Файл: Психологическое обеспечение подготовки спортсменов как целостныи научно обоснованныи процесс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Я - концепция в процессе приобретения спортивного опыта.

Я-концепция человека, являясь продуктом деятельности самосознания, представляет собой целостное системное образование. Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.



  1. Формирование и совершенствование умений психической саморегуляции у спортсменов в процессе многолетней подготовки.

Для формирования и совершенствования умений психической саморегуляции у спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации к базовой части добавляется индивидуально-специализированная часть обучения психической саморегуляции, предусматривающая разработку индивидуальных вариантов формирования умений психорегуляции. В индивидуальном варианте обучения учитываются следующие факторы: психологическая характеристика вида спорта; индивидуально-психологические особенности спортсмена; преобладающие характеристики предстартовых и стартовых состояний; особенности поведения и сформированность самооценки (Я-реального) спортсмена в условиях соревнований.

Комплексная часть обучения психорегуляции является дополнением к базовой части и индивидуально-специализированной части обучения на этапе спортивного совершенствования. В данной части обучения учитываются следующие факторы: сформировавшиеся у спортсменов в течение длительных занятий спортом возможные негативные стереотипные поведенческие реакции на определенные раздражители; опыт участия в соревнованиях; ведущие характеристики специализации и возрастные особенности спортсменов (пластичность нервной системы).

Основной задачей комплексной части обучения является совершенствования взаимосвязей между управляющими и исполнительными системами организма, по механизму условного рефлекса, с одновременным использованием психологических, педагогических и физических средств.


  1. Принципы, последовательность, направленность и основные средства обучения спортсменов психической саморегуляции в процессе многолетней подготовки.

Основным средством формирования психологических качеств спортсмена по-прежнему остается практика преодоления трудностей тренировочной деятельности, специфической для конкретного вида спортивной деятельности, а различные методы психической саморегуляции являются вспомогательными (хотя и достаточно эффективными приемами), и ученые, и практики едины в одном - современный спорт стал лабораторией для применения психологических технологий.



  1. Формирование умений психической саморегуляции у спортсменов на различных этапах спортивной подготовки.

Для формирования навыков психической саморегуляции у спортсменов на этапе начальной спортивной специализации предлагается базовая часть обучения психорегуляции, которая состоит из подготовительного и основного этапов. 
Подготовительный этап предусматривает проведение групповых бесед для формирования у занимающихся необходимых знаний и умений, совершенствование психических функций, обусловливающих развитие умений психорегуляции. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение и переключение внимания; мыс-ленные представления; воображение; ощущения. 

Основной этап, предполагающий развитие умений к расслаблению, успокоению и мобилизации с использованием приемов психорегулирующей тренировки. Базовая часть обучения психорегуляции, необходима спортсменам независимо от вида спорта.

Для формирования и совершенствования умений психической саморегуляции у спортсменов на этапе углубленной спортивной специализации к базовой части добавляется индивидуально-специализированная часть обучения психической саморегуляции, предусматривающая разработку индивидуальных вариантов формирования умений психорегуляции. В индивидуальном варианте обучения учитываются следующие факторы: психологическая характеристика вида спорта; индивидуально-психологические особенности спортсмена; преобладающие характеристики предстартовых и стартовых состояний; особенности поведения и сформированность самооценки (Я-реального) спортсмена в условиях соревнований.


  1. Средства и приемы формирование умений психической саморегуляции у спортсменов.

Методики саморегуляции спортсмена. Важнейшими из средств саморегулировки состояния спортсмена являются аутогенная тренировка и ее модификация - психорегулирующая тренировка (ПРТ). Наиболее распространена психорегулирующая тренировка, которая основана на регулировании психического состояния путем словесных формул самовнушения.


  1. Познавательные психические процессы в спорте.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.




  1. Восприятие, специализированное восприятие в спорте.

Специализированные восприятия возникают в конкретных условиях спортивной деятельности, которая вызывает у спортсмена возникновение и развитие глубоко специфических ощущений, связанных со специализацией. Специфика таких восприятий, главным образом, определяется особенностями вида спорта, в котором специализируется спортсмен.


  1. Внимание, особенности проявления свойств внимания в спорте.

Особенности внимания в спортивной деятельности. Внимание-это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него. В период соревнования внимание спортсмена играет решающую роль. Концентрация внимания спортсмена отчетливо демонстрируется в его действиях на старте.



  1. Мышление в спорте.

Мышление является ведущим психическим процессом в тактической деятельности спортсмена. Мышление спортсмена, проявляемое непосредственно в процессе разрешения соревновательных ситуаций, называется тактическим мышлением (оперативным). Как, правило, оно проявляется в экстремальных условиях и направлено на решение конкретных тактических задач.


  1. Взаимодействие и взаимопонимание в практике спорта.




  1. Взаимодействие и взаимопонимание в процессе командной спортивной деятельности.

Эмоциональное состояние команды, положительные или отрицательные межличностные отношения спортсменов, отсутствие или наличие в команде конфликтов объединяются в такое понятие, как психологический климат. Он складывается из настроения каждого спортсмена и обусловливается «взаимозаражением» спортсменов эмоциями друг друга. Бодрый, спокойный или тревожный, упаднический тон жизни команды в значительной степени определяет отношения между спортсменами, их удовлетворенность пребыванием в команде, эффективность их деятельности.


  1. Психологическая совместимость, как фактор эффективности взаимодействия в спортивной команде спортсменов.

Психологическая совместимость взаимодействующих партнеров в совместно выполняемой спортивнойдеятельности выступает важным фактором, обусловливающим срабатываемость спортсменов, и проявляется в быстроте овладения новыми упражнениями, стабильности их выполнения, оптимизации игрового взаимодействия, повышении результативности соревновательной деятельности команды.