ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Литература

Добавлен: 10.02.2019

Просмотров: 1375

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате травли Некрасова в хрущевские времена за то, что писатель «позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», из партии, а вслед за этим из Союза Писателей он был исключен. После нескольких лет непечатания, преследования со стороны КГБ Некрасов был лишен гражданства (1979) и вытолкнут в эмиграцию (!!!)

Некрасов на чужбине много работал: повести «Саперлипопет, или Если б да кабы» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1984), несколько рассказов, уже включавших в себя и его эмигрантские наблюдения. Часто выступал по радио, продолжал писать путевые заметки. Написанные до эмиграции «Первое знакомство» (1958), «По обе стороны океана» (1962), «Месяц во Франции» (1965) выходили искаженные цензурой. «За двадцать тысяч километров» (1965) (под названием «О вулканах, отшельниках и прочем») напечатаны в полном виде за рубежом. Путевые записки в эмиграции стали едва ли не главным жанром Виктора Некрасова. Он написал «Записки зеваки» (1975) (они начаты были еще на родине, но дописаны и увидели свет в эмиграции), «По обе стороны стены...» (1977), «Из дальних странствий возвратясь...» (1975-1981). В этих книгах Некрасов не только рассказывает об увиденном в далеких краях, но и делится воспоминаниями о событиях своей жизни, размышлениями о пережитом - это и лирическая проза, в которой решающую роль играет образ автора.

В последние годы В.П. Некрасов жил в Париже в крошечной квартире на площади Кеннеди вместе с женой и пасынком Виктором Кондыревым. Начавшаяся в СССР горбачевская перестройка его очень живо интересовала. Последним произведением писателя стала «Маленькая печальная повесть». Награжден французским орденом Почетного легиона (!!!)

В России после 1991 года изданы книги прозы: «В окопах Сталинграда». Повесть, рассказы. М., Правда, 1989; То же. М., Панорама, 2000; «Маленькая печальная повесть». Проза разных лет. М., 1990 (послесловие Анны Берзер); «Написано карандашом». Повести, рассказы, путевые заметки. Киев, 1990; «По обе стороны океана. Записки зеваки. Саперлиполет.» М., 1991; «Записки». Роман. Повесть. Эссе. М., 1991 (предисловие Ефима Эткинда); «В самых адских котлах побывал...». Сборник повестей, рассказов, воспоминаний и писем. М., 1991 (предисловие В.Потресова).



  1. Платонов Андрей Платонович (1899 - 1951) родился 20 августа в 1899 году в Воронеже. Настоящее имя - Андрей Платонович Климентов. Родился в Воронеже в семье слесаря. В пятнадцать лет был вынужден бросить учебу и пойти работать, чтобы прокормить семью. С энтузиазмом принял революцию, вступил в коммунистическую партию, участвовал в гражданской войне. В годы Февральской и Октябрьской революций Платонов работал в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь». Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента, работал на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведен в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком.


С 1919 года публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик.

В 1922 году в Краснодаре выходит книга стихов «Голубая глубина», получившая высокую оценку В.Брюсова.

В 1921-1926 гг. Платонов работает в сфере общественно-мелиоративных работ Воронежской губернии, затем был командирован в тамбовское губернское земельное управление.

В 1931 году опубликованное произведение «Впрок» вызвало резкую критику А. А. Фадеева и И.В. Сталина. После этого Платонова перестают печатать. Исключением стала повесть «Река Потудань», которая была напечатана в 1937 году.

В годы Великой Отечественной войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». За это время вышли в печати четыре книги военной прозы: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине» (1943), «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). Его очерки и рассказы с неизменной подписью «Действующая Армия» постоянно печатались на страницах «Красной звезды» и «Красноармейца». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, атмосфера парадоксальности бытия, внутреннего конфликта человека и мира.

В конце 1946 года был напечатан рассказ Платонова - «Возвращение» («Семья Иванова»), за который писатель в 1947 году подвергся нападкам и был обвинен в клевете. После этого возможность печатать произведения была для Платонова закрыта. Лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Мировоззрение Платонова эволюционировало от веры в переустройство социализма к ироничному изображению будущего.

В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия: повести «Епифанские шлюзы» (1927), «Город Градов» (1928), «Река Потудань» (1937), «Котлован» (опубликована в 1969), «Ювенильное море» (опубликована в 1979; в России обе - в 1987), «Джан» (опубликована в 1964); романы «Чевенгур» (опубликован в 1972, в России - 1988), «Счастливая Москва» (не окончен, опубликован в 1991).

