Файл: Политика одкб и нато в субрегионе Южного Кавказа Специальность 23. 00. 04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации На правах рукописи
Меликян Геворк Гамлетович Политика ОДКБ и НАТО в субрегионе Южного Кавказа Специальность 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук Научный руководитель Воробьев Сергей Владимирович дин, профессор Москва 2021

2 Работа выполнена на кафедре международных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. Научный руководитель Воробьев Сергей Владимирович доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры международных отношений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации Официальные оппоненты
Ершов Виталий Федорович доктор исторических наук, профессор, директор Центра стратегии и аналитики Московского государственного областного университета (МГОУ), почетный академик Адыгской Черкесской) Международной академии наук (АМАН)
Мельков Сергей Анатольевич доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГБВОУ ВО Академия гражданской защиты МЧС России" Ведущая организация Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный лингвистический университет Защита состоится « » ___________ 2021 года в « » часов на заседании Диссертационного совета Д 209.001.04 в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1. С текстом диссертации можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации по адресу 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр и на сайте www.dipacademy.ru. Автореферат разослан «___» ___________2021 г. Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат политических наук
А.Ш. Ногмова

3
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность темы исследования обусловлена прежде всего необходимостью решения ряда системных проблем, которые в настоящее время препятствуют обеспечению стабильности и региональной безопасности на Южном Кавказе. К таковым в первую очередь можно отнести напряженность, связанную с наличием в регионе этнополитических конфликтов, и отсутствие эффективных механизмов их урегулирования, а также разнонаправленные внешнеполитические приоритеты стран Южного Кавказа, которые зачастую подвергаются внешнему давлению со стороны более крупных политических акторов. На современном этапе Южный Кавказ считается точкой столкновения геополитических интересов различных субъектов международной политики.
Конфликтогенный регион с множеством противоречий между странами, расположенными на его территории, представляет собой пространство, в границах которого периодически возникают проблемы обеспечения мира, стабильности и безопасности. Особая роль в политических процессах в Закавказье принадлежит деятельности военно-политических альянсов, каждый из которых рассматривает данный регион через призму потенциального раздела сфер влияния. При этом, страны Южного Кавказа, как субъекты международного политического процесса, имеют свои разнообразные приоритеты внешней политики. Республика Армения является членом такого военно-политического объединения, как Организация Договора о коллективной безопасности (далее – ОДКБ). Грузия последовательно занимает прозападную позицию и ориентируется на углубление взаимодействия с Организацией Североатлантического договора (далее – НАТО. Азербайджан предпринимает попытки выстраивания многовекторной внешнеполитической повестки. Входе исследования делается попытка найти ответ на весьма сложные вопросы. Возможно ли формирование эффективной системы безопасности и сотрудничества в Закавказье, учитывая политические реалии, сложившиеся на

4 сегодняшний день в данном регионе Какие факторы в настоящее время подрывают региональную стабильность и наносят ущерб долгосрочным интересам всех сторон Значение военно-политических альянсов в современной системе международных отношений трудно переоценить. Стремление к закреплению определенного баланса сил стимулирует государства к созданию коалиций, союзов, различного рода политических объединений. В рамках данного исследования основное внимание уделяется анализу влияния в регионе Южного Кавказа таких военно-политических объединений, как
ОДКБ и НАТО. Таким образом, настоящая диссертационная работа призвана определенным образом восполнить имеющиеся лакуны в вопросах указанной проблематики, и посвящена комплексному анализу деятельности военно- политических альянсов в части обеспечения региональной безопасности в Закавказье.
Источниковая база исследования разделена на пять групп в целях оптимизации анализа материалов. Документальную основу диссертации составили законодательные акты, официальные документы в сфере обеспечения безопасности стран Южного Кавказа. К таковым, в частности, относятся Стратегия национальной безопасности Республики Армения, одобренная на заседании Совета национальной безопасности при Премьер-Министре Республики Армения 10 июля
2020 года, Концепция национальной безопасности Грузии, принятая Парламентом Грузии 23 декабря 2011 года, Концепция национальной безопасности Азербайджанской Республики, утвержденная распоряжением Президента Азербайджанской Республики от 23 мая 2007 года № 2198. Весьма важный для целей исследования документальный материал содержится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 га также в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640.

5 Ко второй группе источников относятся международные нормативно- правовые документы. Рассмотрены отдельные международные договоры, основные положения Устава Организации Объединенных Наций (Устав ООН, Североатлантический договор от 4 апреля 1949 г, Устав ОДКБ от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанным 10 декабря 2010 года, Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, утвержденная Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 14 октября 2016 года. Стратегические концепции НАТО 1952,1957,1968,1991 и 1999 гг., Стратегическая Концепция Обороны и Обеспечения Безопасности Членов Организации Североатлантического Договора 2010 г, современная новая стратегия НАТО от 22 мая 2019 года и др. Третья группа источников представляет собой компиляцию мемуаров, интервью определенных должностных лиц, открытых материалов служебной переписки дипломатических миссий. Проведен контент-анализ высказываний и заявлений высших должностных лиц, высокопоставленных чиновников международного уровня. В частности, весьма информативным источником в данном случае были выступления бывшего Генерального секретаря ОДКБ (2003 –
2017 гг.) Н.Н. Бордюжи, сборники совместных заявлений государств – членов
ОДКБ, заявления генерального секретаря НАТО Й. Столтенберга. Четвертая группа источников представлена материалами, размещаемыми на официальных сайтах НАТО (www.nato.int), ОДКБ (www.odkb-csto.org) в сети Интернет. Пятая группа источников информации представлена статистическими данными. Проанализированы основные показатели военно-промышленного комплекса стран Южного Кавказа, военные расходы государств региона. Степень научной разработанности темы исследования определяется внушительным массивом научно-исследовательских работ российских и

