Файл: Примерная рабочая программа учебного предмета Основы духовнонравственной культуры народов России предметной области Основы духовно нравственной культуры народов России.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Иркутской области
ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области»
Утверждена решением РУМО от 26.09.2016
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» предметной области «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»
для 5-9 классов общеобразовательных организаций
Иркутск, 2016
Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-
нравственной
культуры
народов
России» для
5-9 классов общеобразовательных организаций
/ авт.-сост.
А.В. Алтунина,
И.М. Большакова, М. Г. Булгакова, Л. П. Измайлова, Л. Н. Крайнова, к.и.н.,
А. М. Кулехова, О. И. Овчинникова, И.А. Торунова, В.В. Трубникова,
Ж.Г. Федорова,
С.Н. Фефелова,
Е.В. Филиппова,
Л.Д. Шевченко,
Е.А. Шестакова.
Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» для 5-9 классов общеобразовательных организаций составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Примерной основной образовательной программы основного общего образования по истории. Предназначена для организации и проведения уроков по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР) составлена на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, информационных писем ‒ письмо Министерства образования и науки РФ от
25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; письмо министерство образования Иркутской области от 08 июня 2015 г. № 55-37-5338/15 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» является логическим продолжением комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Методологической основой программы являются Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, Концепция воспитания детей Иркутской области.
Статус документа
Примерная рабочая программа полностью отражает основные идеи
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», являющейся методологической основой ФГОС, и предметные результаты предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» ФГОС основного общего образования.
Структура документа
Примерная рабочая программа учебного предмета ОДНКНР для 5-9 классов содержит:
- пояснительную записку, в которой определяются цели и задачи обучения предмета ОДНКНР, раскрываются структура и особенности курса, конкретизируются планируемые результаты освоения курса, материально- технические условия реализации программы, список рекомендуемой литературы, интернет ресурсов, электронных образовательных ресурсов;
- содержание курса с примерным распределением учебных часов по тематическим разделам и указанием основных понятий, терминов и персоналий;
- поурочное тематическое планирование, в котором определены: количество учебных часов, отводимых на изучение каждой отдельной темы,
основные виды деятельности обучающихся, планируемые результаты
(предметные, метапредметные, личностные) каждого урока.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»
Концептуальные основы программы. Новый предмет не должен рассматриваться в учебном процессе обособленно, в отрыве от других школьных предметов и создания единой научной картины мира. Программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена авторами с учетом выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями, с учетом существующих программ по литературе, географии, изобразительному искусству, обществознания, историко-культурному стандарту. Благодаря введению нового предмета обучающиеся получат системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии народов России, общерелигиозных ценностях в основной школе. При разработке программы учтены возрастные особенности школьников, способы деятельности, присущие новому предмету, учебному опыту школьников созданию целостной картины мира при изучении курсов истории, литературы, обществознания, географии, мировой художественной культуры и других предметов основной школы, т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. Также в программе учтены возможности изучения регионального компонента. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. То есть новый предмет способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной ступеней духовно-нравственного развития и воспитания предполагает становление и развитие личности, принимающей традиции, ценности, особые формы культурно-исторической социальной и духовной жизни своего региона и страны. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре народов России, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. При этом следует понимать, что предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России – это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина – это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения. В процессе изучения данного предмета у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие
ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются
продуктом развития взаимодействия традиционной культуры каждого
(предметные, метапредметные, личностные) каждого урока.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-
нравственной культуры народов России»
Концептуальные основы программы. Новый предмет не должен рассматриваться в учебном процессе обособленно, в отрыве от других школьных предметов и создания единой научной картины мира. Программа предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена авторами с учетом выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями, с учетом существующих программ по литературе, географии, изобразительному искусству, обществознания, историко-культурному стандарту. Благодаря введению нового предмета обучающиеся получат системно-целостное представление о картине мира и духовном развитии народов России, общерелигиозных ценностях в основной школе. При разработке программы учтены возрастные особенности школьников, способы деятельности, присущие новому предмету, учебному опыту школьников созданию целостной картины мира при изучении курсов истории, литературы, обществознания, географии, мировой художественной культуры и других предметов основной школы, т. е. общим, метапредметным фундаментом для накопления культурологических знаний, формирования общекультурной эрудиции. Также в программе учтены возможности изучения регионального компонента. В то же время очевидна и внепредметная, внешкольная составляющая нового курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем и вне системы образования. То есть новый предмет способен выполнять просветительскую функцию, быть развивающим предметом.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной ступеней духовно-нравственного развития и воспитания предполагает становление и развитие личности, принимающей традиции, ценности, особые формы культурно-исторической социальной и духовной жизни своего региона и страны. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре народов России, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию. При этом следует понимать, что предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России – это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина – это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения. В процессе изучения данного предмета у обучающихся углубляется осознание идеи, что общечеловеческие
ценности (добро, справедливость, милосердие, честность и др.) являются
продуктом развития взаимодействия традиционной культуры каждого
народа и религиозных ценностей. Важно сформировать понимание того, что духовность человека можно трактовать как включающее в себя традиционные ценности, религиозные представления, культурно- исторические, этнические особенности и современные гуманистические идеалы.
