Файл: Особенности конструирования современного урока физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Особенности конструирования современного урока физики»
Ставим цели и задачи нашего урока, как и для любого другого урока. Учебные, воспитательные и развивающие лучше прописывать к целой теме. А к конкретному уроку лучше ставить образовательные, четко направленные на результат. В стандарте указаны конкретные предметные результаты освоения программы и метапредметные результаты. Например, цель урока, направленная на результат урока, может быть сформулирована так: «Формирование знаний и умений решения задач на применение законов Ньютона».
Задачи конкретизируют цель:
1. Дать определение понятиям «Ускорение», «Сила», «Инерция».
2. Составить схему «Решение задач на применение законов Ньютона» и т.п.
Мы должны продумать организацию процесса обучения на уроке.
Первое - это проверка домашнего задания.
Задача этого этапа урока - за короткое время проверить знания у как можно большего количество учеников. Для формирования монологической речи на урок необходимо планировать 1 или 2 развёрнутых письменных ответа. Тест может проверить выборочно учитель у 3-4 учеников, 1 ученик проговаривает ответы вслух. Можно домашнее задание проверить у всех, если есть тетради для самостоятельных работ. Возможна взаимопроверка или самопроверка по образцу. Если учитель планирует систему опроса, то с наполняемостью оценок проблем быть не должно.
Изучение новых знаний и способов деятельности должно предваряться актуализацией опыта учащихся по данной теме и начинаться с её определения. К формулированию темы также привлекаются учащиеся. Чтобы эта часть урока оставалась для детей интересной, надо заинтересовать этой темой. Затем выйти на цель и задачи урока. Можно применять различные приёмы, например, такие как «Проблемная ситуация», «Эмоциональное вхождение в урок», «Высказывания великих», «Эпиграф».
При применении приема «Проблемная ситуация», учитель создаёт ситуацию противоречия между известным и неизвестным.
Проблемная ситуация.
Учитель: Ударьте по столу рукой. Что вы испытали?
Ученик: Боль.
Учитель: Почему? Ведь вы бьете стол, а не он вас. Вот на этот вопрос мы ответим, если изучим и поймем третий закон Ньютона.
(Учебная проблема как тема урока.)
– А что мы можем узнать про взаимодействие тел?
- На какие вопросы можем ответить? (Диалог, побуждающий детей к составлению плана.) Фиксируем план работы на доске.
Для постановки целей урока, мотивации учебной деятельности также применяются различные приемы целеполагания. Это могут быть визуальные приёмы: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Группировка», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация»; Или Аудиальные – «Подводящий диалог», «Проблема предыдущего урока».
Этап «открытия» нового знания - основной в уроке и самый трудоёмкий.
Исходя из учебных задач урока, нам нужно только подобрать необходимые источники знаний: учебник, текст, рисунок, фильм…
При конструировании урока учителю необходимо определится со степенью познавательной самостоятельности учащихся. Задания могут выполняться под руководством учителя, индивидуально, в парах или группах, по образцу или по плану. Чаще всего для экономии времени группы формируются так, как сидят ребята
Чаще всего она письменная - это ответы на поставленные вопросы, конспект…
Работа в системе приучает учеников к тому, что тетрадь - это их палочка-выручалочка. Там записаны самые важные моменты. Более простые вопросы репродуктивного характера даю учащимся с низким уровнем подготовки. Сильным ребятам готовлю более сложные, обязательно включаю олимпиадные задания, поскольку они подходят для формирования результатов обучения из блока «Выпускник получит возможность научиться». Этот же принцип лежит в основе всех проверочных, контрольных и практических работ.
Не забываем про рефлексию, это важный этап, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Существует большое количество приёмов рефлексии, относящейся к трём группам.
Рефлексия содержания материала дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Приёмы такой рефлексии: «Продолжи фразу»: (- Мне было интересно…, - Сегодня на уроке я узнал..., - Мне было трудно…).
Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно.
Большое внимание уделяю домашнему заданию. Оно должно быть не просто задано, обязательно прокомментировано. Для комментирования домашнего задания необходимо выделять время еще на этапе проектирования урока.
При отборе заданий на дом использую дифференцированный подход (практикую общее д/з + индивидуальное, которое может быть как репродуктивным, так и творческим). Обязательно одно, что все задаваемые на дом задания должны быть проверены и оценены.
И в заключении хочется сказать, школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. Да, это огромная нагрузка на учителя. Намного проще и быстрее выдать материал самому и не искать источники получения нового знания, готовить задания, формулировать учебные задачи.. Школьники учатся не просто зазубривать и держать в голове все знания школьной программы, а при необходимости умеют найти нужную информацию, либо логически дойти до правильного ответа. Они не боятся нового, чего я и нам желаю.