Файл: Курсовая работа по профессиональному модулю пм. 01 Обеспечение.docx
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие государственной поддержки освобожденных из мест лишения свободы
1.3 Права осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы
2. Особенности оказания социальной помощи отдельным категориям осужденных
2.1 Содержание социальной помощи осужденным лицам, освобождаемым от отбывания наказания
2.2 Средства ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы
реализацию идей размещения бывших осужденных, отбывших лишение свободы при крестьянско-фермерских хозяйствах и иных подобных организациях, где такие лица были бы обеспечены жильем и работой и их адаптация проходила в разы быстрее. Также в настоящее время в ИУ поступает очень много отрицательных ответов на запросы о возможном трудовом и бытовом устройстве в отношении лиц, освобождающихся из ИУ, либо не поступает ответов вовсе. Наилучший вариант, если сами осуждённые, или с помощью сотрудника группы социальной защиты осуждённых, находят каких-либо родственников, знакомых, бывших соседей, сослуживцев, одноклассников, сокурсников, для решения вопроса бытового устройства, хотя бы на ближайшие 6-10 месяцев, пока человек не устроиться на работу и не заработает денежные средства для самостоятельного съёма жилья. Специалист по социальной работе колонии зачастую не в состоянии самостоятельно разыскать кого-либо, если осуждённый отказывается помогать ему в этом. Печально и другое: после выхода на свободу у части лиц начинают проявляться имеющиеся ранее или приобретаются девиации, негативные личностные черты неуживчивости, эгоизма, паразитизма и попыток притеснений в социуме людей, не имеющих криминального прошлого, Ими вновь совершаются преступления2 . Всем известно, как осужденные и лица, отбывшие лишение свободы негативно относятся к сотрудникам ИУ и правоохранительных органов, это очень затрудняет их работу, поэтому в решении данного вопроса большую роль может сыграть института наставничества, поскольку осужденный, имея возможность обратиться к наставнику, сможет описать трудности проживания на свободе и устройства на работу, и наставник, зная возможные пути решения таких вопросов, поможет ему в этом. Если говорить о социальных работниках, то их нехватка является основной проблемой как подготовки осужденных к освобождению, так и их социальная адаптация в обществе после отбытия наказания, хотя число выпускников данной профессии, с каждым годом возрастает, к сожалению, не все выпускники работают по своей профессии, а те, которые работают, не хотят идти трудится в УИС, во-первых, из-за контингента, с которым приходится заниматься, во-вторых, из-за низкой заработной платы и сложной работы. Исходя из этого, органам власти и местного самоуправления следует создать все необходимые условия для подготовки и обеспечения социальных работников, чтобы у них присутствовало желание трудится в УИС. В свою очередь, УИС должна направить усилия на дополнительную подготовку должностных лиц из числа уже имеющихся в штате сотрудников для получения ими специальных знаний и навыков в работе с осужденными в рамках социальной работы, это необходимо для того, чтобы работа по подготовке к освобождению осужденных и их дальнейшая адаптация происходила более плодотворно и качественно. Помощь в реабилитации осужденных оказывается по следующим направлениям: 1) трудоустройство; 2) помощь в паспортизации и регистрации, восстановление утраченных документов; 3) получение медицинской помощи; 4) оказание помощи в обеспечении одеждой, продуктами питания; 5) содействие в поиске временного ночлега; 6) установление инвалидности (при необходимости). Между тем только около 20 % освободившихся обращаются за помощью в данные учреждения . Одна из причин этого кроется в недостаточном количестве организаций, осуществляющих социально-психологическую помощь осужденным в их постпенитенциарной адаптации. На этапе подготовки к освобождению с осужденными должна проводиться работа по оказанию консультаций и разъяснению положений о том, куда они вправе обратиться за помощью. Ведь малый процент обращений освободившихся из мест лишения свободы в данные организации связан с тем, что они попросту не знают, куда им можно обратиться и какую помощь они могут получить. Поэтому необходимо, чтобы должностные лица конкретных ИУ совместно с социальными работниками при этих ИУ качественно проводили работу по правовому и социально-бытовому просвещению указанной категории осужденных. Так же проблемой социальной адаптации бывших осужденных является их подготовка к освобождению только на теории, то есть они проходят курс лекций и бесед с работниками ИУ, но, как известно, для закрепления полученных знаний и информации,
необходимо создание таких условий для осужденного, максимально схожих с жизнью на свободе. Данная практика будет эффективно работать, потому что осужденные будут на своем личном примере знать, как вести себя на свободе и какие сложности могут возникнуть при устройстве на работу, при поиске жилья. Необходимо создание реабилитационных центров при каждом ИУ для освобождающихся. Деятельность таких центров может служить отправной точкой для решения проблем, возникающих в связи с социальной реабилитацией лиц, отбывших лишение свободы. Но, к сожалению, существующая нормативно-правовая база делает достаточно сложным привлечение бюджетных средств, для развития подобных центров. Получить долговременный положительный результат, рассчитывая только на финансовые средства учредителей и благотворительность крайне трудно, учитывая экономические и финансовые трудности сегодняшнего дня. Нужен комплекс мероприятий по законодательному закреплению статуса подобных центров, их бюджетного софинансирования, возможных налоговых льгот. Только сочетание частной инициативы и помощи государства может дать реальный эффект. В России не существует ни единой системы