6 зарубежных авторов, специализирующихся на анализе вопросов обеспечения международной безопасности и особенностей военно-политической обстановки в условиях новой политической реальности. Изучение заявленной темы также базируется на результатах политологических и социологических исследований.
Источниковую базу диссертации составляют различные группы материалов и политико-правовых документов. Большое количество работ поданной проблематике обуславливается чрезвычайно высокой степенью интереса исследователей к заявленной теме.
Теоретико-методологические основы изучения места и роли военно- политических альянсов в структуре международных отношений были заложены представителем западной политологической мысли Г. Моргентау
1
. В работах американского политолога Джозефа Ная (младшего) подчеркивается тезис о том, что определенное государство, стремясь к кооперации и действуя во взаимодействии с другими государствами, потенциально может обрести глобальную силу. Представитель школы неореализма Кеннет Уолтц видел суть происхождения военно-политических альянсов в стремлении государств сохранить баланс в системе, в которой функционирует один доминантный актор, стремящийся монополизировать влияние и право на применение силы
3
Особое внимание в данном исследовании уделялось работам видного специалиста в сфере анализа теории международных отношений и практик
1
Morgenthau H.J. Alliances in theory and practice. Alliance policy in the cold war, ed. by A. Wolfers.
Westport, Conn.: Greenwood Press, 1959. – Р
Morgenthau H.J. Politics among Nations. The Struggle for Power and Peace. N.Y.: Alfred A. Knopf., 1948. – Р 2
Най С. Джозеф (мл) Будущее власти / С. Джозеф Най (мл пер. В.Н. Верченко. – М АСТ, 2014. – С.
3
Waltz K. (1979). Theory of International Politics. Boston: McGraw-Hill

7 функционирования военных альянсов Патриции Вайцман
4
. Существенный вклад в разработку проблематики военно-политических альянсов внес Стефен Уолт Входе своего исследования автор широко использовал труды специалистов в области международных отношений Дипломатической академии МИД России. Среди которых работы С.С. Жильцова, Т.В. Зверевой, Т.В. Кашириной,
Л.Н. Клепацкого
6
. Чрезвычайно важное значение для понимания феномена эволюции и трансформации военно-политического союза НАТО имеют исследования признанных специалистов поданной проблематике ОП. Иванова,
В.В. Штоля
7
Ведущим научными экспертным учреждением, занимающимся проблематикой международных аспектов безопасности на европейском и постсоветском пространстве, является созданный в 1987 году Институт Европы РАН. Ученые института внесли значительный вклад в исследование разрабатываемой автором тематики по проблеме безопасности Южного Кавказа в контексте влияния на субрегион ОДКБ и НАТО. Следует отметить значительный вклад в разработку, выбранного автором направления исследования, таких ученых института как Ал. А. Громыко, Данилова ДА, ДЕ. Фурман
8
и др. Их работы
4
Weitsman Patricia Alliances and War The International Studies Encyclopedia Robert A. Denmark (general editor), Wiley-Blackwell, 2010, Р
Weitsman Patricia Dangerous Alliances: Proponents of Peace, Weapons of War, Stanford University Press,
Stanford California, 2004. – Р 5
Walt Stephen M. Alliance Formation and the Balance of World Power, in International Security, 1985, vol. 9, no.4, P.5
Walt Stephen M., The Origins of Alliances, Cornel University Press, 1987, Р 6
Жильцов С.С. Политика России в Каспийском регионе / С.С. Жильцов. М Аспект Пресс, 2017; Жильцов С.С. США в погоне за Каспием / С.С. Жильцов, И.С. Зонн. – М Международные отношения,
2009; Зверева Т.В. Как обустроить сверхдержаву / Т.В. Зверева // Мировая экономика и международные отношения. – Февраль 2007. – №2; Каширина Т.В. Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в ХХI веке / Т.В. Каширина, В.А. Аватков. – М Дашков и К, 2019; Клепацкий Л.Н.
Деглобализация мировой системы / Л.Н. Клепацкий // Международная жизнь август 2015. – №8.
7
Иванов ОП. Американская официальная концепция расширения НАТО на восток к истокам вопроса / ОП. Иванов // Современная Европа. –Ноябрь-Декабрь 2017 года. – №6; Штоль В.В. НАТО вымыслы и реальность. / В.В. Штоль // Обозреватель. – 2011. – № 10; Штоль В.В. Новая парадигма НАТО в эпоху глобализации / В.В. Штоль. – М Научная книга, 2003; Штоль В.В. НАТО динамика эволюции /
В.В. Штоль . – М Научная книга, 2002.
8
Громыко Ал. А. Формула партнёрства // Стратегия России, № 3, март 2009 г Новая архитектура безопасности для Европы пути решения проблемы // Материалы научно-практической конференции // Дипломатическая академия МИД России. М Научная книга, 2011; Данилов ДА. Большое