Платонов умер от туберкулеза 5 января 1951 в Москве, похоронен на Армянском кладбище. Имя писателя носит улица в Воронеже, установлен памятник.



  1. Виктор Петрович Астафьев [1.05.1924, с. Овсянка Красноярского края - 29.11.2001] - прозаик. Родился в крестьянской семье. В 1931 г . родители были раскулачены (отца осудили, мать утонула). Некоторое время Виктор жил у бабушки и дедушки, а позже в детском доме в Игарке, часто беспризорничал.

После окончания VI класса средней школы поступил в железнодорожную школу ФЗО, окончив которую в 1942 г . работал некоторое время составителем поездов в пригороде Красноярска. Оттуда осенью 1942 г . ушел на фронт добровольцем, был шофером, артразведчиком, связистом. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал от фашистских захватчиков Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен. После демобилизации в 1945 г . вместе с женой - впоследствии писательницей М.С. Корякиной - поселился на Урале, в г. Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, плотником в вагонном депо, мойщиком мясных туш на колбасном заводе и т. д. В 1951 г . в газете «Чусовой рабочий» появился первый рассказ «Гражданский человек» (после доработки получил название «Сибиряк»). В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953).


В 1959-1961 гг. учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А. Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» - сибирским староверам (повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968-1975) - лирическое повествование о народном характере.

В 1969-1980 гг. Астафьев живет и работает в Вологде, где литературная среда благоприятно сказывалась на развитии творчества писателя.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960-1970-х годов - военная и деревенская. В его творчестве - в том числе в произведениях, написанных задолго до горбачевской перестройки и гласности, - Отечественная война предстает как великая трагедия.

В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах».

Писатель без восторга воспринял перемены, произошедшие в человеческом сознании в начале перестройки, он считал, что при нарушении моральных основ человеческого общежития, которое было характерно для советской действительности, всеобщая свобода может привести только к разгулу преступности. Эта мысль высказывается и в повести «Печальный детектив» (1987).

Жанр миниатюрных эссе, в котором много работал Астафьев, он назвал «Затесями», символически связав свою работу со строительством дома. В 1996 г . Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 - Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

Умер Астафьев в с. Овсянка Красноярского края 29 ноября 2001, похоронен там же.



  1. Курочкин Виктор Александрович (23.12.1925, дер. Кушниково, Тверская губ. — 10.11.1976, Ленинград).


Вырос в крестьянской семье. Когда началась война, как потом вспоминал писатель, «сестра с матерью эвакуировались к родственникам в Ярославль. Я с отцом остался в осаждённом Ленинграде. Работал на заводе шлифовальщиком. Работа у меня была несложная: обтачивал зенитные снаряды. В конце января 1942 года умерли отец и тётка, у которой мы жили. Я остался один».

Весной 1942 года в тяжелейшем состоянии был эвакуирован в Ярославскую область. Два месяца лечился от дистрофии. Едва встав на ноги, поступил в 1-е Ульяновское танковое училище, но затем был переведён во 2-е расквартированное в Саратове Киевское артиллерийское училище.

Летом 1943 года участвовал в боях на Курской дуге. 31 января 1945 года при переправе через Одер получил тяжёлое ранение. После госпиталя был направлен в военное училище в Ленинград, по окончании которого решил демобилизоваться.

В 1949 году, получив диплом Ленин-градской юридической школы, работал судьёй в Новгородской области. Позже на основе судейских впечатлений написал книгу «Записки народного судьи Семёна Бузыкина». Первый рассказ «Пастух» опубликовал в 1952 году.

Окончил в 1959 году Литинститут. Главной книгой писателя стала повесть «На войне как на войне». Вадим Кожинов, говоря о герое этой повести — Сане Малешкине, отмечал: «Перед нами органический, действительно сотворённый художником характер, который просто не поддаётся примитивной критической методе. Но этот правдивый художественный характер по-своему отвечает на вопрос, почему мы победили, в чём мы оказались сильнее врага».

В 1969 году у писателя случился инфаркт. Позже он перенёс тромбоз и афатизм, повергшие его в безъязычие.

Похоронен на кладбище в Комарово близ Ленинграда.





Семинар 4.

Литература русского зарубежья.

