Файл: Пробный гиа по обществознанию. 1 вариант (с ответами) 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 217
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(По Н. Смелзеру)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Пояснение. В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) связь методов социализации и качеств личности, наиболее ценимых в обществе;
2) социальные нормы и ожидания окружающих;
3) воздействие культурных идеалов на поведение людей;
4) социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.
22. Как автор характеризует социализацию? От чего, по его мнению, зависят методы социализации? Что автор называет социальными нормами?
Пояснение. 1. Автор характеризует социализацию как двусторонний, разнонаправленный процесс, в ходе которого усваиваются и развиваются определённые качества личности.
2. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше.
3. Социальными нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей.
23. Автор пишет о том, что в процессе социализации происходит взаимовлияние между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется. Проиллюстрируйте двумя примерами это взаимовлияние.
Пояснение. Могут быть приведены следующие примеры взаимовлияния:
1. Пётр рассказывает своему сыну Антону о том, как правильно вести себя в театре. Антон выслушал отца и указал ему на то, что сам Пётр не соблюдает этих правил. Отец задумался и в следующий раз выключил телефон во время спектакля.
2. Один из уроков обществознания проходил в виде ролевой игры «Выборы», школьники смогли аргументированно обосновать важность каждого голоса для будущего страны. Учитель, ранее пропускавший выборы, под влиянием этого урока в день выборов пошёл на избирательный участок и проголосовал за одного из кандидатов.
Взаимовлияние может быть проиллюстрировано другими примерами.
24. Ученики одного класса, одетые в школьную форму, даже выполняя одинаковые правила и задания, остаются непохожими друг на друга. Но это не означает, что их социализация идёт неудачно. Приведите два обоснования (аргумента), подтверждающие это мнение.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие обоснования(аргументы):
1) социализация не сводится к абсолютной стандартизации. Она требует выполнения тех правил и норм, без соблюдения которых будут нарушены права и интересы других людей;
2) школьники с учётом своей индивидуальности усваивают основы культуры своего общества, поэтому социализация происходит успешно.
Пробный ГИА по обществознанию. 1 вариант
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
2. Основная цель этого вида деятельности — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. 1) искусство 2) религия 3) образование 4) наука
3. Науку от других форм (областей) духовной культуры отличает
1) доказательность теоретических положений
2) особая значимость субъективного восприятия мира
3) отражение мира в художественных образах
4) ориентация на представления о добре и зле
4. Верны ли следующие суждения о современной науке?
А. Наука участвует в решении глобальных проблем современного общества.
Б. Современная наука вносит значительный вклад в модернизацию общества.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
5. Рассмотрите фотографию.
Какая организация осуществляет вид экономической деятельности, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности потребителем и кратко поясните каждое из правил.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. Петр учится в 10-ом классе. Он хочет купить новый смартфон определенной модели и марки, но у него не хватает накопленных денег. Тогда он начинает искать данную модель смартфона в интернете. На одном из сайтов Петр нашел данную модель со стоимостью в три раза ниже, чем в магазине. Единственным условием, которое насторожило Петра, было требование внести 100% предоплаты на электронный кошелек.
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Петра? Как ему правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. Фактическое обладание вещью, признание права человека на эту вещь называют
1) распоряжением 2) наследованием 3) пользованием 4) владением
8. Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как в целях улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс 2) рост инфляции 3) падение спроса 4) монополизацию экономики
9. Верны ли следующие суждения о рыночной цене?
А. Цены на товары и услуги на рынке снижаются, если предложение увеличивается.
Б. Свободное ценообразование обеспечивается действием рыночного механизма.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Какой из перечисленных статусов является предписанным?
1) мужчина 2) профессор 3) мать 4) автовладелец
11. Верны ли следующие суждения об этносе?
А. В отличие от народности, нация — более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придаёт общность экономической жизни.
Б. Государство формирует народности и нации, объединяет территории и устанавливает связь с этническими группами.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
13. Публичной властью обладает
1) глава администрации города 2) директор школы 3) директор крупного промышленного предприятия 4) авторитетный учёный
14. Верны ли суждения о формах государственно-территориального устройства?
А. Основными формами государственно-территориального устройства являются: унитарное государство, федерация и конфедерация.
Б. Современная Россия является примером конфедерации.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | | ТИПЫ РЕЖИМОВ |
А) гарантии прав и свобод личности Б) власть единой массовой партии В) официальная обязательная идеология Г) политический плюрализм | | 1) демократический 2) тоталитарный |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
| | | |
16. Что относится к отличительным признакам правового государства?
1) наличие суверенитета 2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан 4) верховенство закона
17. Гражданка К., внимательно изучив аннотацию и не найдя предупреждения о возможной аллергической реакции, приобрела в косметическом салоне крем для лица. После его использования у неё проявилась аллергия. Какое потребительское право гражданки К. было нарушено? Ответ: 4
1) на выбор 2) на возмещение ущерба 3) быть услышанным 4) на достоверную информацию
18. Верны ли следующие суждения о правах работника?
А. Одно из прав работника — получение полной достоверной информации об условиях труда.
Б. К основным правам работника относится право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Учитель обществознания рассказывал о социальной структуре общества. Сравните такие общности, как класс и сословие. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.
1) принадлежность к общности, как правило, передаётся по наследству
2) принадлежность к общности, как правило, определяет образ жизни
3) принадлежность к общности отражает социальное неравенство
4) в качестве основы социального деления выступает отношение представителей общности к собственности на ресурсы производства
| | | |
Черты сходства | Черты отличия | ||
| | | |
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Области (сферы) духовной культуры | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
... | Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни |
Образование | Целенаправленный процесс обучения и воспитания |
Каждое общество ценит определённые качества личности выше других, и дети усваивают и развивают эти качества благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. В американском обществе высоко ценятся такие качества, как уверенность в себе, умение владеть собой и агрессивность; в Индии традиционно сложились противоположные ценности: созерцательность, пассивность.
Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Нормами называются ожидания и стандарты, управляющие взаимодействием людей. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. На наше поведение в повседневной жизни воздействует множество ожиданий: мы должны быть вежливыми по отношению к другим людям; когда мы гостим в доме друга, следует сделать подарок для его семьи; в автобусе надо уступать места пожилым и инвалидам. Эти ожидания мы предъявляем и к нашим детям.
На поведение людей влияют не только нормы. Огромное воздействие на их поступки и стремления оказывают культурные идеалы данного общества. Кроме того, поскольку эти идеалы формируются на основе многих ценностей, общество избегает всеобщего единообразия. Например, мы ценим науку, поэтому имя Альберта Эйнштейна пользуется почётом и уважением. Мы также высоко ценим спорт, присваивая знаменитым спортсменам высокий социальный статус. <…>
Социализация — двусторонний, разнонаправленный процесс. Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и теми, кто социализируется.
(По Н. Смелзеру)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.