ресоциализации бывших заключенных, ни закона, который бы контролировал эту систему. Чтобы получить помощь, осужденному нужно обратиться в центр социальной адаптации или центр занятости — там помогают всем «незащищенным группам населения», к которым относятся в том числе сироты, бездомные, наркозависимые. Бывшие заключенные могут претендовать на помощь по закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Они получают не специфический набор, который соответствовал бы особенностям их положения, а отдельные услуги, предназначенные для бездомных, безработных, малоимущих и инвалидов. Более того, помощь можно получить только если человек смог доказать свою принадлежность к какой-либо из этих групп. Для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осознания ими различий тюремной и мирской жизни, усвоения норм и правил на свободе необходим конкретный комплекс мер по организации социальной реабилитации при взаимодействии специалистов разных ведомств, который проводиться в два основных этапа.
Первый этап: работа в исправительном учреждении. До освобождения осужденного в исправительном учреждении проводится работа, которая предусматривает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению – «социальные лифты». Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Главная цель системы «социальных лифтов» – помочь человеку, оказавшемуся в местах лишения свободы, вернуться к нормальной жизни.
Второй этап: работа после освобождения (в постпенитенциарный период) до восстановления способности индивида к полноценному социальному функционированию Пребывание осужденного в закрытом учреждении исполнения наказания требует усвоения норм и правил тюремной жизни, которые отличаются от правил жизни на свободе. Адаптироваться к жизни в тюрьме – это означает изменить целый ряд привычек, стереотипов поведения, форм самоконтроля и пр. Однако то, что является адаптивным в условиях тюремного заключения, далеко не всегда эффективно и даже вступает в противоречие с требованиями окружения в условиях жизни на свободе. Поэтому зачастую бывший заключенный не способен быстро изменить свое поведение и, следовательно, сталкиваясь с рядом трудностей социальной реадаптации, нуждается в комплексной помощи. Одна из основных проблем в процессе социальной адаптации для бывших осужденных – трудоустройство. Трудности, с которыми сталкиваются освободившиеся при поиске работы: ограниченное число вакансий на рынке труда; дискриминация со стороны работодателей; отсутствие справки о доходах с последнего места работы в местах лишения свободы, что не позволяет встать на учет по безработице в службе занятости населения; не готовность к активному самостоятельному поиску работы. Важной проблемой остаются и вопросы жилищного характера, такие как: нежелание людей, совместно проживающих с освободившимся в одной квартире, жить вместе, что препятствует его нахождению на совместной площади; отсутствие юридической грамотности, что приводят бывших заключенных к бездомности. Проблемы социальной реадаптации также имеют ряд субъективных факторов, среди которых: низкая мотивация на обращение за помощью; плохие коммуникативные навыки и страх перед обращением в какие-либо официальные структуры и организации; низкая информированность о доступных видах помощи; отсутствие навыков обращения за помощью и неумение формулировать запрос. Роль социальных работников в данном случае заключается в содействии освободившимся в получении данных медицинских услуг, в проведении профилактических мероприятий, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни. Социально-психологическое направление заключается в психокоррекционной работе и психологическом консультировании освободившегося, формировании у него адаптивных способностей к новым социальным условиям. Социально-педагогическое направление предполагает содействие в организации мер педагогической помощи к получению образования, ликвидации педагогической запущенности, выработку уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Профессионально-трудовое направление включает в себя профессиональную ориентацию, содействие в получении профессионального образования, профессиональной подготовке и переподготовке, профессионально-производственной адаптации и трудоустройстве освободившегося. Социально-правовое направление представляет собой защиту прав и интересов освободившегося посредством использования законодательной базы социальной защиты населения, что находит свое выражение в правовом консультировании, информировании о социальных правах, льготах, гарантиях, в содействии в оформлении правовой документации, оказании юридической помощи в различных вопросах и т. п. Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности клиента к условиям изменяющейся социальной среды, включающий в себя умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессии, умение установить межличностные отношения, владение способами реализации планов и достижения результатов (способами, которые не противоречат устоявшимся социальным нормам). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: 1) самообслуживание (организация питания, способность к организации быта, развитость навыков личной гигиены,
умение планировать свой режим дня, полноценно сочетать труд и отдых); 2) самостоятельность передвижения (знание назначения транспортных средств для достижения своих целей при выполнении бытовой, общественной, профессиональной деятельности, знание инфраструктуры своей территории, ориентация на местности); 3) включение в трудовую деятельность (формирование мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости). Таким образом, социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предполагает оказание помощи клиентам, освободившимся из уголовно-исполнительной системы, посредством содействия в успешной социальной адаптации после выхода на свободу и профилактики повторных правонарушений.
Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы включает комплекс определенных мер, технологий с использованием различных необходимых форм взаимодействия. Изучая содержание процесса ресоциализации следует обратиться к информации по поводу способов исправления осужденных. Ведущими способами исправления считается установленный порядок исполнения и отбывания наказания (т.е., режим), общественно полезная и социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально- техническое обучение, социальное воздействие. Все эти способы исправления можно рассмотреть как основную составляющую ресоциализирующей деятельности, так как направлены на исправление. В настоящее время в исправительных учреждениях данные способы используются с учетом разновидности наказания, личности осужденного, характера и степени общественной опасности и мотивов преступления, а также поведения осужденного во время отбывания наказания. Любая деятельность должна основываться на соответствующих ей принципах. В статье «Специфические особенности организации воспитательной работы с осужденными женщинами» Т.В. Кириллова13 выделяет, что процесс исправления осужденных женщин основывается на тех же принципах, с помощью тех же средств, форм и методов, по тем же основным направлениям, характерных для осужденных мужчин. Однако при организации воспитательной работы необходимо учитывать специфику физиологии и психологии данной категории осужденных. В нашем уголовном законодательстве Российской федерации прописано, что исполнение наказания осужденными, к лишению свободы, женщин производится с учетом гендерных особенностей. Это проявление можно заметить в режиме отбывания наказания, где у женщин нет строгого режима отбывания наказания, а есть общий режим. А принципы отбывания наказания не отличаются по гендерным особенностям, так как они относятся только к общей категории — категории осужденных. Формирование «новой» реальности для осужденного весьма сложна. Организация данного условия заключается в формировании в исправительном учреждении среды, наполненной социально одобряемыми характеристиками. Задача сотрудников состоит в том, чтобы наполнить его среду ценностными смыслами и содержанием и управлять ее влияниями. Также важно и наличие компетентного персонала ресоциализации, который выступает организатором создания новой реальности для осужденного. Реализация данного условия заключается в постоянном взаимодействии осужденного с персоналом ресоциализации. Задача сотрудников ИУ, отвечающих за организацию процесса ресоциализации на пенитенциарном этапе (специалистов по социальной работе), заключается в формировании и обучении группы персонала ресоциализации. Важно, чтобы каждый сотрудник ИУ (от руководителя до рядового сотрудника любого подразделения), каждый член семьи представлял свою роль в ресоциализации осужденного. Условия изоляции осужденного к лишению свободы должны представлять среду, ориентированную на его успешную ресоциализацию в колонии. Перед сотрудниками стоит важнейшая задача, которая заключается в положительном влиянии на осужденного в целях пересмотрения его ценностных ориентиров, направленных на исправление от криминальных характеристик. В этом процессе участвуют не только сотрудники исправительной колонии, велика роль социально полезных связей, в котором задействованы близкие люди женщины. Природа человека устроена так, что влиянию семьи он поддается даже больше, чем всех остальных, так как он думает, заботится, переживает за близких и стремится к тому, чтобы быть вместе. Ресоциализация характеризуется постоянным взаимодействием участников данного процесса. Важно также обеспечить разрыв неполезных, ненужных связей, чтобы обеспечить полноценное исправление. Кроме отмеченных выше условий отмечается еще и условие изоляции, отделения индивида от «сожителей» по только что оставленному миру. Задача, стоящая перед сотрудниками, заключается в обеспечении физической и ментальной
необходимо создание таких условий для осужденного, максимально схожих с жизнью на свободе. Данная практика будет эффективно работать, потому что осужденные будут на своем личном примере знать, как вести себя на свободе и какие сложности могут возникнуть при устройстве на работу, при поиске жилья. Необходимо создание реабилитационных центров при каждом ИУ для освобождающихся. Деятельность таких центров может служить отправной точкой для решения проблем, возникающих в связи с социальной реабилитацией лиц, отбывших лишение свободы. Но, к сожалению, существующая нормативно-правовая база делает достаточно сложным привлечение бюджетных средств, для развития подобных центров. Получить долговременный положительный результат, рассчитывая только на финансовые средства учредителей и благотворительность крайне трудно, учитывая экономические и финансовые трудности сегодняшнего дня. Нужен комплекс мероприятий по законодательному закреплению статуса подобных центров, их бюджетного софинансирования, возможных налоговых льгот. Только сочетание частной инициативы и помощи государства может дать реальный эффект. В России не существует ни единой системы ресоциализации бывших заключенных, ни закона, который бы контролировал эту систему. Чтобы получить помощь, осужденному нужно обратиться в центр социальной адаптации или центр занятости — там помогают всем «незащищенным группам населения», к которым относятся в том числе сироты, бездомные, наркозависимые. Бывшие заключенные могут претендовать на помощь по закону «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Они получают не специфический набор, который соответствовал бы особенностям их положения, а отдельные услуги, предназначенные для бездомных, безработных, малоимущих и инвалидов. Более того, помощь можно получить только если человек смог доказать свою принадлежность к какой-либо из этих групп. Для адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, осознания ими различий тюремной и мирской жизни, усвоения норм и правил на свободе необходим конкретный комплекс мер по организации социальной реабилитации при взаимодействии специалистов разных ведомств, который проводиться в два основных этапа.
