Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 2417

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СИНТАКСИС  

СОВРЕМЕННОГО  

РУССКОГО ЯЗЫКА 

 

Учебник 

для филологических специальностей  

университетов СНГ

Санкт-Петербург

2008

МежгоСударСтвенный фонд гуМанитарного СотрудничеСтва  

гоСударСтв – учаСтников Снг

Санкт-ПетербургСкий гоСударСтвенный универСитет 

факультет филологии и иСкуССтв


background image

Синтаксис современного русского языка: учебник для филоло-

гических специальностей университетов Снг/ г. н. акимова, С. в. вят-

кина, в. П. казаков, д. в. руднев; под ред. С. в. вяткиной. СПб.: фа-

культет филологии и искусств СПбгу, 2008. — 347 с. 

ISBN 978-5-8465-0865-1

ббк 81.2рус-2

        C38

ISBN 978-5-8465-0865-1

©  г. н. акимова, С. в. вяткина, в. П. казаков,  

д. в. руднев, 2008

© факультет филологии и искусств СПбгу, 2008

© С. в. лебединский, оформление, 2008

C38

а в т о р ы :

Г.  Н.  Акимова  («изменения  в  синтаксическом  строе»);  С.  В.  Вяткина  («введение», 

«Предложение: основные понятия» — § 1, 2 (совместно с в. П. казаковым), § 3, «дву-

составные предложения» — § 1, «односоставные предложения», «осложнение простого 

предложения» — § 3, «коммуникативная организация простого предложения», «Слож-

ное синтаксическое целое (ССЦ) и текст»; ВПКазаков («Словосочетание», «Предло-

жение: основные понятия» — § 2 (совместно с С. в. вяткиной), «двусоставные пред-

ложения» — § 2, 3, «неполные и эллиптические предложения», «осложнение простого 

предложения» — § 1, 2, «Структура простого предложения в концепции н. Ю. Шведо-

вой  («русская  грамматика»)»,  «Семантическая  организация  простого  предложения»); 

ДВ.  Руднев  («Сложное  предложение»,  «основные  сведения  о  русской  пунктуации», 

«терминологический указатель») 

Учебник издан при поддержке Межгосударственного 

фонда гуманитарного сотрудничества государств– 

участников СНГ

Настоящее издание подготовлено в рамках Программы создания нового поколения 

учебников и учебных пособий по русскому языку и литературе для РФ и государств—уча-

стников СНГ, реализуемой Факультетом филологии и искусств СПбГУ.

Учебник «Синтаксис современного русского языка», ориентированный на активное 

усвоение материала студентами, представляет собой комплексное освещение традицион-

ных и современных синтаксических концепций, дискуссионных вопросов синтаксической 

теории. Описание синтаксических единиц сопровождается экскурсами в историю их 

становления в русском языке и характеристикой новых синтаксических явлений. Изло-

женный материал представлен в обобщенном виде в таблицах; поиск необходимой ин-

формации облегчается благодаря наличию терминологического указателя.

Учебник предназначен для студентов и аспирантов филологических специальностей 

университетов СНГ.

ББК 81.2Рус-2


background image

3

предисловие

Синтаксис, высший уровень в языковой системе, всегда был объ-

ектом пристального внимания лингвистов, но многообразие подходов 

к описанию единиц этого уровня, сложившееся в отечественной нау-

ке на рубеже XX–XXI вв., требует глубокого осмысления. Современ-

ный студент-филолог, изучающий различные научные концепции, 

должен быть хорошо теоретически подготовлен.

При создании данного учебника авторы учитывали такую особен-

ность преподавания русского языка на современном этапе в россий-

ской федерации и государствах — участниках Снг, как разрозненность 

научного и дидактического пространства, преодоление которой тре-

бует ознакомления студента-русиста и с традиционными, и с совре-

менными синтаксическими концепциями. учебник ориентирован, 

во-первых, на комплексный подход к освещению дискуссионных 

вопросов синтаксической теории (теория словосочетания, типология 

простого и сложного предложения, синтаксис текста); во-вторых, на 

включение экскурсов в историю становления единиц синтаксиса в 

связи с появлением новых работ по истории русского языка, для того 

чтобы преодолеть разрыв в преподавании истории языка и современ-

ного русского языка; в-третьих, на перспективы развития синтаксиса, 

что определяет включение раздела «изменения в синтаксическом 

строе»,  посвященного  новым  синтаксическим  явлениям  (автор 

проф. г. н. акимова).

