Файл: Конспект урока обществознания в 6 классе Межличностные отношения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Трефилова Надежда Петровна, МБОУ «Кулигинская СОШ»
Конспект урока обществознания в 6 классе
«Межличностные отношения»
Цель урока: способствовать формированию представления об условиях складывания межличностных отношений, определении видов межличностных отношений
Задачи урока:
-раскрыть понятие и особенностей межличностных отношений;
-способствовать формированию представления о чувствах как основе межличностных отношений;
- способствовать формированию представления о видах межличностных отношений;
-способствовать формировании оценки черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
-способствовать выполнению обучающимися в повседневной жизни этических норм;
-формировать умения определять собственное отношение к явлениям современной жизни и формулировать свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения нового знания
План урока:
-
Какие отношения называют межличностными. -
Чувства – основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Основные понятия: межличностные отношения, знакомство, приятельство, товарищество, дружба, симпатия, антипатия, стереотип,
Словарь урока:
1) Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.
2) Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.
3) Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо.
4)Антипатия – чувство неприязни, нерасположения
Межпредметные связи: история, литература, русский язык.
Образовательные ресурсы:
- учебник «Обществознание», Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова . 6 класс
- презентация «Межличностные отношения»
-рабочие листы формата А4 для индивидульной и групповой работы, тетради, листы с таблицей самооценки (для использования на этапе рефлексии и оценивания) для каждого ученика.
-проектор, экран, авторская презентация «Межличностные отношения».
Методы и формы обучения:
Печатно-словесный, наглядный
Работа фронтальная, индивидуальная и в группах
I этап. Мотивационно-целевой этап
1. Организационный момент.
Учитель: здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что наше сегодняшнее общение доставит нам взаимное удовольствие. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку. Все ли сегодня присутствуют на уроке?
Ученики отвечают на поставленный вопрос, приветствуют учителя, присаживаются. Учитель отмечает отсутствующих в журнале, если таковые имеются.
2. Проверка домашнего задания
Учитель: прежде, чем мы перейдём к изучению новой темы давайте вспомним некоторые моменты из изученного ранее материала. Я предлагаю вам разгадать кроссворд в вашем рабочем листе и узнать ключевое слово (слайд 1).
Кроссворд по главе 1 «Человек в социальном измерении»
| 1д | е | я | т | е | Л | ь | н | о | с | т | ь | | | ||||||||||||||||||||
| 2и | н | д | И | в | и | д | | | |||||||||||||||||||||||||
| 3у | Ч | е | н | и | е | | | ||||||||||||||||||||||||||
4с | а | м | о | о | ц | е | Н | к | а | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | 5О | б | щ | е | с | т | в | о | | ||||||||||||||||||||||
| | 6С | у | ж | д | е | н | и | е | |||||||||||||||||||||||||
| | 7п | о | Т | р | е | б | н | о | с | т | ь | ||||||||||||||||||||||
| | | Ь | |
Вопросы к кроссворду: «Человек в социальном измерении»:
1. Любая активность, труд человека
2. Человек как один из многих
3. Один из видов деятельности человека
4. Оценивание человеком самого себя
5. Все человечество в прошлом, настоящем и будущем
6. Мышление состоит из понятия, умозаключения и …?
7. Нужда человека в чем-либо
УЧИТЕЛЬ: Давайте поменяемся заполненными кроссвордами и проведем взаимопроверку, поставьте оценку друг другу по 5 балльной системе. (слайд 2).
Поднимите руку у кого оценка «5», «4», «3», ниже тройки? Хорошо, обратите внимание кому еще нужно подтянуть пройденный материал.
Далее на всех этапах урока мы будем оценивать себя сами и ставить баллы за выполнение заданий, а в конце урока сами поставим себе оценку, исходя из заработанных баллов.
3. Актуализация знаний.
УЧИТЕЛЬ:1. Какое слово в кроссворде ключевое? Ответы обучающихся: Личность
УЧИТЕЛЬ:2. Дайте определение понятию ЛИЧНОСТЬ. Ответы обучающихся: Личность – совокупность качеств, которые человек приобретает, живя в обществе.
УЧИТЕЛЬ:3. Скажите можно ли назвать личностью животное? Ответы обучающихся: Нет, потому что животное не обладает сознанием, не может заниматься деятельностью…
УЧИТЕЛЬ: 1. Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопрос: что их объединяет? Что делают люди на картинах? (Рассматривают иллюстрации. Формулируют ответы на вопросы) (слайд 3)
Ответы учеников: 1. На всех иллюстрациях мы видим людей, которые общаются друг с другом. Человеку требуется общение. Вступая в отношения друг с другом, люди удовлетворяют свои потребности в общении.
