ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Литература

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1373

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Леонид Андреев «Ангелочек» - Блок Стихотворение - святочные рассказы (программное произведение с хорошим концом).

Главный герой Сашка, его отец был влюблён в одну из Свешниковых. Родители его пили.

Литературная газета. Издания железнодорожников.

Роль газеты немного утрачена.

«Баргамот и Гораська», «Иуда из Кариот»



Поэты Аненский, Ахматова, Блок

Бунин «Господин из Сан-Францизко», «Лёгкое дыхание»

«Окаянные дневники», «Тёмные аллеи»

Горький «Мать», «Детство», «Несвоевременная публицистика»

Гумилёв

Зайцев «Голубая звезда»

Куприн «Гамбринус», «Штабс капитан Рыбников», «Юнкера»

Мандельштам

Маяковский куда же без него

Пришвин Никон староколенный

Сологуб

Цветаев

Шмелёв неупиваемая чаша лето босподне



  1. Годы жизни Андреева: 1871-1919

  2. Где родился и умер? Родился в Орле, умер в деревне Нейвола (Финляндия).

  3. Как назывался первый рассказ Андреева, который заметил и оценил М.Горький? «Баргамот и Гараська».

  4. Что означает «пасхальный» рассказ? Рассказ, написанный по заказу редакции газеты в пасхальный номер.

  5. Почему Баргамот - ироническая кличка? Баргамот – сорт груши.

  6. Каковы настоящие имя, отчество и фамилия Баргамота? Иван Акиндиныч Бергамотов.

  7. Как он назывался официально? «Городовой бляха №20».

  8. Сколько лет было Петьке из рассказа «Петька на даче»? десять лет.

  9. Где находилась эта дача? В Царицыно под Москвой.

  10. Как звали мальчика в рассказе «Ангелочек»? Сашка.

  11. С каким русским произведением сравнил его А.Блок? с рассказом Ф.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».

  12. О каком своём рассказе Л.Андреев написал: «Стена» - это всё то, что стоит на пути к новой совершенной и счастливой жизни. Это, как у нас в России и почти везде на Западе, политический и социальный гнёт; это – несовершенство человеческой природы с её болезнями, животными инстинктами, злобою, жадностью; это вопросы о смысле Бытия, о Боге, о жизни, о смерти – «проклятые вопросы»…? О рассказе «Стена».

  13. Кто входил в группу писателей-реалистов, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ВОКРУГ Горького и товарищества «Знание»? И.Бунин, А.Куприн, Е.Версаев, Е.Чириков, А.Серафимович, Л.Андреев, Н.телешов, Б.зайцев и другие.

  14. Как назывался их московский кружок и почему именно так? «Среда». Собирались по средам в квартире Н.Телешова.

  15. Кто из писателей 19 века был наиболее близок к Л.Андрееву? Достоевский.

  16. С каким священным текстом перекликается «Жизнь Василия Фивейского»? с книгой Иова в Библии.

  17. Каким было отношение Л.Андреева к Октябрьской революции 1917 года? Резко отрицательным.

  18. Как назывался памфлет, написанный им об Октябрьской революции? «S.O.S.».

  19. Назовите самую знаменитую драму Л.Андреева? «Жизнь человека».

  20. Кто из великих режиссёров поставил её в начале века? Мейерхольд и Станиславский.

  21. Какое из направлений русского искусства предвосхитил в своём творчестве Л.Андреев? Экспрессионизм.

  22. Как называлось последнее незавершённое художественное произведение Л.Андреева? «Дневник Сатаны».


Знаешь ли ты персонажей Л.Андреева?

  1. «Высокий, толстый, сильный, громогласный..», «напоминал мастодонта или вообще одного из тех милых, но погибших созданий, которые за недостатком помещения давно уже покинули землю..» Баргамот.

  2. «Трезвым его не видел никто, даже нянька, которая в детстве ушибает ребят, после чего от них слышится спиртной запах» Гараська.