8 позволили автору осмыслить не только базовые теоретические аспекты безопасности, но и сформировать собственное видение идеологии исследования такого сложного субрегиона, находящегося в зоне треугольника европейского, ближневосточного и центральноазиатского влияния, с акцентированием внимания в этом влиянии сложносоставных акторов ОДКБ и НАТО. Среди работ, в которых анализируются вопросы развития военно- политического блока НАТО, а также проблематика современных конфликтов, необходимо особо отметить труды российского военного дипломата
А.А. Бартоша
9
Специалистом в вопросах изучения политической конфликтологии и переговорного процесса является Х.С. Галстян
10
. Отдельные аспекты грузинской внешней политики исследуются в работах К. Какачии
11
. Соотношение сил различных акторов, представленных на политической арене Кавказа, рассматривается в работах П. Дарабади
12
. Признанным экспертом в области военно-политической проблематики Южного Кавказа является СМ. Маркедонов
13
Причерноморье: на перекрёстках сотрудничества и конфликтов = The Wider Black Sea Region: at the
Crossroads of Cooperation and Conflicts : монография / отв. ред. ДА. Данилов. – М Ин-т Европы РАН ,
2018; Данилов ДА. / Европа между трёх океанов монография / под общей ред. Ал. А. Громыко, В.П.
Фёдорова. - М ИЕ РАН, СПб.: Нестор-История, 2019; Фурман ДЕ. Культурные и социально- психологические основы современного армянского национального движения. М, Б/и. 1993 и др.
9
Бартош А.А. НАТО в современной мировой политике / А.А. Бартош – М Горячая линия-Телеком,
2019; Бартош А.А. Конфликты ХХI века. Гибридная война и цветная революция / А.А. Бартош – М Горячая линия-Телеком, 2019; Бартош А.А. Туман гибридной войны. Неопределенности ириски конфликтов XXI века / А.А. Бартош – Москва Горячая линия-Телеком, 2019.
10
Галстян Х.С. Политические переговоры Теория и практика. Ереван, Ван Арян», 2007 11
Kakachia K., Minesashvili S. Identity politics: Exploring Georgian foreign policy behavior // Journal of
Eurasian Studies, 6, 2015, p. 171-180 12
Дарабади П. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века монография / П. Дарабади – М Весь Мир, 2010. – С 13
Маркедонов СМ. Грузия-НАТО: поспешать медленно Электронный ресурс. – URL: http://politcom.ru/22486.html
Армяно-российский договор двадцать лет спустя Электронный ресурс. – URL: http://politcom.ru/22719.html (дата обращения 01.03.2019) Азербайджан – Туркменистан прагматическое сближение Электронный ресурс. – URL: http://politcom.ru/22657.html (дата обращения 01.03.2019)

9 Историческая ретроспектива относительно поиска путей нормализации отношений между государствами соперничающих военно-политических блоков в условиях конфронтации приводится в работах НИ. Егоровой, МА. Липкина,
В.Л. Малькова, Е.А. Осипова, А.А. Улуняна, А.М. Филитова, Б.В. Яблокова
14
Опыт формирования интеграционных структур на постсоветском пространстве освещается в работах ЕД. Халевинской
15
. Отдельного внимания в данном случае заслуживает исследование ЗА. Кокошиной
16
, в котором производится попытка оценки роли ОДКБ в современной системе международных отношений. Значимыми являются труды
В.А. Авксентьева,
М.К.
Горшкова,
Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриева,
17
посвященные отдельным аспектам региональной конфликтологии. В общественно-политическом дискурсе относительно тематики исследования в качестве одной из причин создания военно-политических объединений выделяется стремление контрагентов совместными усилиями противостоять определенной общей угрозе. Анализом вмешательства военно- политических альянсов в современные международные конфликты занимается АИ. Никитин
18 14
Обеспечение международной безопасности в условиях холодной войны поиски согласованных подходов : сборник научных трудов / под ред. НИ. Егоровой. – М Весь Мир, 2017. – С 15
Халевинская ЕД. Интеграция, сотрудничество и развитие на постсоветском пространстве монография ЕД. Халевинская. – М ИНФРА-М, 2012. – С Международная и региональная интеграции перспективы и вызовы сборник научных статей Международной научно-практической конференции / под общ. ред. В.В. Комлевой, СВ. Ласковец. – М
ИНФРА-М, 2016. – С 16
Кокошина ЗА. ОДКБ и ее роль в современной системе международных отношений / ЗА. Кокошина. – М ЛЕНАНД, 2018. – С 17
Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология экспертное мнение /
В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев. – М Альфа-М, 2007. – С
Авксентьев В.А., Гриценко Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология концепты и российская практика / В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев. – М Альфа-М, 2008. – С 18
Никитин АИ. Международное вмешательство в современные конфликты миротворческая политика ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО и ОДКБ Электронный ресурс. – URL: https://ru.valdaiclub.com/files/16442/ (дата обращения 01.03.2019)

10 Большое количество работ посвящено этнополитическому фактору на Южном Кавказе. Исследованием данного аспекта занимаются следующие авторы
С.А. Арутюнов, ГС. Денисов, Г. Дерлугьян, А.В. Дмитриев, Л.В. Клименко Приоритеты России в Закавказье рассматриваются в работах К.С. Гаджиева, СМ. Смагиной
20
Юридические аспекты формирования современных военно-политических объединений представлены в трудах В.Р. Авхадеева, Л.В. Андриченко, ПА. Калиниченко,
С.Ю. Кашкина
21
Материалы зарубежных авторов, которые занимаются изучением трансформации политических режимов на постсоветском пространстве, проблемами безопасности, различными аспектами формирования и развития альянсов, научным осмыслением стратегий НАТО и ОДКБ, автор посчитал возможным выделить в отдельную группу. Научные публикации этих авторов позволяют оценить степень участия зарубежного научного сообщества в исследовании избранного направления научной работы. К этой группе следует отнести таких ученых и их труды Кригер M., Чарнота A., Ребекка Мооре, Джейми
Ши, , Maрк Веббер, Эрик А. Миллер, Уильям Х. Хайлл и др.
22 19
Денисов ГС, Дмитриев А.В., Клименко Л.В. Южно-российская идентичность факторы и ресурсы / ГС. Денисова, А.В. Дмитриев, Л.В. Клименко. – М Альфа-М, 2010. – С
Дерлугьян Г. Адепт Бурдье на Кавказе Эскизы к биографии в миросистемной перспективе / Дерлугьян ГМ ИД Тер. будущего, 2010. – С, Арутюнов С.А. Силуэты этничности на цивилизационном фоне Монография / С.А. Арутюнов; Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. – М НИЦ Инфра-М, 2012. – С.
20
Гаджиев, К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России / К. С. Гаджиев. – М Логос,
2010. – С, Смагина СМ. Российский политический процесс в региональном измерении модернизационные аспекты (XX – начало XXI вв.): учебное пособие / Смагина СМ. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2011. – С 21
Жбанков В.А., Калиниченко ПА, Кашкин С.Ю. и др. Интеграционное право в современном мире сравнительно-правовое исследование монография В.А. Жбанков, ПА. Калиниченко, С.Ю. Кашкин и др. – М Проспект, 2015. – С, Авхадеев В.Р., Асташова В.С., Андриченко Л.В. и др. Договор как общеправовая ценность Монография / В.Р. Авхадеев, В.С. Асташова, Л.В. Андрическо и др. – М
ИЗиСП, Статут, 2018. – С.
22
Krygier M. Czarnota A. After Postcommunism: The Next Phase. Sydney: University of New South Wales. –
2006; Dr. Rebecca Moore. NATO's Return to Europe: Engaging Ukraine, Russia, and Beyond,” соавторство с
Damon V. Coletta, Georgetown University Press, Washington DC, 2017; Jamie Shea. NATO at Sixty - and
Beyond; Dr. Mark Webber. Theorizing NATO: New perspectives on the Atlantic alliance, Routledge, New
York, 2016; Dr. Eric A. Miller. To Balance or not to Balance: Alignment theory and the Commonwealth of

