Файл: Формирование функциональной грамотности учащихся младших классов путем внедрения активных стратегий обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ АКТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство. Школа должна поставить для себя главную задачу: научить детей жить в динамичном, меняющемся мире. Все время растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных. На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности школьников. И новыми главными качествами личности нового школьника являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
В настоящее время перед образованием стоит важная задача научить учащихся применять в жизни знания, полученные в школе. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных.
По словам Леонтьева А,А. «функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
Я, за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.
Условия для того, чтобы ученик стал функционально грамотным:
- учащиеся - активные участники процесса изучения нового материала
- учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.
- в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы.
Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приемов работы на уроках которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.
Зачастую я сталкивалась с проблемой, что учащиеся:
- недостаточно владеют осмысленным чтением;
- затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения;
- не умеют высказывать предположения, строить доказательства;
- не справляются с заданиями на интерпретацию информации.
Перед собой я поставила следующие задачи:
-пробуждение у обучающихся интереса к учению;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
-установление воздействия между учениками, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинство.
Достижению данных задач способствует целенаправленная организация образовательного процесса в начальной школе на основе обучения в диалоге, использования различных форм сотрудничества, групповой работы, совместной деятельности детей, использование активных методов работы.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии
Уже много сказано о важности создания коллаборативной среды на уроке. Ведь основная мысль создания коллаборативной среды заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. То есть мы должны дать ученику возможность работать в комфортной для него обстановке. Для придания данному процессу креативности можно использовать различные средства информационно-коммуникационных технологий: музыкальное сопровождение при выполнении любого задания, видеоролики с танцевальными флэш-мобами для повышения физической активности учащихся, игры.
Также во время создания благоприятной атмосферы даю возможность ученикам самостоятельно создать необходимую, для их плодотворной работы, атмосферу: выбрать игру или задание, разработать приемы деления на группы. Такая свобода выбора для учащихся даст им возможность творчески самовыражаться и предоставляет возможность учителю раскрыть скрытый потенциал учеников.
Главная причина строить процесс начального обучения лежит преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала.
Большинство заданий являются репродуктивными, т. е. предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников я применяю специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:
– проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;
– технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;
– технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений
– обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;
– информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Развитию осознанности чтения уделяю самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.
На своих уроках я добиваюсь полного понимания текста, что предусматривается в грамотности чтения.Это знакомство с текстом,его осмысливание.
Пример. Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе по теме «Соловьи»
Прогноз. Прикрепляю к доске рисунок соловья.
Дети отгадывают загадку (Соловей)
- Составляем кластер – записываем все, что знаем об этой птице.
Использую прием «Чтение с остановками», - предположите, что произойдет дальше?
Затем можно предложить детям выборочное чтение, найти в тексте предложение, в котором заключена главная мысль автора или по вопросу находить информацию в тексте, давать оценку героям. Все это способствует развитию грамотности чтения.
Придумываем рифмы к слову соловей.
Во время физминутки предлагаю игру «Отгадай птицу по голосу»
В конце урока составляем синквейн – такой прием удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики героев.
Дети очень любят инсценировки различных произведений, чтение по ролям, а также упражнения с предложениями, например:
1.НаполянувышлилосихаслосёнкомГордыйлось
наблюдалзанимиКрасивыиумныэтизвери
2. … Сидит Коля Зайцев возле ПНКЬЕА, собирает ЯДОГЫ
3. БЛЕКА ПГЫРАЛА С ВТЕКИ НА ВТЕКУ И УЛАПА ПМРЯО НА СОГОННО ВЛОКА. ВЛОК ВКЧИСОЛ И ХЕТОЛ ЕЁ СЕЪТСЬ.
Со 2 класса мои ученики ведут «Читательский дневник», куда ежедневно записывают названия прочитанного дома произведения, автора, главных героев и основную мысль. В классе делимся впечатлениями о прочитанном: что интересного узнали.
Очень важны активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений. Такой метод, как «Фруктовый сад» позволяет учителю лучше понять каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Метод заключаются в следующем. Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и лимоны (опасения) и предлагается попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения ожиданий и опасений.
Актуальность проблемного обучения заключается в развитии высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Цель применения технологии проблемного обучения состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий от незнания к знанию.
При этом решаются следующие задачи:
1.Формирование внутренней мотивации к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
2.Развитие творческого и интеллектуального потенциала ребенка.
Урок математики. Тема: «Устное сложение и вычитание в пределах 100» Цель: Выполнять устно сложение и вычитание чисел с переходом через десяток в таких случаях, как 45±9,45±19
Подвожу к постановке проблемы через задания устного счёта. Включаю выражения на знание сложения Вычитания без перехода через десяток, с которыми ученики справились без затруднений: 25 + 4, 57 – 13 и т. д, . Последним выражение 45 + 9, которое вызывает у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для выхода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы.
– Почему затрудняетесь в нахождении результата?
Дети. – Мы такие ещё не решали. – В чём затруднение? Дети. – Не умеем решать такие примеры.– Кто догадался, какая задача стоит сегодня перед вами? Дети. – Научиться выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток. Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. Возникла ситуация «интеллектуального разрыва».
Развитию навыков математической грамотности и мышлению способствуют стратегии активного обучения «Думай – объединяйся – делись», « Мозговой штурм», «Рыбья кость», «Обучаясь - обучусь», «Математическая карусель», «Шесть шляп», «Дерево решений», а также интерактивные методы обучения «Магазин», «Математический банкир» и т.д.
Творческие задания: составление математических задач, кроссвордов, написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры, математические сочинения, рисунки, поделки к отдельным темам. При изучении темы «Пространственные и плоские фигуры» (1 класс) ребята сами моделировали с помощью спичек и пластилина пространственные и плоские фигуры, при изучении величин времени готовили модель часов.
Одним из главных направлений в повышения функциональной грамотности по русскому языку, считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности, то мне как учителю, важно подобрать такие приёмы и формы работы, чтобы они способствовали мыслительному, творческому развитию учащихся. Вся система орфографических работ строится на проблемных методах.