Файл: Анализ факторов внешней и внутренней среды влияющих на работу фирмы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:

  •  определены основные направления развития предприятия

  •  сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса

2 SNW – анализ

SNW – анализ – это усовершенствованный SWOT-анализ.

Strength (сильная сторона),

Neutral (нейтральноя сторона),

Weakness (слабая сторона).

В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW – анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S».

Для составления SNW – анализа необходимо заполнить таблицу, можно предложить такой вариант:

Таблица.5

Наименование стратегической позиции

Качественная оценка позиции




Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

Стратегия организации










Бизнес-стратегии










Оргструктура










Финансы










Продукт как конкурентноспособность










Структура затрат










Дистрибуция как система реализации продукции










Информационная технология










Инновации как способ к реализации на рынке продуктов










Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации)











3 PEST – анализ

PEST – анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

  •  политических (Policy),

  •  экономических (Economy),

  •  социальных (Society),

  •  технологических (Technology)

аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь определяет среду компании и получение ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики это создание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские предпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Основные положения PEST – Анализа:

“Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны”

Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.

PEST – Анализ не является общим для всех организаций, так как для каждой из них существует свой особый набор ключевых факторов.

Таблица 6.

Политика

Экономика

1

1

2

2

Социум

Технология

1

1

2

2

4 Метод взвешивания каждого фактора

Другим вариантом анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации).

Взвешивание фактора осуществляется  от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное) к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +50 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –50 (сильное воздействие, серьезная опасность).



Наиболее благоприятные возможности обеспечиваются технологической мощью организации, наибольшая опасность заключается в конкуренции со стороны зарубежных фирм.

После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организации. При этом оно должно иметь полное представление о внутреннем потенциале и о недостатках организации, а также о внешних проблемах.

Практическая работа № 2

 

Анализ факторов внешней среды в конкретной ситуации

 

Цель работы: изучение факторов внешней и внутренней среды и анализ их влияния на предпринимательскую деятельность.

Общие положения

 

От момента создания организации, вокруг и внутри нее, существует множество элементов, которые влияют на ведение бизнеса. Это набор функций, факторов, процессов, входов и выходов, а также условия и ограничения, связанные с повседневной работой. Совокупность таких элементов и есть среда организации.

Среда организации – это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность организации. 

Анализ среды включает:

-   анализ факторов среды, т.е. ее состояние;

-   анализ природы изменения среды;

-   выявление возможностей реагирования на эти изменения.

Среду можно разделить на среду ближайшего окружения (микросреда) и отдаленную (общую) среду фирмы (макросреда), т.е. различают внутреннюю и внешнюю среду организации.

Внутренняя среда организации – ситуационные факторы внутри организации, т.е. те условия, которые поддаются регулированию со стороны организации в процессе внутрифирменного планирования и управления. К факторам внутренней среды относятся: цель; задачи; структура; технология; персонал (люди).

Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на: 

1)                     среду прямого воздействия - факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К этим факторам относятся: поставщики; потребители, конкуренты; законы и государственные органы. 

2)                     среду косвенного воздействия - факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них: 


-                состояние экономики (уровень цен, инфляции, банковская политика и т.д.);

-                политика (стабильность развития общества и государства);

-                научно-технический прогресс;

-                социально-культурные факторы (традиции, культурные ценности); - международные события (таможенная политика, экспорт, импорт);

-                природно-географические факторы (климатические условия, доступность сырья, экологическая обстановка).

Сущность окружающей среды и характер ее влияния на управление организацией отображен на рисунке 1.

На основе информации об окружающей среде организация должна адаптировать к ней свою стратегию с учетом своих конкурентных преимуществ и целей развития.

 

Рисунок 1 – Модель влияния факторов на организацию

Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, предприниматель должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.

Сильные стороны организации - то, в чем она преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны организации - это отсутствие чего-то важного для функционирования организации или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. 


Рыночные угрозы - события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Выполнение работы

 

Задание 1. Выделите наборы потенциальных кризисных ситуаций, вызванных внешними и внутренними факторами, для следующих организаций (на выбор любые 3 организации):

-                   коммерческих банков;

-                   правозащитных организаций;

-                   туристических агентств;

-                   организаций торговли;

-                   телекоммуникационных компаний, веб-студий;

-                   автосервисов, АЗС;

-                   производственных предприятий.

Предложите варианты предотвращения или минимизации негативного эффекта возможных кризисных ситуаций.

 

Задание 2. Проведите анализ сильных и слабых сторон конкретной организации  (на примере действующей организации согласно выбранной вами специальности/профессии), определите ее конкурентные преимущества и недостатки, выделив:

-                   Сильные стороны - преимущества организации;

-                   Слабости - недостатки организации;

-                   Возможности - факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;

-                   Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.