ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Русский язык
Добавлен: 10.02.2019
Просмотров: 2839
Скачиваний: 17
СИНТАКСИС
СОВРЕМЕННОГО
РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебник
для филологических специальностей
университетов СНГ
Санкт-Петербург
2008
МежгоСударСтвенный фонд гуМанитарного СотрудничеСтва
гоСударСтв – учаСтников Снг
Санкт-ПетербургСкий гоСударСтвенный универСитет
факультет филологии и иСкуССтв
Синтаксис современного русского языка: учебник для филоло-
гических специальностей университетов Снг/ г. н. акимова, С. в. вят-
кина, в. П. казаков, д. в. руднев; под ред. С. в. вяткиной. СПб.: фа-
культет филологии и искусств СПбгу, 2008. — 347 с.
ISBN 978-5-8465-0865-1
ббк 81.2рус-2
C38
ISBN 978-5-8465-0865-1
© г. н. акимова, С. в. вяткина, в. П. казаков,
д. в. руднев, 2008
© факультет филологии и искусств СПбгу, 2008
© С. в. лебединский, оформление, 2008
C38
а в т о р ы :
Г. Н. Акимова («изменения в синтаксическом строе»); С. В. Вяткина («введение»,
«Предложение: основные понятия» — § 1, 2 (совместно с в. П. казаковым), § 3, «дву-
составные предложения» — § 1, «односоставные предложения», «осложнение простого
предложения» — § 3, «коммуникативная организация простого предложения», «Слож-
ное синтаксическое целое (ССЦ) и текст»; В. П. Казаков («Словосочетание», «Предло-
жение: основные понятия» — § 2 (совместно с С. в. вяткиной), «двусоставные пред-
ложения» — § 2, 3, «неполные и эллиптические предложения», «осложнение простого
предложения» — § 1, 2, «Структура простого предложения в концепции н. Ю. Шведо-
вой («русская грамматика»)», «Семантическая организация простого предложения»);
Д. В. Руднев («Сложное предложение», «основные сведения о русской пунктуации»,
«терминологический указатель»)
Учебник издан при поддержке Межгосударственного
фонда гуманитарного сотрудничества государств–
участников СНГ
Настоящее издание подготовлено в рамках Программы создания нового поколения
учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для РФ и государств—уча-
стников СНГ, реализуемой Факультетом филологии и искусств СПбГУ.
Учебник «Синтаксис современного русского языка», ориентированный на активное
усвоение материала студентами, представляет собой комплексное освещение традицион-
ных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической
теории. Описание синтаксических единиц сопровождается экскурсами в историю их
становления в русском языке и характеристикой новых синтаксических явлений. Изло-
женный материал представлен в обобщенном виде в таблицах; поиск необходимой ин-
формации облегчается благодаря наличию терминологического указателя.
Учебник предназначен для студентов и аспирантов филологических специальностей
университетов СНГ.
ББК 81.2Рус-2
3
предисловие
Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объ-
ектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов
к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной нау-
ке на рубеже XX–XXI вв., требует глубокого осмысления. Современ-
ный студент-филолог, изучающий различные научные концепции,
должен быть хорошо теоретически подготовлен.
При создании данного учебника авторы учитывали такую особен-
ность преподавания русского языка на современном этапе в россий-
ской федерации и государствах — участниках Снг, как разрозненность
научного и дидактического пространства, преодоление которой тре-
бует ознакомления студента-русиста и с традиционными, и с совре-
менными синтаксическими концепциями. учебник ориентирован,
во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных
вопросов синтаксической теории (теория словосочетания, типология
простого и сложного предложения, синтаксис текста); во-вторых, на
включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в
связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того
чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современ-
ного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса,
что определяет включение раздела «изменения в синтаксическом
строе», посвященного новым синтаксическим явлениям (автор
проф. г. н. акимова).
освещение традиционных взглядов на синтаксические явления,
на которых базируется современное преподавание русского языка в
школе, и дискуссионных вопросов, которые во многих учебных по-
собиях даны односторонне (например, только структурный или се-
мантический аспекты), помогает, по мнению авторов, преодолеть
разрыв между двумя ступенями образования и позволяет студенту
выработать навыки самостоятельного многостороннего анализа син-
таксических единиц.