Первый этап: работа в исправительном учреждении. До освобождения осужденного в исправительном учреждении проводится работа, которая предусматривает создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению – «социальные лифты». Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев. Главная цель системы «социальных лифтов» – помочь человеку, оказавшемуся в местах лишения свободы, вернуться к нормальной жизни.
Второй этап: работа после освобождения (в постпенитенциарный период) до восстановления способности индивида к полноценному социальному функционированию Пребывание осужденного в закрытом учреждении исполнения наказания требует усвоения норм и правил тюремной жизни, которые отличаются от правил жизни на свободе. Адаптироваться к жизни в тюрьме – это означает изменить целый ряд привычек, стереотипов поведения, форм самоконтроля и пр. Однако то, что является адаптивным в условиях тюремного заключения, далеко не всегда эффективно и даже вступает в противоречие с требованиями окружения в условиях жизни на свободе. Поэтому зачастую бывший заключенный не способен быстро изменить свое поведение и, следовательно, сталкиваясь с рядом трудностей социальной реадаптации, нуждается в комплексной помощи. Одна из основных проблем в процессе социальной адаптации для бывших осужденных – трудоустройство. Трудности, с которыми сталкиваются освободившиеся при поиске работы: ограниченное число вакансий на рынке труда; дискриминация со стороны работодателей; отсутствие справки о доходах с последнего места работы в местах лишения свободы, что не позволяет встать на учет по безработице в службе занятости населения; не готовность к активному самостоятельному поиску работы. Важной проблемой остаются и вопросы жилищного характера, такие как: нежелание людей, совместно проживающих с освободившимся в одной квартире, жить вместе, что препятствует его нахождению на совместной площади; отсутствие юридической грамотности, что приводят бывших заключенных к бездомности. Проблемы социальной реадаптации также имеют ряд субъективных факторов, среди которых: низкая мотивация на обращение за помощью; плохие коммуникативные навыки и страх перед обращением в какие-либо официальные структуры и организации; низкая информированность о доступных видах помощи; отсутствие навыков обращения за помощью и неумение формулировать запрос. Роль социальных работников в данном случае заключается в содействии освободившимся в получении данных медицинских услуг, в проведении профилактических мероприятий, ориентированных на пропаганду здорового образа жизни. Социально-психологическое направление заключается в психокоррекционной работе и психологическом консультировании освободившегося, формировании у него адаптивных способностей к новым социальным условиям. Социально-педагогическое направление предполагает содействие в организации мер педагогической помощи к получению образования, ликвидации педагогической запущенности, выработку уверенности в собственной полноценности и формирование социально значимой личностно-профессиональной ориентации. Профессионально-трудовое направление включает в себя профессиональную ориентацию, содействие в получении профессионального образования, профессиональной подготовке и переподготовке, профессионально-производственной адаптации и трудоустройстве освободившегося. Социально-правовое направление представляет собой защиту прав и интересов освободившегося посредством использования законодательной базы социальной защиты населения, что находит свое выражение в правовом консультировании, информировании о социальных правах, льготах, гарантиях, в содействии в оформлении правовой документации, оказании юридической помощи в различных вопросах и т. п. Социально-средовая ориентация – это процесс формирования готовности клиента к условиям изменяющейся социальной среды, включающий в себя умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессии, умение установить межличностные отношения, владение способами реализации планов и достижения результатов (способами, которые не противоречат устоявшимся социальным нормам). Социально-бытовая адаптация состоит из следующих элементов: 1) самообслуживание (организация питания, способность к организации быта, развитость навыков личной гигиены,
умение планировать свой режим дня, полноценно сочетать труд и отдых); 2) самостоятельность передвижения (знание назначения транспортных средств для достижения своих целей при выполнении бытовой, общественной, профессиональной деятельности, знание инфраструктуры своей территории, ориентация на местности); 3) включение в трудовую деятельность (формирование мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости). Таким образом, социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы, предполагает оказание помощи клиентам, освободившимся из уголовно-исполнительной системы, посредством содействия в успешной социальной адаптации после выхода на свободу и профилактики повторных правонарушений.
