Файл: Ответ Высшая нервная деятельность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 300

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание:

1. Составьте глоссарий по основным терминам данной темы

2. Опишите процессы возбуждения и торможения

3. Опишите функциональные особенности отделов ВНД

Ответ:

Высшая нервная деятельность – это совокупность нейрофизиологических процессов, обеспечивающих сознание, подсознательное усвоение информации и приспособительное поведение организма в окружающей среде.
Психическая деятельность – это идеальная, субъективно осознаваемая деятельность организма, осуществляемая с помощью нейрофизиологических процессов. Из этих определений следует, что психическая деятельность осуществляется с помощью ВНД. Психическая деятельность протекает только в период бодрствования и осознанно, независимо от того, сопровождается она физической работой или нет.
Психика – свойство мозга осуществлять психическую деятельность.
Сознание – идеальное, субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга. Сознание отражает реальную действительность в различных формах психической деятельности человека, которыми являются: ощущения, восприятие, мышление, представление, внимание, чувства (эмоции) и воля.
Рефлекс – это ответная реакция организма на действия раздражителя, которое осуществляется при участии нервной системы и контролируется ею.
Безусловныйрефлекс(БР) - это врожденная и относительно постоянная видоспецифическая, стереотипная, генетически закрепленная реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища) стимула адекватного для данного вида деятельности.

Условные рефлексы (УР) - это индивидуально приобретенная

реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс.
Временная связь - это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений мозга, возникающих в процессе сочетания условного и безусловного раздражителей и формирующих определенные взаимоотношения между различными мозговыми образованиями.
Анализ(аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.
Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.
Динамический стереотип – это система условных и безусловных рефлексов, представляющая собою единый функциональный комплекс.
Поведенческийакт– это взаимодействие с окружающим миром, опосредованное внешней (двигательной) и внутренней (психофизиологической) активностью, направленное на достижение конкретного результата. Принцип интегрирования частных механизмов был назван П.К. Анохиным принципом «функциональной системы».
Функциональная система – это динамическая совокупность различных органов и систем, формирующаяся с целью достижения приспособительного (полезного) для организма результата.
Анализаторэто совокупность центральных и периферических образований нервной системы, обеспечивающих восприятие, передачу в нервный центр, обработку и сохранение информации, а также участвующих в формировании ответной реакции.
Восприятие - это процесс познания окружающего мира при помощи органов чувств.

2. В основе типа высшей нервной деятельности лежат индивидуальные особенности протекания в центральной нервной системе двух нервных процессов: возбуждения и торможения.
Согласно взглядам И.П.Павлова основными являются три свойства нервных процессов:
Сила процессов возбуждения и торможения
Уравновешенность возбуждения и торможения
Подвижность процессов возбуждения и торможения



Сила процессов возбуждения и торможения связана с работоспособностью нервных клеток. Это её устойчивость к длительному воздействию раздражителя, как возбуждающего, так и затормаживающего типа. Слабая нервная система характеризуется высокой чувствительностью, и в этом заключается ее преимущество перед сильной.

В условно-рефлекторной деятельности сила процесса возбуждения определяется
:

скоростью и прочностью выработки условных рефлексов,
силой процесса торможения, отражающейся в скорости и прочности выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения.
лабильностью, подвижностью нервных процессов оценивающихся в показателях прочности переделки сигнального значения условных раздражителей (с возбудительного на тормозной и наоборот).



Сила процессов возбуждения характеризуется: высокой работоспособностью; инициативностью; решительностью; смелостью; мужеством; упорством в преодолении жизненных трудностей; способностью решать без срывов нервной деятельности сложные ситуации.

Сила процессов торможения характеризуется: самообладанием; терпеливостью; высокой способностью к сосредоточиванию.

Слабость нервных процессов характеризуется: низкой работоспособностью; повышенной утомляемостью; слабой выносливостью; нерешительностью в сложных ситуациях, и быстрым наступлением при этом неврогенных срывов; стремлением избегать трудности, препятствия, активной работы и напряжения; малой инициативностью; отсутствием настойчивости.

Уравновешенность нервных процессов связана с соотношением процессов возбуждения и торможения по их силе. Уравновешенность — возможность перехода от одних реакций к другим. Например, от реакции возбуждения к реакции торможения в критических ситуациях.

Уравновешенность нервных процессов характеризуется: ровным поведением и отношением к людям; сдержанностью; способностью к самообладанию, сосредоточенности, ожиданию; способностью легко и быстро засыпать; ровной речью, с правильной и выразительной интонацией. Неуравновешенность с преобладанием возбуждения характеризуется: повышенной впечатлительностью; нервозностью поведения, причём по сильному типу это выражается в склонности к крику, по слабому типу – в уходе в себя, в слезливости; беспокойным сном с частыми сновидениями кошмарного содержания; быстрой речью.

Подвижность процессов возбуждения и торможения связана со способностью нервных процессов сменять друг друга. Подвижность — это скорость образования новых условных связей. Подвижность нервных
процессов характеризуется: достаточно лёгким и быстрым переходом к новому делу; быстрой переделкой привычек и навыков; лёгкостью засыпания и пробуждения.

3. Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления.
Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой нервной системой.



Особенностью ВНД человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

Первая сигнальная система действительности — это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) — это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.

Слово является средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. Со словом
вводится новый принцип нервной деятельности — отвлечение и вместе с тем обобщение бесчисленных сигналов принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире и создающий высшее приспособление человека — науку.

Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель. Под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы (это лежит в основе внушения и самовнушения).

Вторая сигнальная система имеет две функции:
коммуникативную(она обеспечивает общение между людьми) и функцию отражения объективных закономерностей. Слово не только дает наименование предмету, но и содержит в себе обобщение.

С точки зрения сигнальных систем ВНД человека имеет три уровня своего механизма:

первый уровень – бессознательный, его основу составляют безусловные рефлексы;



второй уровень – подсознательный, его основу составляет первая сигнальная система;

третий уровень – сознательный, его основу составляет вторая сигнальная система. Физиологический механизм приобретенных сложных форм обобщения заложен у человека в свойствах слова как сигнала сигналов. Слово в этом качестве формируется благодаря его участию и образованию большого количества временных связей. Степень обобщения нельзя рассматривать как постоянную, устойчивую категорию,
потому что она меняется, и, что особенно важно, в зависимости от условий формирования временных связей у учащихся в процессе их обучения. В физиологическом отношении в основе обобщения и отвлечения выступают два принципа:

а) образование системности в коре мозга;

б) постепенное сокращение сигнального образа.

Вторая сигнальная система легче подвергается утомлению и торможению.