активное усвоение теоретического материала предполагает зна-
комство современного студента с процессами развития синтаксических
единиц, со сменой научных парадигм и с современным терминоло-
гическим аппаратом. Это определило включение в состав учебника
двух списков литературы: минимального базового (рекомендуемые
работы в конце каждого раздела) и расширенного, учтенного автора-
ми пособия при его создании (в конце пособия). обращение ко вто-
рому списку предполагает углубленное изучение синтаксиса.
иллюстративный материал из классической и современной русской
литературы вводится для демонстрации особенностей функциониро-
вания синтаксических единиц на разных этапах развития современ-
ного русского языка. Материал, изложенный в разделах учебника:
«введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное предло-
жение», — представлен в обобщенном виде в таблицах; поиск необ-
ходимой информации облегчается благодаря наличию терминологи-
ческого указателя.
текст нового учебника обсуждался в рамках второй международ-
ной конференции «Проблемы создания новых учебников по русскому
языку для государств – участников Снг», проходившей на факульте-
те филологии и искусств СПбгу 16–18 ноября 2008 года.
в целях рецензирования и последующей доработки учебника была
сформирована Межгосударственная группа экспертов — ученых круп-
нейших вузов государств – участников Снг, среди которых: бакинский
славянский университет (азербайджан), ереванский государственный
университет (армения), белорусский государственный университет,
Минский государственный лингвистический университет (беларусь),
казахский национальный университет им. аль-фараби, киргизско-
российский (Славянский) университет, институт современных языков
университета «МанаС» (киргизия), Славянский университет рес-
публики Молдова, бельцкий государственный университет (Молдова),
таджикский государственный национальный университет, Самар-
кандский государственный университет (узбекистан), донецкий на-
циональный университет (украина) и многие другие.
авторы хотели бы выразить особую благодарность своим колле-
гам-русистам: т. н. волынец (беларусь), С. а. лалаян (армения),
т. П. Млечко (Молдова), М. б. нагзибековой (таджикистан), Э. д. Су-
лейменовой (казахстан), к. З. Зулпукарову (кыргызстан) — за согла-
сие принять участие в обсуждении и совершенствовании данного
учебника.
5
введение
Синтаксис в иерархии языковых уровней занимает высшую сту-
пень, так как именно он связан с коммуникативной функцией
языка. Синтаксисом называется и наука, занимающаяся описани-
ем строения, семантики и функций единиц данного языкового
уровня. Таким образом, термин «синтаксис» употребляется в двух
значениях: это высший, коммуникативный уровень языка, так как
именно на нем единицы других уровней организуются с целью
построения речи: фонетически оформленные (фонетический уро-
вень) слова (лексический уровень) с их грамматическими харак-
теристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с дру-
гом, формируют сообщение о действительности, о воле говоряще-
го или о его отношении к миру; это раздел грамматики, описыва-
ющий правила, закономерности построения речи.
§ 1. Синтаксис как наука (история и современность)
Термин «синтаксис» (восходит к греческому слову syntaxis — ‘по-
строение, сорасположение, строй’) определяется как наука о языке,
которая исследует и формулирует правила речеобразования; таким
образом, на синтаксическом уровне ярче всего проявляется взаи-
мосвязь языка (системы) и речи (реализации языковой системы).
История синтаксиса как науки восходит к учениям древнегре-
ческих философов (термин «синтаксис» впервые был использован
стоиками в III в. до н.э. при описании логического содержания
высказываний), в центре внимания которых было изучение рече-
мыслительных процессов, поэтому и использованные ими понятия
отражали разные стороны одного явления: логическую, морфоло-
гическую и синтаксическую.
Сочинения Аполлония Дискола (II в. н.э.), в которых было дано
описание связей слов и форм слов в предложении, положили на-
чало интерпретации собственно языковых явлений, хотя его син-
таксис имел морфологическую основу и Аполлоний Дискол не
предложил специальной системы синтаксических понятий. В XIII—
XVI вв. в универсальных (философских) грамматиках и в «Грам-
матике Пор-Рояля» (XVII в.) категории синтаксиса были названы
универсальными (А.Арно и К.Лансло), так как сам синтаксис оп-
ределялся как содержательная область грамматики, в то время как