  1. Фатьянов Алексей Иванович ( 5 марта 1919, деревня Малое Петрино, Вязниковский уезд, Владимирская губерния – 13 сентября 1959, Москва) – русский советский поэт, автор многих популярных в 1940-70-х годах песен ( на музыку Блантера, Соловьёва-Седого и других композиторов).

Дед поэта-фронтовика Алексея Фатьянова – Николай Иванович Фатьянов, владелец иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, ныне посёлок Мстёра Вязниковского района Владимирской области.

Другой дед, отец матери поэта – Василий Васильевич Меньшов, специалист-эксперт по льну льнопрядильной фабрики Демидова. Оба деда были старообрядцы. Родители будущего поэта Иван и Евдокия Фатьянова построили в центре города Вязники двухэтажный каменный дом с колоннами напротив Казанского собора. Родители торговали пивом, обувью, которую шили в своих мастерских, владели частным кинотеатром и обширной библиотекой.

После октябрьского переворота 1917 всё имущество Фатьяновых было национализировано, дом отобран – в нём разместилась телефонная станция, ныне музей Алексея Фатьянова. Семья перебралась в дом Меньшовых в пригороде Вязников, где в комнате деда родился Алексей – последний ребёнок Ивана и Евдокии Фатьяновых. Трое старших детей – Николай (1898), Наталья (1900), Зинаида (1930).


Во времена НЭПа в 1923 году семья Фатьяновых вновь поселилась в своём доме в Вязниках напротив Казанского собора. Родители занимались обувным производством. Именно там в родительском доме, Алексей получил своё первое воспитание и образование. Родители привили Алексею любовь к литературе, театру, музыке и пению.

Родился в 1919 в деревне Петрино бывшей Владимирской губернии в довольно зажиточной семье, т.е. настолько зажиточной, что отец мог мне обеспечить массовую доставку книг сразу же, как только я смог себе твёрдо уяснить, что «А» это «А», а «Б» это «Б». Всё своё детство я провел среди богатейшей природы среднерусской полосы, которую не променяю ни на какие коврижки Крыма и Кавказа. Сказки, сказки, сказки Андерсена, братьев Гримм и Афанасьева – вот мои верные спутники на просёлочной дороге от деревни Петрино до провинциального города Вязники, где я поступил в школу и, проучившись в ней три года, доставлен был в Москву завоёвывать мир. Мир я не завоевал, но грамоте научился настолько, что стал писать стихи под влиянием Блока и Есенина, которых люблю и по сей безумно.

- Алексей Фатьянов «Нечто вроде биографии».

В 1929 году имущество у Фатьяновых было окончательно отобрано советской властью – политика НЭПа закончилась. Семья Фатьяновых уехала из Вязников и перебралась в посёлок Лосиноостровский Московской области, ныне в черте Москвы. Поселились на Тургеневской улице. Алексей учился в музыкальной школе, посещал московские театры и выставки.

Поступил в театральную студию Алексей Денисовича Дикого при театре ВЦСПС, по окончании которой в 1937 году принят в театральную школу актёрской труппы Центрального театра Красной Армии. Играл в спектаклях; с 1940 года в ансамбле Орловского военного округа. С начала войны с ансамблем на фронте, был ранен при выходе из окружения. После ранения был принят в ансамбль песни и пляски им. Александрова, откуда по ложному обвинению в 1943 году попал в штрафную роту 6-й танковой армии; был вторично ранен в боях за Венгрию и оправдан.

Послевоенные песни Фатьянова, такие как лучшая лирическая песня Великой Отечественной войны «Соловьи», «Где ж ты, мой сад, вешняя зоря?», «Первым делом, первым делом самолёты», «В городском саду играет духовой оркестр», «Тишина за Рогожской заставой», «Давно мы дома не были» бесхитростные и мелодичные, опираются на фольклорные традиции и завоёвывают большую популярность. Тем не менее, при жизни Фатьянова его стихи отдельной книгой не выходили, такие издания стали появляться лишь в 1960-1980 годах.

Стихи Фатьянова простые и бесхитростные, но пронзительно искренние, нежные и изящные. Фатьянов – один из тончайших советских лириков, его герои – простые парни и девушки, молодые, свежие, благородные и романтичные, как правило крестьянского происхождения, пришедшие учиться и работать из деревни в город либо демобилизовавшиеся. Быт и чувства таких людей воспеты Фатьяновым, многие стихи стали стихотворными песнями, популярными на протяжении 60 лет, надолго пережившими автора.