11 В качестве общей угрозы, под влиянием которой военно-политические альянсы с разнонаправленными интересами могут осуществлять оперативные поиски путей сотрудничества, выступает международный терроризм. Проблематика борьбы с распространением экстремистской идеологии анализируется в научных трудах С.Г. Лузянина, И.И. Синякина
23
  1   2   3

Рабочая гипотеза. На современном этапе военно-политические альянсы сохраняют свои позиции в качестве значимых международных сложносоставных политических акторов. При этом существует прямая зависимость между результатами борьбы за доминирование в сложившейся международной политической системе среди современных военно-политических альянсов и уровнем безопасности и политической стабильности в зонах их ответственности. Необходимо произвести комплексное исследование деятельности НАТО и
ОДКБ, реализующих свои интересы на территории Южного Кавказа, с целью выработки эффективных механизмов обеспечения безопасности в данном регионе и при учете разных статусов легитимности присутствия указанных военно- политических альянсов. Объект исследования. Объектом данного исследования являетсяроль военно-политических альянсов в современной структуре международных отношений. Предмет исследования политика ОДКБ и НАТО в субрегионе Южного Кавказа. Цель исследования – дать целостную картину политических реалий на Южном Кавказе, складывающихся в результате деятельности ОДКБ и НАТО в контексте завоевания, удержания и/или использования своего влияния в целях реализации своих интересов в указанном регионе.
Independent States,” Ashgate, Hampshire, 2006; Dr. William H. Hill. No Place for Russia: European Security
Institutions since 1989” (Woodrow Wilson Center Series), Columbia University Press, New York, 2018.
23
Лузянин С.Г. Проблемы обеспечения безопасности на пространстве ШОС : монография / С.Г.
Лузянин. – М Весь Мир, 2017; Синякин И.И. Терроризм с использованием оружия массового уничтожения международно-правовые вопросы противодействия Монография / И.И. Синякин. – М Норма, 2012.

12 Для достижения указанной цели решались следующие задачи
1. раскрыть теоретико-методологические основыисследования аспектов региональной безопасности на Южном Кавказе, теории о военно-политических альянсах и обосновать авторский подход к разрешению исследовательских задач
2. представить авторское осмысление таких понятий, как военно- политический альянс и сегментация военно-политического сотрудничества с учетом преломления устоявшихся дефиниций через проблематику темы исследования
3. раскрыть сущность, специфику формирования и институционализации военно-политических альянсов в современном мире
4. показать характерные особенности политического поведения основных военно-политических альянсов НАТО и ОДКБ – в субрегионе Южного Кавказа
5. оценить степень влияния ОДКБ и НАТО на структуру региональной безопасности в Закавказье и дать критический анализ их деятельности на территории Южного Кавказа. Научная новизна работы состоит в том, что современная российская политическая наука не располагает комплексными исследованиями поданной тематике. Кроме того, новизна исследования заключается в следующем
- был обоснован авторский подход к раскрытию теоретико- методологических основ анализа функционирования военно-политических альянсов в международном политическом процессе
- предложены авторские определения понятий, необходимых для описания региональных политических процессов, связанных с деятельностью военно- политических альянсов
- впервые проведен комплексный анализ и оценка роли военно-политических альянсов НАТО и ОДКБ в обеспечении региональной безопасности на Южном Кавказе

13
- осуществлена разработка комплекса рекомендаций, направленных на повышение эффективности механизмов влияния военно-политических альянсов на региональную безопасность применительно к специфике Закавказья.
Теоретико-методологическую базу исследования составляет широкий спектр концепций в области геополитики и анализа современных международных отношений и политических систем. Прежде всего, необходимо отметить концепцию политического реализма, которая предполагает, что основным стремлением любого государства является реализация национальных интересов, а также, что для умножения собственного силового потенциала государствам требуется создание коалиций, блоков, альянсов. При подготовке диссертации был проведен комплексный анализ научных трудов в сфере международной политики, региональной конфликтологии, военно- политической дипломатии. Для выявления сущности и специфики институционализации военно- политических альянсов в современном мире использовались как общие научные анализ, синтез, наблюдение, таки специальные методы научного познания, среди которых следует выделить сравнительный, структурно-функциональный, метод контент-анализа, метод дискурс-анализа. При выявлении политической специфики функционирования военно- политических альянсов были использованы институциональный, системный и функциональный подходы. Практическая значимость работы определяется практической направленностью полученных входе исследования результатов.Материалы данного исследования могут быть использованы в практической деятельности соответствующих структурных подразделений Организации Договора о коллективной безопасности. Кроме того, практическая составляющая, полученных автором результатов, может способствовать критическому анализу и глубинной оценке политики ОДКБ и НАТО на Южном Кавказе, а также использоваться для

