусмотренных законом;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ;
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
- нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного - со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;
- самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях:
- неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).
Решение о прекращении, приостановке выплаты пособия по безработице или снижении его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного. Одно из оснований для прекращения выплаты пособия - получение пособия обманным путем. Это может быть: сообщение заведомо ложных сведений, подделка документов и т.п. Лишение пособия не исключает привлечения виновного к установленной законом ответственности, а также взыскания незаконно полученного. Поскольку пособие выплачивается только безработным, гражданин, получающий его, обязан сообщать в органы службы занятости даже о временной работе, на которую он устроился. Несообщение рассматривается как обман и влечет соответствующие санкции.
Органы службы занятости могут сами направить гражданина на так называемые временные общественные работы (ремонт дорог, уборка снега, обслуживание зеленых насаждений и т.п.). Направление на эти работы возможно только с согласия лица; заработок, получаемый на этих работах, не препятствует получению пособия по безработице. Выплата пособия прекращается в случае осуждения безработного лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или лишения свободы.
По предложению органов службы занятости безработные граждане, которых не удалось трудоустроить, имеют право на досрочный, но не ранее чем за два года до установленного законом срока (в том числе и льготного), выход на пенсию, которая выплачивается им на общих основаниях. Время, когда гражданин получает стипендию при обучении или пособие по безработице, а также время, необходимое для переезда с его согласия в другую местность по направлению службы занятости, засчитывается в общий трудовой стаж на основании справки, выдаваемой службой занятости.
Право на иные виды социальной помощи.
Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией ИУ, исполняющего наказание.
Право на бесплатный проезд к месту жительства.
Как правило, оплачивается проезд в общих жестких вагонах, в каютах 3 класса пароходов. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе, несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам, следующим с детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны или каюты 2 класса. Если на данном направлении нет железнодорожного или водного транспорта, освобожденный получает билеты на воздушный или автомобильный транспорт. Осужденные обеспечиваются продуктами питания или, по их желанию, деньгами на время пути. На ребенка выдается питание и один комплект белья, одежды и обуви по сезону.
Право на обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда.
Осужденные освобождаемые из ИУ на время, необходимое для проезда к месту жительства, обеспечиваются продуктами питания по минимальным нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации (см. ниже Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время»).12
Больные осужденные, беременные женщины, кормящие матери, несовершеннолетние на путь следования обеспечиваются продуктами. Освобождаемым женщинам с детьми выдается дополнительно для детей на время, необходимое для проезда к месту жительства, сухой паек в виде набора продуктов по назначению врача-педиатра дома ребенка учреждения, исполняющего наказания, или деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости продуктов, входящих в норму питания детей, сложившейся в месяце, предшествующем освобождению от наказания.
Осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, вместо продуктов питания на время проезда могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных за предшествующий освобождению месяц. Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию движения соответствующего вида транспорта, свыше шести часов принимается за полные сутки.
Право на обеспечение одеждой.
Если освобождаемый не имеет необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение, они выдаются бесплатно по заявлению этого лица с разрешения начальника учреждения или его заместителя, либо таким лицам выдается единовременное денежное пособие на приобретение одежды.
Право на сопровождение к месту жительства отдельных категорий освобождаемых.
О дате освобождения больных осужденных, несовершеннолетних, а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, уведомляются их родственники. В случае неприбытия родных или близких освобождаемых несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также беременных женщин или больных, нуждающихся в постороннем уходе, они направляются к месту жительства в сопровождении работника исправительного учреждения.
Таким образом вопрос о ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы стоит особенно остро. Практика оказывает, что большинство рецедивов случаются данными лицами по причине сложности нахождения в обществе осле отсидки и трудностей реализации своих прав. Но современное законодательство в этой области совершенствуется, принимаются новые федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства РФ различных министерств и ведомств, а следовательно ищутся новые методы и подходы к решению проблем в данном аспекте, облегчение ресоциализации и социальной адаптации лиц освобожденных из мест лишения свободы, а также улучшения их жизни в современном обществе после отбытия наказания в местах лишения свободы.
2. Особенности оказания социальной помощи отдельным категориям осужденных
2.1 Содержание социальной помощи осужденным лицам, освобождаемым от отбывания наказания
В настоящее время принципы индивидуальной социальной работы с осужденными получают все большее признание, поскольку она способствует изменению их социально-правового статуса, активизации их личностного потенциала, а также социальной адаптации в условиях жизни на свободе. В процессе проведения индивидуальной социальной работы с осужденными, подлежащими освобождению, необходимо учитывать их семейное положение, степень устойчивости семейных и родственных связей, наличие у них трудового стажа. Пребывание в социальной изоляции оказывает сильное воздействие на осуждённого, его дальнейшую судьбу. За годы пребывания в колонии, где жизнь строится в соответствии с правилами внутреннего распорядка, все заранее определено и решено, люди теряют социальные навыки. Помимо этого, в стране жизнь меняется стремительно и, освободившись, бывшие осуждённые оказываются совершенно не приспособленными к новым условиям, теряются и зачастую вновь совершают преступления. В начале 2018 года организация «Объединение наставников» обратилась с предложением в УФСИН РФ, реализовать коммерческие, творческие или социальные проекты бывших осужденных с помощью личных кураторов. По замыслу авторов данного предложения, после освобождения человек сможет обратиться за помощью к данной организации, а так же подать онлайн-заявку и представить свою идею, а специально подобранный наставник будет консультировать его по необходимым вопросом. Данная программа кураторства поможет бывшим заключенным быстрее адаптироваться на свободе и реализовать свои идеи и задумки, зарабатывать деньги честным путем, а так же не совершать новых преступлений, что поможет значительно снизить уровень рецидивной преступности. Наставничество будет препятствовать возобновлению старых и появлению новых преступных связей, психологическая и социальная помощь и поддержка позволит бывшим осужденным наладить новые положительно влияющие на него связи и отношения. Серьёзной проблемой для многих регионов страны является обустройство после освобождения из исправительного учреждения (далее – ИУ) лиц, которые до осуждения имели статус «без определённого места жительства». Данный статус осуждённые могли приобрести и за период отбывания наказания. В ИУ проблемами решения вопросов по обустройству данной категории лиц, освобождающихся из ИУ, являются, прежде всего: получение отрицательных ответов с мест о возможности трудового и бытового устройства; незнание людьми, обеспеченными властными полномочиями, того, что всех освобождающихся они обязаны обустроить, ведь эти лица являются коренными жителями региона, и нет надежды на то, что их возьмет к себе другой регион. Повышение ответственности администраций регионов за лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы и вышедших из ИУ, поможет решить проблему жилья для человека «без определенного места жительства», чтобы выйдя на свободу, он не оказался на улице, без крыши над головой и без средств, к существованию и не начал свою преступную деятельность, а встал на путь исправления и начал новую жизнь. Для этого, должностными лицами должны быть приняты меры по созданию и реализации программ доступного жилья для бывших осужденных. На первичном этапе реализации подобных программ возможно выделение жилых помещений, которые могли бы использоваться в качестве приютов и общежитий, с возможностью в дальнейшем предоставления собственного жилья. Данная идея хороша тем, что в местах общего проживания бывших осужденных для социальных работников создаются условия для комфортной работы с большим количеством лиц, пытающихся адаптироваться к нормальной жизни после отбытия лишения свободы, нежели если социальные работники будут работать с каждым лицом индивидуально, при этом не уделяя должного внимания каждому, тем самым упуская драгоценное время на пути адаптации. Вполне справедливо указать на возможную