УЧИТЕЛЬ: 2) Потребности в общении относятся к… (биологическим, социальным, духовным)? Ответы учеников: социальным
УЧИТЕЛЬ: 3) Как вы думаете, почему человек стремится к общению? Ответы учеников: Человек стремится к общению, так как хочет, чтобы его выслушали, помогли в чём-то или, просто хочет поделиться радостью…
УЧИТЕЛЬ: итак, мы сказали, что каждый человек – личность и стремится к общению. Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Ответы учеников: об общении
УЧИТЕЛЬ: посмотрите на цепочку «Личность – личность – личность».
Как назвать такой вид общения? Кто с кем общается, между кем проходит общение? (Слайд 4)
Значит, как называются отношения между личностями = Межличностные отношения.
Записываем тему урока: «Межличностные отношения» (слайд 5)
УЧИТЕЛЬ: формулируем цель урока.
Что же сегодня мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить? Ответы учеников: узнать, что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.
УЧИТЕЛЬ: правильно! А зачем нам это знать? Ответы учеников: чтобы уметь правильно общаться.
II.Ориентировочный этап
УЧИТЕЛЬ: обратимся к учебнику - рубрике «Вспомним» и «Обсудим вместе», ответим на вопросы и исходя из них составим план нашего урока
– Можно ли назвать личностью животное?
– Что такое чувства?
– Какие чувства ты знаешь?
– Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
- Всегда ли мы справедливы в наших суждениях?
Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, что влияет на установление межличностных отношений как складываются межличностные отношения?
1. Какие отношения называют межличностными.
2. Чувства – основа межличностных отношений. Особенности
3. Виды межличностных отношений.
III. Поисково-исследовательский этап
1. Изучение первого пункта плана - Какие отношения называют межличностными.
УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете выражение «межличностные отношения»? Давайте обратимся к словарю Ожегова:
Межличностные отношения – это особенная связь человека с окружающими людьми.
Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. (запишем) (слайд 6)
УЧИТЕЛЬ Человек живёт в обществе. Он постоянно взаимодействует с другими людьми, оказывается в различных коллективах. Первоначально это семья, друзья, близкие нам люди. Затем класс. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела.
В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями. С одними нам хочется общаться, дружить, с другими – нет. Как вы думаете почему?
Ответы учеников: нам хочется общаться с теми, кто совершают поступки, которые мы готовы разделить, которые нас привлекают, вызывают симпатию, обладают положительными качествами. Не хочется общаться с теми, кто нас обижает или обижает кого-то на наших глазах, совершает нехороший, с нашей точки зрения, поступок. Такие люди вызывают у нас антипатию.
УЧИТЕЛЬ: всегда ли мы справедливы в наших суждениях? Ответы учеников: Нет, так как мы можем не знать человека, не знать, почему он так поступает…
УЧИТЕЛЬ: поэтому нам нужно учиться понимать окружающих нас людей, понимать, почему человек поступает именно так, а не иначе, учиться строить свои отношения так, чтобы они были добрыми, позитивными.
1. А у вас получается общаться с другими так, чтобы никого не обидеть, не унизить? Ответы
2. Все ли ребята хотят с вами общаться и даже дружить? Задумывались ли вы об этом? Ответы
3. Что же делать, если не получается установить контакты с одноклассниками? Ответы учеников: стараться найти контакт
4. Почему на нас кто-то обижается и даже сердится? Ответы учеников: потому что не всегда мы себя ведем правильно
УЧИТЕЛЬ: Попытайтесь сформулировать проблемный вопрос, на который мы постараемся получить ответ в конце урока.
Ученики формулируют проблемный вопрос. Как выстраивать отношения с людьми, которые нас окружают? (слайд 7)
УЧИТЕЛЬ: главное в отношениях с другими людьми то, что они носят обоюдный характер. Обычно это подчёркивается словом «взаимо»: ВЗАИМОдействие, ВЗАИМОпонимание, ВЗАИМОвосприятие. (слайд 8)
Поясните на представленных примерах, что это означает…Обучающиеся демонстрируют понимание, опираясь на примеры спортсменов, действующих в команде.
Какой вывод можно сделать на основе этих примеров? Ученики формулируют вывод: понять другого, научиться сотрудничать – важное условие межличностных отношений.
Давайте вместе построим схему: «Особенности межличностных отношений» (слайд 9)