14 эффективного моделирования сценариев дальнейшего поведения этих военно- политических блоков и их влияния на безопасность в данном субрегионе. Материалы данного исследования использовались диссертантом в прочитанном им курсе Гибридные угрозы в Российско-Армянском Славянском) университете (РАУ) ив курсе Теория международных отношений и безопасность в Армянском институте международных отношений и безопасности ив дальнейшем могут быть использованы при подготовке и проведении лекций и семинаров как в Ереванском Государственном Университете (ЕГУ), в Российско-
Армянском Славянском) университете (РАУ), в Армянском институте международных отношений и безопасности, таки в других армянских, российских и иных зарубежных высших учебных заведениях. Основные положения, выносимые на защиту
1. Авторская методология исследования региональной безопасности Южного Кавказа, как совокупность системного диалектического использования методов исследования, позволяет по-новому взглянуть на проблематику и изучить региональную безопасность Южного Кавказа в контексте завоевания, удержания и/или использования такими военно-политическими альянсами как НАТО и ОДКБ своего влияния в целях реализации своих интересов в указанном регионе. Применение анализа потенциального урегулирования этнополитических конфликтов на Южном Кавказе помогло обозначить сильные и слабые стороны возможностей урегулирования межэтнических противоречий в Закавказье, что очень важно, поскольку наличие этнополитических конфликтов на Южном Кавказе способствует обострению противоречий как между внутренними политическими игроками (Армения, Грузия, Азербайджан, таки внешними сложносоставными политическими акторами (НАТО, ОДКБ). Контент-анализ стратегических документов НАТО в совокупности с применением PEST – анализа обеспечило выявление особенностей выстраивания диалога НАТО с государствами Южного Кавказа. Контент-анализ нормативных материалов ОДКБ с применением SWOT- анализа позволил определить формат реагирования данного военно-политического

15 альянса на различного рода форс-мажорные ситуации, а также особенности позиционирования указанного военно-политического альянса в субрегионе Южного Кавказа.
2. Предлагается авторское осмысление таких понятий, как военно- политический альянс и сегментация военно-политического сотрудничества с учетом преломления устоявшихся дефиниций через проблематику темы исследования. Действующие в политическом поле Южного Кавказа такие военно- политические альянсы, как НАТО и ОДКБ, обладают разным статусом легитимности присутствия в регионе и представляют собой консолидирующие институции двух и более акторов, нормативным базисом которых выступают формально определенные правила и соглашения, регламентирующие практики их сотрудничества в случае наступления определенных условий, обусловленных военными, политическими, социально-экономическими факторами. Сегментацию военно-политического сотрудничества на Южном Кавказе, являющую собой процесс разбивки и дифференциации основных параметров и условий военно- политического взаимодействия двух и более акторов, можно представить в виде систем вертикальных связей 1) НАТО – страны Южного Кавказа 2) ОДКБ – страны Южного Кавказа. При этом диалог НАТО со странами Южного Кавказа важен для Альянса прежде всего с военно-политической, инфраструктурной и логистической точек зрения. В свою очередь,
ОДКБ, как институционализированная форма военно-политической кооперации ряда стран постсоветского пространства под эгидой Российской Федерации, ориентируется на противодействие выходу закавказских республик из исторически сложившегося и устоявшегося комплекса обеспечения региональной безопасности, что противоречит основным национальным интересам России в южном направлении.
3. В современном мире сущность военно-политических альянсов проявляется в особом формате межгосударственной наднациональной интеграции на основе корпоративных интересов и взаимных юридически закрепленных обязательств. Специфика формирования и институционализации военно

16 политических альянсов занимает важное место в проблемном поле политической науки. Военно-политический альянс, как институт, стремится концептуально оформить политическое единство входящих в него акторов, цементируя его поиском военных угроз. Данный вид интеграции характеризуется высоким уровнем взаимодействия вовлеченных акторов с сохранением военно- политической автономии. Несмотря на определенного рода эффективность, ни один из существующих в настоящее время военно-политических альянсов по отдельности неспособен противостоять всеобъемлющему спектру современных международных вызовов и угроз. Представляется, что интеграция народов и стран в военно-политической сфере в соответствии с запросами новой политической реальности будет строиться на принципиально иных основаниях. Не исключено, что в среднесрочной перспективе процессы формирования военно-политических альянсов приобретут рационально-атомизированный, то есть, по сути, проектный характер. Это подразумевает возникновение новых военно- политических объединений под конкретные цели с определенным временным интервалом существования. Иными словами, военно-политические союзы нового типа будут возникать там, тогда и постольку, где, когда и поскольку потенциальные политические акторы – члены объединений, исходя из своих интересов, будут осознавать необходимость их создания.
4. Политическое поведение военно-политических альянсов – это форма их активности, связанная со способностью влияния на расстановку сил и баланс сдержек и противовесов в регионах присутствия. НАТО – военно-политическая организация, расширяющая географию своего присутствия и спектр своей деятельности. Альянс позиционируется западными экспертами как структура, обеспечивающая стабильность в разных регионах мира и действующая как под эгидой ООН, таки в качестве самостоятельного политического игрока. Используемый подход непросто является спорным, а противоречит нормам международного права о возможности использования какой-либо иной военно- политической силы, кроме как вооруженных сил ООН по решению Совета