освещение традиционных взглядов на синтаксические явления, 

на которых базируется современное преподавание русского языка в 

школе, и дискуссионных вопросов, которые во многих учебных по-

собиях даны односторонне (например, только структурный или се-

мантический аспекты), помогает, по мнению авторов, преодолеть 

разрыв между двумя ступенями образования и позволяет студенту 

выработать навыки самостоятельного многостороннего анализа син-

таксических единиц.

активное усвоение теоретического материала предполагает зна-

комство современного студента с процессами развития синтаксических 

единиц, со сменой научных парадигм и с современным терминоло-

гическим аппаратом. Это определило включение в состав учебника 

двух списков литературы: минимального базового (рекомендуемые 

работы в конце каждого раздела) и расширенного, учтенного автора-

ми пособия при его создании (в конце пособия). обращение ко вто-

рому списку предполагает углубленное изучение синтаксиса.


background image

иллюстративный материал из классической и современной русской 

литературы вводится для демонстрации особенностей функциониро-

вания синтаксических единиц на разных этапах развития современ-

ного русского языка. Материал, изложенный в разделах учебника: 

«введение», «Словосочетание», «Предложение», «Сложное предло-

жение», — представлен в обобщенном виде в таблицах; поиск необ-

ходимой информации облегчается благодаря наличию терминологи-

ческого указателя.

текст нового учебника обсуждался в рамках второй международ-

ной конференции «Проблемы создания новых учебников по русскому 

языку для государств – участников Снг», проходившей на факульте-

те филологии и искусств СПбгу 16–18 ноября 2008 года.

в целях рецензирования и последующей доработки учебника была 

сформирована Межгосударственная группа экспертов — ученых круп-

нейших вузов государств – участников Снг, среди которых: бакинский 

славянский университет (азербайджан), ереванский государственный 

университет (армения), белорусский государственный университет, 

Минский государственный лингвистический университет (беларусь), 

казахский национальный университет им. аль-фараби, киргизско-

российский (Славянский) университет, институт современных языков 

университета «МанаС» (киргизия), Славянский университет рес-

публики Молдова, бельцкий государственный университет (Молдова), 

таджикский государственный национальный университет, Самар-

кандский государственный университет (узбекистан), донецкий на-

циональный университет (украина) и многие другие.

авторы хотели бы выразить особую благодарность своим колле-

гам-русистам: т. н. волынец (беларусь), С. а. лалаян (армения), 

т. П. Млечко (Молдова), М. б. нагзибековой (таджикистан), Э. д. Су-

лейменовой (казахстан), к. З. Зулпукарову (кыргызстан) — за согла-

сие принять участие в обсуждении и совершенствовании данного 

учебника.


background image

5

введение

Синтаксис в иерархии языковых уровней занимает высшую сту-

пень,  так  как  именно  он  связан  с  коммуникативной  функцией 

языка. Синтаксисом называется и наука, занимающаяся описани-

ем  строения,  семантики  и  функций  единиц  данного  языкового 

уровня. Таким образом, термин «синтаксис» употребляется в двух 

значениях: это высший, коммуникативный уровень языка, так как 

именно  на  нем  единицы  других  уровней  организуются  с  целью 

построения речи: фонетически оформленные (фонетический уро-

вень) слова (лексический уровень) с их грамматическими харак-

теристиками (морфологический уровень), соединяясь друг с дру-

гом, формируют сообщение о действительности, о воле говоряще-

го или о его отношении к миру; это раздел грамматики, описыва-

ющий правила, закономерности построения речи.

§ 1. Синтаксис как наука (история и современность)

Термин «синтаксис» (восходит к греческому слову syntaxis — ‘по-

строение, сорасположение, строй’) определяется как наука о языке, 

которая исследует и формулирует правила речеобразования; таким 

образом, на синтаксическом уровне ярче всего проявляется взаи-

мосвязь языка (системы) и речи (реализации языковой системы).

История синтаксиса как науки восходит к учениям древнегре-

ческих философов (термин «синтаксис» впервые был использован 

стоиками в III в. до н.э. при описании логического содержания 

высказываний), в центре внимания которых было изучение рече-

мыслительных процессов, поэтому и использованные ими понятия 

отражали разные стороны одного явления: логическую, морфоло-

гическую и синтаксическую.

Сочинения Аполлония Дискола (II в. н.э.), в которых было дано 

описание связей слов и форм слов в предложении, положили на-

чало интерпретации собственно языковых явлений, хотя его син-

таксис  имел  морфологическую  основу  и  Аполлоний  Дискол  не 

предложил специальной системы синтаксических понятий. В XIII—

XVI вв. в универсальных (философских) грамматиках и в «Грам-

матике Пор-Рояля» (XVII в.) категории синтаксиса были названы 

универсальными (А.Арно и К.Лансло), так как сам синтаксис оп-

ределялся как содержательная область грамматики, в то время как