Файл: Анализ факторов внешней и внутренней среды влияющих на работу фирмы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
-
определены основные направления развития предприятия -
сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса
2 SNW – анализ
SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.
Strength (сильная сторона),
Neutral (нейтральноя сторона),
Weakness (слабая сторона).
В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».
Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант:
Таблица.5
Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции | ||
| Сильная (S) | Нейтральная (N) | Слабая (W) |
Стратегия организации | | | |
Бизнес-стратегии | | | |
Оргструктура | | | |
Финансы | | | |
Продукт как конкурентноспособность | | | |
Структура затрат | | | |
Дистрибуция как система реализации продукции | | | |
Информационная технология | | | |
Инновации как способ к реализации на рынке продуктов | | | |
Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) | | | |
3 PEST – анализ
PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:
-
политических (Policy), -
экономических (Economy), -
социальных (Society), -
технологических (Technology)
аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.
Основные положения PEST – Анализа:
“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”
Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.
Таблица 6.
Политика | Экономика |
1 | 1 |
2 | 2 |
Социум | Технология |
1 | 1 |
2 | 2 |
4 Метод взвешивания каждого фактора
Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).
Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).
Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.
После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.
Практическая работа № 2
Анализ факторов внешней среды в конкретной ситуации
Цель работы: изучение факторов внешней и внутренней среды и анализ их влияния на предпринимательскую деятельность.
Общие положения
От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации.
Среда организации – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации.
Анализ среды включает:
- анализ факторов среды, т.е. ее состояние;
- анализ природы изменения среды;
- выявление возможностей реагирования на эти изменения.
Среду можно разделить на среду ближайшего окружения (микросреда) и отдаленную (общую) среду фирмы (макросреда), т.е. различают внутреннюю и внешнюю среду организации.
Внутренняя среда организации – ситуационные факторы внутри организации, т.е. те условия, которые поддаются регулированию со стороны организации в процессе внутрифирменного планирования и управления. К факторам внутренней среды относятся: цель; задачи; структура; технология; персонал (люди).
Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на:
1) среду прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К этим факторам относятся: поставщики; потребители, конкуренты; законы и государственные органы.
2) среду косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:
- состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);
- политика (стабильность развития общества и государства);
- научно-технический прогресс;
- социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности); - международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);
- природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).
Сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией отображен на рисунке 1.
На основе информации об окружающей среде организация должна адаптировать к ней свою стратегию с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития.
Рисунок 1 – Модель влияния факторов на организацию
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, предприниматель должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Сильные стороны организации - то, в чем она преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны организации - это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п.
Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Выполнение работы
Задание 1. Выделите наборы потенциальных кризисных ситуаций, вызванных внешними и внутренними факторами, для следующих организаций (на выбор любые 3 организации):
- коммерческих банков;
- правозащитных организаций;
- туристических агентств;
- организаций торговли;
- телекоммуникационных компаний, веб-студий;
- автосервисов, АЗС;
- производственных предприятий.
Предложите варианты предотвращения или минимизации негативного эффекта возможных кризисных ситуаций.
Задание 2. Проведите анализ сильных и слабых сторон конкретной организации (на примере действующей организации согласно выбранной вами специальности/профессии), определите ее конкурентные преимущества и недостатки, выделив:
- Сильные стороны - преимущества организации;
- Слабости - недостатки организации;
- Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.