17 Безопасности ООН. Применительно к странам Южного Кавказа, политическое поведение данного военно-политического союза нацелено на создание обстоятельств, способствующих нивелированию союзничества южнокавказских государств с Россией ив первую очередь, в военно-политическом аспекте.
ОДКБ – региональная структура. Она, в свою очередь, позиционируется как один из основных гарантов обеспечения стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. Однако, как структура, созданная на этом пространстве и унаследовавшая от социалистического интернационального строя добрососедство, заботу о общем стабильном и безопасном, мирном совместном развитии, по оценкам политической элиты не всех стран Южного Кавказа в настоящее время и не всегда воспринимается в качестве эксклюзивного донора региональной безопасности. Степень влияния ОДКБ и НАТО на структуру региональной безопасности в Закавказье несколько завышена. Представляется, что данные военно- политические объединения прежде всего последовательно отстаивают в регионе национальные интересы своих основных доноров и бенефициаров: НАТО – США
ОДКБ – Российская Федерация. Кроме того, на попытки выстраивания эффективной системы региональной безопасности деструктивное влияние оказывает наличие этнополитических конфликтов на Южном Кавказе. Они способствуют обострению противоречий как между внутренними политическими игроками (Армения, Грузия, Азербайджан, таки внешними сложносоставными политическими акторами (НАТО, ОДКБ). Проведенный автором контент-анализ материалов стенограмм встреч представителей государств-членов ОДКБ позволил выявить весьма важную тенденцию. Интерес ОДКБ, как консолидированной структуры, к тому или иному региону коллективной безопасности, а именно
Восточно-Европейскому (Россия - Белоруссия, Кавказскому (Россия-Армения) или же Центрально-Азиатскому (Россия плюс страны Центральной Азии – члены
ОДКБ) напрямую зависит от периодов председательства той или иной страны в рамках организации, а также от интересов России как ключевого элемента ОДКБ.

18 В соответствии с выявленной тенденцией было установлено, что за период 2009-
2019 гг. более пристальное внимание проблематике Кавказского региона уделялось в 2008-2009 гг. и 2015-2016 гг. – время председательства Армении в ОДКБ. Апробация результатов исследования Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в научных публикациях автора Формирование политики НАТО в Закавказье после распада СССР, 3/2018, журнал Дипломатическая служба Место и роль ОДКБ в процессе строительства региональной системы безопасности после распада СССР, 6/2020, журнал Общество политика, экономика, право Особенности трансформации политического позиционирования и образа ОДКБ в системе региональной безопасности на современном этапе, 7/2020, журнал Общество политика, экономика, право Сравнительный анализ военно-стратегических концепций НАТО и ОДКБ: общее и особенное, 1/2021, журнал Общество политика, экономика, право. На основе материалов данного исследования автором были написаны тезисы и доклады, которые были представлены на трех международных конференциях Кавказ на перекрестке вызовы региональной стабильности (состоялась 5 мая
2018 года в г. Тбилиси, Грузия я конференция по безопасности Южного Кавказа (состоялась 29-30 марта 2019 года в г. Цахкадзор, Республика Армения
«ЕС, Центральная Азия и Южный Кавказ новые подходы в контексте регионального и международного сотрудничества (состоялась 23-24 мая 2019 года в г. Бишкек, Киргизская Республика. Помимо этого, автором были апробированы материалы настоящего исследования в конференциях регионального характера научная конференция «Военно-экономическое сотрудничество государств – членов ОДКБ: тенденции развития, проблемы и перспективы, которая прошла в г. Москва, Российская Федерация, 23 октября 2019 года. Результаты были также представлены входе международных онлайн форматов Вебинар "Caucase 2020: bilan et perspectives" (на французском, организованный IPSE - Institut "Prospective et Sécurité en Europe" et Institut "Meydane", Париж, Франция, 19 мая, 2020 года

19 Круглый стол «Prospects of Normalisation between Armenia and Turkey», 20 мая, 2020 года, организованный международным фондом Грант Динк», Стамбул, Турция. Структура диссертации обусловлена ее содержанием. Работа состоит из введения, двух глав, шести разделов, заключения, библиографии.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во Введении обосновывается актуальность темы исследования политики
ОДКБ и НАТО в субрегионе Южного Кавказа, которую она приобретает в контексте рассмотрения властных отношений в современной международной политике - вообще ив региональной внешнеполитической повестке - в частности. Определяются объект, предмет, цель и задачи исследования. Раскрывается степень научной разработанности проблемы. Указываются положения, выносимые на защиту, а также новизна научно-исследовательских результатов, полученных автором, и практическая значимость исследования. Впервой главе Фактор военно-политических альянсов в мировой и региональной политике представлено исследование сущности и специфики формирования военно-политических альянсов в современном мире. Отдельное внимание уделяется вопросам институционализации данных сложносоставных политических акторов. Глава состоит из трех разделов. В первом разделе «Теоретико-методологические основы исследования некоторых аспектов региональной безопасности на Южном Кавказе международных, военных, политических обосновывается выбор системного подхода в качестве основной методологии работы. Указанный подход позволил осуществить всесторонний анализ особенностей региональной безопасности Южного Кавказа с учетом влияющих на нее окружающих факторов и обстоятельств. Особое внимание уделяется понятию безопасность, которое имеет разное смысловое наполнение в зависимости от концептуальных подходов. Результатами исследования установлено, что страны Южного Кавказа на концептуальном уровне

20 по-разному определяют понятие безопасность и соответственно используют разные теоретические подходы. Представляется, что для Армении ближе российский концептуальный подход, для Азербайджанской Республики – континентальный, для Грузии – англосаксонский. Во втором разделе Происхождение и институционализация военно-
политических альянсов на примере НАТО и ОДКБ» проводится уточнение понятийно-категориального аппарата исследования и предлагается авторское осмысление таких понятий, как военно-политический альянс и сегментация военно-политического сотрудничества с учетом преломления устоявшихся дефиниций через проблематику темы исследования. Формируется доказательства авторской точки зрения о том, что действующие в политическом поле Южного Кавказа такие военно-политические альянсы, как НАТО и ОДКБ, обладают разным статусом легитимности присутствия в регионе и представляют собой консолидирующие институции двух и более акторов, нормативным базисом которых выступают формально определенные правила и соглашения, регламентирующие практики их сотрудничества в случае наступления определенных условий, обусловленных военными, политическими, социально- экономическими факторами. Сегментацию военно-политического сотрудничества на Южном Кавказе, являющую собой процесс разбивки и дифференциации основных параметров и условий военно-политического взаимодействия двух и более акторов, можно представить в виде систем вертикальных связей 1) НАТО – страны Южного Кавказа 2) ОДКБ – страны Южного Кавказа. При этом диалог НАТО со странами Южного Кавказа важен для Альянса прежде всего с военно- политической, инфраструктурной и логистической точек зрения. В свою очередь,
ОДКБ - институционализированная форма военно-политической кооперации ряда стран постсоветского пространства под эгидой Российской Федерации. Это структура, созданная на этом пространстве и унаследовавшая от социалистического интернационального строя добрососедство, заботу о общем стабильном и безопасном, мирном совместном развитии. Политическое поведение