Основной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является приобщение школьников к культурному, традиционному наследию народов нашей страны и их религии, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и готового вести конструктивный диалог с представителями других культур и народов для общественного блага.
Общая цель определяет задачи учебного предмета
расширение и систематизация знаний и представлений учащихся о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях;
развитие информационной культуры учащихся (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности;
формирование представлений о традиционных религиях народов
России, их роли в культуре, истории российского общества, мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
формирование гражданской идентичности, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности;
воспитание гражданина, уважающего права и свободы других граждан, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» должен обеспечить знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
Российской государственности. Учитывая региональные, национальные и этнокультурные особенности в рабочей программе предусмотрены формирование представлений культурных традиций населения Иркутской области.
Исходя из этого, главной особенностью этого учебного предмета является представление культурообразующего содержания духовно- нравственного развития и воспитания. Именно культурообразующее «ядро» отражает все
грани
общекультурного,
этического,
религиозного
содержания,
ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной
части общества. В процессе обучения предполагается создать условия для формирования у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, а с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, с принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Учебный курс разбивается на следующие основные направления:
Культура народов России (5-6 классы);
Культура народов Иркутской области (7 класс);
История религий народов России (8-9 класс).
Направление «История религий народов России» предполагает следующие
блоки:
История возникновения (историческая справка);
Общая характеристика;
Традиционные ценности:
- семейное воспитание,
- быт, обычаи, обряды, традиции,
- праздники (годовой круг),
- искусство.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является частью учебно-воспитательного процесса и тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Географии», «Искусства»,
«Технологии»).
Ведущие принципы организации обучения в 5-9 классах:
Культурологический принцип – определяет возможности широкого ознакомления с различными сторонами культуры народов России: фольклором, декоративно-прикладным искусством, архитектурой, особенностями быта, праздниками, обрядами и традициями. Особое место в курсе занимает знакомство с религиозной культурой. Все это позволяет обеспечить благополучную адаптацию подростка в обществе и воспитать
важнейшие нравственные качества гражданина многонационального государства – толератность, доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.
Принцип
поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.
Ценностные ориентиры предмета
При знакомстве с основными ценностями культуры и религии народов
России происходит осознание школьником себя как самоценной личности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Восприятие существующего поликультурного мира; понимание личной и национальной свободы; формирования доверия к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям, традициям, семейным и коллективным ценностям; уважение достоинства человека, равноправия, ответственность и чувство долга, свободы совести и вероисповедания.
Место предмета в учебном плане
Принцип природосообразности. Интерес подростков к окружающему миру, обществу позволяет приобщить их к философской стороне жизни. В этом случае предоставляемый материал должен вызвать эмоциональную реакцию, дающий возможность фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
Выявить зависимость культурно-традиционных особенностей от природных условий и окружающей среды.
Принцип диалогичности. Реализация этого принципа создаст условия для коммуникативной деятельности путем обсуждения учебных текстов и проблемных ситуаций, проведения учебных диалогов, обучения в парах и группах.
Принцип краеведения. Это принцип позволяет создавать возможность социализации в своей естественной среде, частью которой являются быт, традиции, этические нормы и нравственные правила, религиозная культура региона. При изучении культуры своего региона происходит осознание, что малая часть большого Отечества, окружающая культурна среда – один из элементов общероссийской культуры.
Принцип
поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения. При сохранении общей идеи курса содержание обучения углубляется и расширяется. Этот принцип обеспечивает преемственность между начальной, основной и средней школой.
Ценностные ориентиры предмета
При знакомстве с основными ценностями культуры и религии народов
России происходит осознание школьником себя как самоценной личности, формирование гражданской идентичности, патриотизма, толерантности и других нравственных качеств. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека через формирование таких ценностей, как любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству. Восприятие существующего поликультурного мира; понимание личной и национальной свободы; формирования доверия к людям, институтам государства и гражданского общества. Воспитание нравственных чувств и этического сознания через присвоение таких ценностей, как: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям, традициям, семейным и коллективным ценностям; уважение достоинства человека, равноправия, ответственность и чувство долга, свободы совести и вероисповедания.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО в учебный план основной школы введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России». Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включается в ту часть учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений и относится к компетенции самой образовательной организации.
Учитывая экспериментальный опыт апробации данного курса в образовательных организациях, авторы программы предлагают его изучение в течении пяти лет (5-9 классы), один час в неделю, с общим количеством часов – 170.
Возможна разработка комплексных уроков, использующих возможности разных учебных курсов и разных форм организации обучения.
Планируемые результаты обучения
Изучение предметной области ОДНКНР через одноименный учебный предмет предполагает в соответствии с ФГОС ООО достижение обучающимися трёх групп результатов: личностных, метапредметных и
предметных.
Изучение ОДНКНР направлено на достижение обучающимися следующих
личностных результатов:
- в рамках воспитания российской гражданской идентичности: уважение к
Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его культуре, вере, к культуре, религии, традициям, ценностям народов России;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты отражают сформированность следующих умений:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы;
- умение отбирать и использовать различные источники информации в соответствии с учебной задачей, смысловое чтение;
- умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;
- использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;
- формирование системы интегративных связей разных предметных областей значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно- выразительные особенности языков народов России;
- знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а так же духовно-нравственной культуры.
Предметные результаты.
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.