  3. «Он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные – он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре» Петька («Петька на даче»).

  4. «Кроткий покой и безмятежность легли на истомлённое лицо человека, который отжил, и смелое личико человека, который ещё только начал жить» Сашка и его отец из «Ангелочка».

  5. «Над всей жизнью (кого?) тяготел суровый и загадочный рок» Василий Фивейский.

  6. «Двоилось так же и лицо (кого?): одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская, застывшая; и хотя по величине она равнялась первой, но оказалось огромною от широко открытого слепого глаза» Иуда Искариот.

  7. «И вот один за другим поднимали они и бросали гигансткие камни, удивляясь, смотрели на них ученики» Иуда и Пётр («Иуда Искариот»).

  8. «И так велико было ликование, так неудержимо в криках рвалась к нему любовь, что плакал (кто?), а ученики его говорили гордо:

Не сын ли это Божий с нами?» Христос («Иуда Искариот»).

Назовите правильный ответ?

  1. Городовой в рассказе «Баргамот и Гараська» был: худой, толстый, сильный, слабый.

  2. Гараська был: слесарем, безработным, дворником.

  3. Действие рассказа «Баргамот и Гараська» происходит: на Пасху, в Рождество, в Троицу.

  4. Мальчик в рассказе «Петька на даче» работал: в прачечной, парикмахерской, на кухне.

  5. Мальчик в рассказе «Петька на даче» увлекался: ловлей голубей, рыбалкой, игрой на скрипке.

  6. Ангел в рассказе «Ангелочек» был сделан из: воска, пластилина, глины.

  7. Главное несчастье, которое случилось в семье Василия Фивейского: погиб его отец, утонул сын, сгорел дом.

  8. Василий Фивейский был: священником, мещанином, дворянином.

  9. В конце рассказа Василий Фивейский: умирает, уезжает из дома, сходит с ума.

  10. Иуда Искариот был: слепым, одноглазым, глухонемым.

  11. Он предал Христа за: десять, пятьсот, тридцать сребреников.

  12. На Иуде лежала обязанность: записывать слова Иисуса, добывать пропитание, намечать маршрут путешественников.

  13. Иуда предал Иисуса из-за: ненависти, любви, зависти.

  14. Самым сильным среди учеников был: Иуда, Пётр, Фома.

  15. Любимым учеником Иисуса был: Пётр, Фома, Иоанн.

  16. Марина Магдалина в прошлом была: служанкой, блудницей, крестьянкой.

  17. Казнь Иисуса состоялась в: Назарете, Вифлееме, Иерусалиме.

  18. В конце Иуда: повесился, бросился со скалы, сошёл с ума.

  19. «Рассказ о семи повешенных» автор посвятил: М.Горькому, Ф.Достоевскому, Льву Толстому.

  20. Повесть «Красный смех» имеет подзаголовок: «записки», «фрагменты из дневника», «отрывки из найденной рукописи».




Богомолов

Некрасов

Платонов

Воробьёв

Курочкин

Астафьев









Семинар 3.

  1. Владимир Осипович Богомолов (1926-2003), русский советский писатель. Родился 3 июня в д. Кирилловка Московской области. Участник ВОВ. В действующей армии был рядовым, командиром отделения, взвода, офицером разведки. Награждён орденами и медалями. Служил в армии до 1952.

Первое произведение Богомолова – опубликованная в журнале «Знамя» повесть «Иван» (1957) сразу принесла автору известность. Трагическая история мальчика разведчика, погибающего от рук немецких захватчиков, рассказана с глубокой эмоциональностью, но без патетики. Повесть «Иван» переведена более чем на 40 языков, опубликована более двухсот раз. На её основе А.Тарковским создан фильм «Иваново детство» (1962).

Вторая повесть – «Зося» (1963). Это произведение (по замечанию самого Богомолова) о «несвершившемся» в судьбах молодых людей военного поколения. Повесть проникнута глубокой лиричностью.