21 данного военно-политического союза нацелено на создание обстоятельств, способствующих нивелированию союзничества южнокавказских государств с Россией ив первую очередь, в военно-политическом аспекте. В современном мире сущность военно-политических альянсов проявляется в особом формате межгосударственной наднациональной интеграции на основе корпоративных интересов и взаимных юридически закрепленных обязательств. Специфика формирования и институционализации военно-политических альянсов занимает важное место в проблемном поле политической науки. Военно- политический альянс, как институт, стремится концептуально оформить политическое единство входящих в него акторов, цементируя его поиском военных угроз. Данный вид интеграции характеризуется высоким уровнем взаимодействия вовлеченных акторов с сохранением военно-политической автономии. Несмотря на определенного рода эффективность, ни один из существующих в настоящее время военно-политических альянсов по отдельности неспособен противостоять всеобъемлющему спектру современных международных вызовов и угроз. Представляется, что интеграция народов и стран в военно-политической сфере в соответствии с запросами новой политической реальности будет строиться на принципиально иных основаниях. Не исключено, что в среднесрочной перспективе процессы формирования военно-политических альянсов приобретут рационально-атомизированный, то есть, по сути, проектный характер. Это подразумевает возникновение новых военно-политических объединений под конкретные цели с определенным временным интервалом существования. Иными словами, военно-политические союзы нового типа будут возникать там, тогда и постольку, где, когда и поскольку потенциальные политические акторы – члены объединений, исходя из своих интересов, будут осознавать необходимость их создания. Третий раздел
1   2   3

«Военно-политические альянсы на Южном Кавказе в контексте различных систем международных отношений посвящен анализу политического поведения военно-политических альянсов. Политическое

22 поведение военно-политических альянсов представляет собой форму их активности, связанную со способностью влияния на расстановку сил и баланс сдержек и противовесов в регионах присутствия. Определенное состояние системы международных отношений в конкретный временной период существенно влияет на формирование, институционализацию и политическое поведение военно- политических альянсов. НАТО – военно-политическая организация, расширяющая географию своего присутствия и спектр своей деятельности. Альянс позиционируется западным экспертным сообществом как структура, обеспечивающая стабильность в разных регионах мира и действующая как под эгидой ООН, таки в качестве самостоятельного политического игрока. Используемый подход непросто является спорным, а противоречит нормам международного права о возможности использования какой-либо иной военно-политической силы, кроме как вооруженных сил ООН по решению Совета Безопасности ООН. Применительно к странам Южного Кавказа политическое поведение данного военно-политического союза имеет многоступенчатый характер и во многом не совпадает с интересами России. ОДКБ – региональная структура. Она, в свою очередь, позиционируется как один из основных гарантов обеспечения стабильности и безопасности на постсоветском пространстве, хотя и интересы стран-участниц этой организации могут во многих вопросах не совпадать. Однако, как союз, сформированный под эгидой России, ОДКБ не всегда воспринимается и не всеми основными политическими акторами Южного Кавказа в качестве эксклюзивного донора региональной безопасности. Во второй главе Политика ОДКБ и НАТО в субрегионе Южного Кавказа производитсяанализ процесса формирования региональной геополитической конфигурации, рассматриваются особенности выстраивания политического диалога НАТО и ОДКБ со странами региона. Глава состоит из трех разделов.

23 Первый раздел Этнополитические конфликты на Южном Кавказе и процесс формирования региональной геополитической конфигурации посвящен анализу влияния этнополитического фактора на баланс и расстановку сил в регионе. При этом особое внимание уделяется тем аспектам, которые являются основными факторами для распространения конфронтационной среды на территории Южного Кавказа. При изучении вопроса также внимание уделено анализу военных расходов стран региона. Существующие в настоящее время этнополитические конфликты на Южном Кавказе серьезным образом отражаются на формировании региональной геополитической конфигурации. При внешнем позиционировании относительной стабильности региона, внутри него наблюдаются явные признаки дезинтеграционных процессов. Все непосредственные участники этнополитических конфликтов на Южном Кавказе заинтересованы в обеспечении стабильной системы безопасности на территории региона. В тоже время отсутствие концептуальных основ для выработки механизмов урегулирования конфликтов их непосредственными участниками сводит на нет попытки устранить политическую нестабильность в субрегионе. Политическая конкуренция по линии ОДКБ-НАТО и присущая политике государств Южного Кавказа региональная многовекторность деструктивно сказываются на процессе урегулирования этнополитических конфликтов на Южном Кавказе. При этом необходимо отметить, что степень влияния ОДКБ и НАТО на процесс формирования региональной геополитической конфигурации и структуру региональной безопасности в Закавказье несколько завышена. Представляется, что данные военно-политические объединения прежде всего последовательно отстаивают в регионе национальные интересы своих основных доноров и бенефициаров: НАТО – США ОДКБ – Российская Федерация. Кроме того, на попытки выстраивания эффективной системы региональной безопасности