2.2 Средства ресоциализации женщин, осужденных к лишению свободы
Ресоциализация осужденных женщин, отбывающих наказание в виде лишения свободы включает комплекс определенных мер, технологий с использованием различных необходимых форм взаимодействия. Изучая содержание процесса ресоциализации следует обратиться к информации по поводу способов исправления осужденных. Ведущими способами исправления считается установленный порядок исполнения и отбывания наказания (т.е., режим), общественно полезная и социально-воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально- техническое обучение, социальное воздействие. Все эти способы исправления можно рассмотреть как основную составляющую ресоциализирующей деятельности, так как направлены на исправление. В настоящее время в исправительных учреждениях данные способы используются с учетом разновидности наказания, личности осужденного, характера и степени общественной опасности и мотивов преступления, а также поведения осужденного во время отбывания наказания. Любая деятельность должна основываться на соответствующих ей принципах. В статье «Специфические особенности организации воспитательной работы с осужденными женщинами» Т.В. Кириллова13 выделяет, что процесс исправления осужденных женщин основывается на тех же принципах, с помощью тех же средств, форм и методов, по тем же основным направлениям, характерных для осужденных мужчин. Однако при организации воспитательной работы необходимо учитывать специфику физиологии и психологии данной категории осужденных. В нашем уголовном законодательстве Российской федерации прописано, что исполнение наказания осужденными, к лишению свободы, женщин производится с учетом гендерных особенностей. Это проявление можно заметить в режиме отбывания наказания, где у женщин нет строгого режима отбывания наказания, а есть общий режим. А принципы отбывания наказания не отличаются по гендерным особенностям, так как они относятся только к общей категории — категории осужденных. Формирование «новой» реальности для осужденного весьма сложна. Организация данного условия заключается в формировании в исправительном учреждении среды, наполненной социально одобряемыми характеристиками. Задача сотрудников состоит в том, чтобы наполнить его среду ценностными смыслами и содержанием и управлять ее влияниями. Также важно и наличие компетентного персонала ресоциализации, который выступает организатором создания новой реальности для осужденного. Реализация данного условия заключается в постоянном взаимодействии осужденного с персоналом ресоциализации. Задача сотрудников ИУ, отвечающих за организацию процесса ресоциализации на пенитенциарном этапе (специалистов по социальной работе), заключается в формировании и обучении группы персонала ресоциализации. Важно, чтобы каждый сотрудник ИУ (от руководителя до рядового сотрудника любого подразделения), каждый член семьи представлял свою роль в ресоциализации осужденного. Условия изоляции осужденного к лишению свободы должны представлять среду, ориентированную на его успешную ресоциализацию в колонии. Перед сотрудниками стоит важнейшая задача, которая заключается в положительном влиянии на осужденного в целях пересмотрения его ценностных ориентиров, направленных на исправление от криминальных характеристик. В этом процессе участвуют не только сотрудники исправительной колонии, велика роль социально полезных связей, в котором задействованы близкие люди женщины. Природа человека устроена так, что влиянию семьи он поддается даже больше, чем всех остальных, так как он думает, заботится, переживает за близких и стремится к тому, чтобы быть вместе. Ресоциализация характеризуется постоянным взаимодействием участников данного процесса. Важно также обеспечить разрыв неполезных, ненужных связей, чтобы обеспечить полноценное исправление. Кроме отмеченных выше условий отмечается еще и условие изоляции, отделения индивида от «сожителей» по только что оставленному миру. Задача, стоящая перед сотрудниками, заключается в обеспечении физической и ментальной