Таким же настроением проникнуты короткие рассказы Богомолова о войне: «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком», «Сердца моего боль» (1963).

В 1963 писателем также создано несколько предельно лаконичных рассказов на бытовые темы: «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Участковый», «Сосед по квартире», примечательных умением автора обрисовать характер минимальными средствами.

Затем наступил период молчания, продлившийся около 10 лет. Лишь в 1974 Богомолов опубликовал новое произведение – роман «Момент истины ( В августе сорок четвёртого…)». РОМАН ПРИНЁС ПИСАТЕЛЮ ОГРОМНУЮ ПОПУЛЯРНОСТЬ; НЕОДНОКРАТно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы ВОВ. Напряжённый сюжет даёт возможность сравнить его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всём, начиная с изображения «мелочей» в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характера. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью, а реалистические детали наполняются символическим звучанием (ключевая фраза: «момент истины» - является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя: стремление к правде).

Последние три десятилетия жизни Богомолов работал над эпопеей «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?», действие которой начинается в последние месяцы войны и заканчивается в 1990-е.

Богомолов тот художник, в чьём творчестве тема ВОВ является основной. Но проблемы, которые его занимают вечны – «гражданственность, неприятие человеком зла и несправедливости».


Умер 30 декабря 2003 в Москве.

«Зося» цитаты:

  1. «Смелостью берут города... — убеждал и настраивал я себя, расхаживая за ригой. — К черту интеллигентность!.. Под лежачий камень и вода не течет... Главное — боевая наступательная тактика! Напористость, граничащая с нахальством...-»

И еще я мысленно повторял любимое Витькино изречение: «Жизнь, как и быка, надо брать за рога, а не хватать за хвост!»

  1. Мотор заработал сильнее, но машина не успела тронуться, как неожиданно Зося с напряженным испуганным лицом — в глазах у нее стояли слезы! — вдруг обхватила меня руками за голову и с силой поцеловала в губы...

  2. А на обороте крупными корявыми буквами, размашисто, видимо, второпях было написано: «Ja cie kocham, a ty spisz!{6}..»

  3. Вижу ее как сейчас: невысокая, ладная и необычайно пленительная, раскачивая в руке корзинку, легко и ловко ступая маленькими загорелыми ногами — как бы пританцовывая, — она идет через сад, напевая что-то веселое... оскорбленная, пунцово-красная, разъяренная сидит за столом, высоко вскинув голову и вызывающе выпятив грудь с католическим серебряным крестиком на цветастой блузке... Представляю ее себе необыкновенно живо, до мелочей, до веснушек и точечной родинки на мочке крохотного уха... Представляю ее себе то по-детски смешливой и радостной, то строгой и до надменности гордой, то исполненной удивительной нежности, кокетства и пробуждающейся женственности... Вижу ее и в минуту расставания — напряженное, испуганное лицо, дрожащие, как у ребенка, брови и слезы в уголках глаз...

Сколько раз за эти годы я вспоминал ее, и всегда она заслоняла других... Теперь она, наверно, уже не та, должно быть, совсем не такая, какой осталась в моей памяти, но представить ее себе иной, повзрослевшей, я не могу, да и не желаю. И по сей день меня не покидает ощущение, что я и в самом деле что-то тогда проспал, что в моей жизни и впрямь — по какой-то случайности — не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое...



  1. Воробьёв Константин Дмитриевич 24.9.1919 ( по другим данным 16.11.1917), с. Нижний Реутец Медвенского района Курской области – 2.3.1975, Вильнюс, перезахоронен в Курске, русский писатель.

Вырос в крестьянской семье. Окончил сельскую школу-семилетку, курсы киномехаников. В 1935 стал литературным консультантом районной газеты г.Медвенка, где с 14 лет публиковал очерки и стихи. В качестве литературного консультанта проработал недолго: за стихотворение «За смерть Кирова» был исключен из Комсомола и вскоре уволен. Поводом послужила найденная у него книга об ВОВ 1812, КОТОРЫЕ ПАРТИЙНЫЕ ИДЕОЛОГИ СОЧЛИ СВИДЕТЕЛЬСТВОМ «ПРЕКЛОНЕНИЯ ПЕРЕД ЦАРСКИМИ ГЕНЕРАЛАМИ».