24 деструктивное влияние оказывает наличие этнополитических конфликтов на Южном Кавказе. Они способствуют обострению противоречий как между внутренними политическими игроками (Армения, Грузия, Азербайджан, таки внешними сложносоставными политическими акторами (НАТО, ОДКБ). Во втором разделе Особенности выстраивания диалога НАТО с Арменией, Грузией и Азербайджаном представлено исследование актуальных вопросов потенциального расширения влияния НАТО на Южном Кавказе. При этом отмечается, что в сложившихся политических реалиях страны Закавказья Армения, Грузия, Азербайджан
– имеют свои разнонаправленные внешнеполитические приоритеты. Несмотря на разные уровни интеграции и кооперации, Армения, Грузия и Азербайджан имеют партнерские отношения с НАТО, что является показателем определенной эффективности коммуникационной деятельности Североатлантического Альянса в отношении указанных стран. Конструктивный диалог НАТО со странами Южного Кавказа важен для Альянса прежде всего с военно-политической, инфраструктурной и логистической точек зрения. В настоящее время из всех государств Закавказья явное намерение вступить в ряды военно-политического блока демонстрирует только Грузия. Армения и Азербайджан по разным причинам стремятся реализовывать многовекторную внешнюю политику. Диалог НАТО с основными региональными акторами носит сугубо прагматический характер и выстраивается с учетом сложившихся на пространстве региона геополитических реалий. В третьем разделе Место и роль ОДКБ в процессе строительства региональной системы безопасности определяется значение и роль ОДКБ в региональной геополитической конфигурации Южного Кавказа. Проводится анализ особенностей позиционирования ОДКБ как интеграционного объединения. В настоящее время сформировался образ ОДКБ как одного из основных механизмов обеспечения стабильности и безопасности на постсоветском пространстве. В ключевых конфликтных ситуациях, произошедших на территории

25 Южного Кавказа после 2002 года, ОДКБ, как организация, ограничилась как декларативным, таки дипломатическим форматом участия. Характерной особенностью участия ОДКБ является неиспользование военно-политического ресурса для разрешения конфликтных ситуаций. Представляется, что в настоящее время военно-политический и миротворческий потенциалы Организации Договора о коллективной безопасности не используются в полной мере. Результатами исследования установлено, что интерес ОДКБ, как консолидированной структуры, к тому или иному региону коллективной безопасности, а именно Восточно-Европейскому (Россия - Белоруссия, Кавказскому (Россия-Армения) или же Центрально-Азиатскому (Россия плюс страны Центральной Азии – члены ОДКБ), зависит от периодов председательства той или иной страны в рамках организации, а также от интересов России как ключевого элемента ОДКБ. В соответствии с выявленной тенденцией, в период
2009-2019 гг. более пристальное внимание проблематике Кавказского региона уделялось в 2008-2009 гг. и 2015-2016 гг. – время председательства Армении в
ОДКБ. В Заключении сформулированы основные теоретические выводы проведенного исследования, соответствующие поставленным задачам. Кроме того, предлагаются практические авторские рекомендации к процессу подготовки и принятия политических решений в соответствующих структурных подразделениях
ОДКБ, такие как
1) на уровне Совета Коллективной Безопасности возможно – гармонизировать действия лидеров стран ОДКБ и формировать более конструктивный диалог соответствующих структур с целью приложения усилий по дальнейшему повышению потенциала Организации, и улучшению авторитета и имиджа ОДКБ на мировой арене
2) это же закрепить и на уровне Совета министров иностранных дел – интенсифицировать развитие и эффективное использование инструментов мягкой силы, распространение и более активное позиционирование образа ОДКБ в


26 качестве основного элемента евразийской структуры коллективной безопасности, а также активизировать развитие межрегионального сотрудничества
3) на уровне Совета министров обороны – разрабатывать конкретные программы с финансовым обоснованием, позволяющие реализовывать программы углубления военно-технического и военно-политического сотрудничества
4) на уровне Комитета секретарей советов безопасности возможно рассмотреть совершенствование системы национальной безопасности стран- участниц ОДКБ на принципиально новом качественном уровне, учитывая современные вызовы и угрозы, а также условия усиливающегося воздействия разноплановых глобальных и региональных факторов в том числе ив информационном пространстве
5) на уровне Парламентской Ассамблеи вполне допустимо совершенствование и повышение качества юридической техники в процессе реализации Программы по сближению и гармонизации законодательства, а также в практике работы по ратификации международных договоров, заключенных в рамках ОДКБ.
III. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Работы, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК РФ
1) Меликян Г.Г. Формирование политики НАТО в Закавказье после распада СССР, 3/2018, журнал Дипломатическая служба
2) Меликян Г.Г. Место и роль ОДКБ в процессе строительства региональной системы безопасности после распада СССР, 6/2020, журнал Общество политика, экономика, право.
3)Меликян Г.Г. Особенности трансформации политического позиционирования и образа ОДКБ в системе региональной безопасности на современном этапе, 7/2020, журнал Общество политика, экономика, право.

27 4) Меликян Г.Г. Сравнительный анализ военно-стратегических концепций НАТО и ОДКБ: общее и особенное, 1/2021, журнал Общество политика, экономика, право.
Меликян Геворк Гамлетович Политика ОДКБ и НАТО в субрегионе Южного Кавказа Данная диссертация посвящена анализу влияния присутствия в регионе Южного Кавказа таких военно-политических объединений, как ОДКБ и НАТО. Автор рассматривает теоретико-методологические основы исследования международных, военных, политических аспектов региональной безопасности на Южном Кавказе, а также вопросы институционализация военно-политических альянсов на примере НАТО и ОДКБ. Проанализировано влияние этнополитических конфликтов на процесс формирования региональной геополитической конфигурации. Определены особенности выстраивания диалога НАТО с Арменией, Грузией и Азербайджаном, а также место и роль ОДКБ в процессе строительства региональной системы безопасности.
Gevorg Melikyan
The policy of CSTO and NATO’s in the South Caucasus sub-region
This dissertation is devoted to the analysis of the influence of the presence of such military-political alliances as the CSTO and NATO in the South Caucasus region. The author examines the theoretical and methodological foundations of the study of international, military, and political aspects of regional security in the South Caucasus, as well as issues of institutionalization of military and political alliances on the example of
NATO and the CSTO. The influence of ethno-political conflicts on the process of formation of a regional geopolitical configuration is analyzed. The specifics of establishing a NATO dialogue with Armenia, Georgia, Azerbaijan, as well as the place and the role of the CSTO in the process of building a regional security system, are identified.