В 1938 переехал в Москву 1938-1940 – служил в армии. По возвращении из армии некоторое время работал в газете Военной академии им. М.В.Фрунзе. в 1941 учился в Кремлёвском краснознамённом пехотном училище. Воробьёв вместе с другими кремлёвскими курсантами защищал Москву в 1941. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения. В том же году, находясь в фашистском тылу, Воробьёв написал свою первую повесть «Дорога в отчий дом» ( опубликована в 1986 под названием «Это мы, Господи!»). в повести описаны страшные события, которые пришлось пережить автору: фашистский застенок, концлагерь, расстрелы товарищей.


После освобождения Советской Армией Шауляя Воробьёв был назначен в этом городе начальником штаба ПВО. Демобилизовавшись в 1947, до 1956 работал в торговых организациях Вильнюса, писал прозу, работал в газетах «Советская Литва» (до 1961). Его первый рассказ «Лёнька» (1951) был опубликован в милицейской газете. В рассказах конца 40-х начала 50-х и в повести «Одним дыханием» (1948) в основном шла речь о буднях литовской деревни.

Большинство произведений основаны на личном фронтовом опыте. Повести «Сказание о моём ровеснике (1960, изд. В 1963 под названием «Алексей сын Алексея»), «Убиты под Москвой» (1961, изд. 1963), «Крик» (1962) подчёркнуто ориентированы на изображение страшной правды войны, что позволило критике рассматривать творчество Воробьёва в контексте «лейтенантской прозы».

Повести «Почём в ракитной радости» (1964), «Друг мой Момич»(1965, сокращённая публикация под назв. «Тётка Егориха» 1967, полностью издана в 1988) о гибели русской деревни; в центре повестей «Вот пришёл великан…» (1971) и «…И всему роду твоему» (не завершена) – проблемы нравственного конформизма, деградации личности.

Незадолго до смерти писатель работал над романом «Крик», который должен был стать продолжением одноимённой повести. Определяя его сюжет , он писал, что это «просто жизнь, просто любовь и преданность русского человека земле своей, его доблесть, терпение и вера».

Умер К.Д.Воробьёв в Вильнюсе 2 марта 1975. Посмертно удостоен премии Александра Солженицына (2000 г).

«Б.П.Г.» - бей по голове.





  1. Виктор Павлович Некрасов (1911-1987) родился 4 (17) июня 1911 года в Киеве, в семье врача. В 1936 окончил Киевский строительный институт как архитектор, параллельно проходил обучение в театральной студии при театре. После окончания института работал актёром и театрлаьным художником в театрах Киева, Владивостока и Ростова-на-Дону. С августа 1941 – в армии. Воевал в Сталинграде, на Мамаевом кургане. После второго ранения в 44-м был демобилизован. Во время отпуска по ранению написал свою первую книгу «В окопах Сталинграда».

Повесть «В окопах Сталинграда», опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя» №8-10, была одной из первых книг о войне, написанных правдиво насколько это возможно было в то время. Она принесла писателю подлинную славу;. еиздана общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков. За эту книгу, после его прочтения Иосифом Сталиным, Виктор Некрасов получил в 1947 году Сталинскую премию второй степени. По мотивам повести и по сценарию Некрасова в 1956 году был снят фильм «Солдаты», отмеченный премией Всесоюзного кинофестиваля. В этом фильме сыграл одну из своих больших первых киноролей Иннокентий Смоктуновский.

Повесть Некрасова имела огромный успех и послужила важным ориентиром для заявившей о себе на рубеже 50-60-х гг. литературы фронтового поколения, которую стали нередко называть «Лейтенантской прозой».