Файл: Economy, organization and management of enterprises, industries, complexes.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 21
Рисунок 2. Топ 1- ниш для стартап-бизнеса
9
Сегодня российская стратап-культура развивается гораздо медленнее, чем за рубежом.
Отечественный рынок инвестиций в стратпа-проекты не превышает 25–26 млрд. руб. в год
10
На сегодняшний день наиболее крупными и успешными стратапами в России считаются инновационные проекты в сфере научных разработок и искусственного интеллекта. Так, например, одним из ярчайших российский стартапов 2018 года стал робот «Вера» от компании «Stafory», представляющий собой интеллектуальное программное обеспечение, которое самостоятельно способно выполнять подбор сотрудников для компании. Он достаточно легко адаптируется к требованиям любого бизнеса, самостоятельно подбирает кандидатов и соискателей на должность, связывается с ними и назначает собеседование
11 9
Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
10
Инновации и стартапы в 2019 году: прогнозы и перспективы [Электронный ресурс] // Академия управления финансами и инвестициями. – Режим доступа: https://academybusiness.ru/clients/press/innovacii-i-startapi-prognozi-i-perspektivi-na-2019- god (дата обращения: 28.06.2019).
11
Робот Вера принимает на работу [Электронный ресурс] // ТАСС. – Режим доступа: https://tass.ru/spec/stafory (дата обращения:
28.06.2019)

Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 22
В целом же в качестве перспективных направлений развития стартапов на российском рынке можно выделить следующие:
− дистанционные образовательные технологии;
− медицина и биотехнологии;
− экология и чистота;
− развитие и повышение эффективности использования производственных технологий.
Наиболее перспективными отраслями стартап-технологий, поддерживаемыми государством, в
России выступают: энергетическая промышленность, искусственный интеллект и робототехника.
Представляется, что именно эти направления стартапов будут наиболее эффективно развиваться в
России в ближайшие десятилетия. Споосбствовать этому будет развитие венчурного рынка и региональных инновационных инфраструктур. В конечном счете, большая часть новоиспеченных отечественных стартапов будет нацелена не просто на построение бизнеса, основанного на «хайпе», а на решение конкретных прикладных проблем и задач, с которыми в процессе своего развития сталкивается современное общество.
2 Ошибки стартапов
Определяющая роль в успешности любого стартапа отводится бизнес-идее. Она обязательно должна быть востребованной со стороны рынка, то есть продукт (услуга) должен обладать реальным или потенциальным спросом. Если идея стартапа определена неверно, успешность его реализации весьма сомнительна.

Бизнес-идея – это специфический продукт интеллектуальной деятельности предпринимателя, который относительно законченным результатом его творчества
12
. Основными этапами ее формирования выступают:
− зарождение;
− первичная экспертная оценка;
− анализ рынка;
− расчет затрат на ее осуществление;
− вторичная экспертная оценка;
− принятие предпринимательского решения и подготовка к практической реализации
13
Разработка предпринимательской стартап-идеи требует глубокой маркетинговой проработки, связанной с изучением внешней среды, анализом конъюнктуры рынка, оценкой потребительского и
12
Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план [Текст]. – М.: Книга сервис, 2015. – 186 с. – С.
96.
13
Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия [Текст]. - М.: Феникс, 2014. – 228 с. – С. 48.

Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 23 конкурентов. От успешности выбора стартап-идеи, в конечном счете, будет зависеть дальнейшее развитие всего бизнеса в целом
14
Помимо этого, успеху реализации стартапов способствует увлеченность стартаперов бизнес-идеей, их энергичность и настойчивость. Не менее важную роль играет командный состав. Это означает, что члены команды должны обладать необходимыми для запуска стартапа компетенциями, а их профессиональные и личностные качества должны дополняться друг другом.
Наконец, важная роль в развитии стартапов отводится финансам.
Как бы там ни было, каждый стартап сопряжен с высоким уровнем риска. По статистике, свыше 90% всех стартапов перестают существовать
15
. При этом основной причиной краха зачастую выступает не рыночная конкуренция, а самоуничтожение. Основные причины гибели стартапов представлены на рисунке
3.
По статистике наиболее частой причиной провала на стадии стартапа выступает вовсе не нехватка финансовых ресурсов, а решение несуществующих проблем. Также существенную роль в гибели стартапов играет неверный состав команды проекта, высокий уровень конкуренции в отрасли и неверная ценовая политика.
Рисунок 3. Причины гибели стартапов
16 14
Луговская М.В., Заднепрянская И.С. Значение бизнес идеи для предпринимательской деятельности [Текст] // Actual Science. –
2016. – том 2. - № 10. – С. 139-140. – С. 139.
15
CB Insights. The Top 20 Reasons Startups Fail. 2014 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbinsights.com/research- reports/The-20-Reasons-Startups-Fail.pdf (дата обращения 30.04.2018)
16
Войнова Ю.А., Демин С.С. Классификация рисков стартапа [Текст] // СКИФ. Вопросы студенческой науки. – 2017. - № 9 (9). –
С. 67-71. – С. 68.


Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 24
Свыше 70% вновь созданных стартапов уже в первый год прекращают свою деятельность
17
. При этом большинство провалов связывается некомпетентностью самих основателей стартаперов. В частности речь идет о:
− нехватке у стартаперов знаний в области ценообразования;
− несвоевременности совершения налоговых выплат и отчислений;
− неграмотное планирование;
− слабая подкованность в экономике и др.
Порядка 1/3 всех провалов связывают с отсутствием опыта управления, еще порядка 11% обусловлено плохо выстроенными каналами сбыта
18
Таким образом, к числу основных рисков стартапов относятся:
− пользовательские риски;
− продуктовые риски; финансовые риски;
− риски бизнес-модели;
− риски команды.
Как показывает анализ рынка, на сегодняшний день основной проблемой развития российских стартапов выступает нехватка финансирования и трудности с привлечением средств для развития (рисунок 4).
Как видно из рисунка 4, определенные препятствия в развитии стартапов создает текущее состояние российской экономики и положение страны на мировой арене. Кроме того порядка 41% из 300 опрошенных в ходе исследования «Стартап барометр 2018» отмечают недостаточно высокий уровень заинтересованности стратегов в инновационных разработках и компаниях.
17
Бурдуковская А.Ю., Дергач И.А., Золотарева П.С. СУЩНОСТЬ СТАРТАПОВ И ИХ РАЗВИТИЕ В РОССИИ [Текст] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). – Режим доступа: https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf (дата обращения: 28.06.2019)
18
Там же

Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 25
Рисунок 4. Основные проблемы российских стартапов
19
Помимо прочего имеет место быть нехватка теоретических знаний и практического опыта стартаперов для разработки и рыночного продвижения стартапов, а также самой коммерциализации их инноваций. Чаще всего подобного рода ошибки оказываются связаны с маркетинговой неграмотностью основателей и заявителей стартапов, а также их упрощенными представлениями о реализации экономических коммуникаций в целом.
На сегодняшний день, одной и важнейших проблем, препятствующих дальнейшему развитию стартап- бизнеса в России, выступает отсутствие единой системы внедрения и коммерциализации стартап-проектов.
В целом ошибки, допускаемые в процессе планирования, организации и практической реализации стартап-проектов, условно можно разделить на три группы:
− ошибки, опосредованные презентацией стартапа как продукта;
− ошибки, допущенные непосредственно в самой бизнес-модели стартапа;
− ошибки, опосредованные рыночными характеристиками стартапа
20 19
Исследование рынка инновационного технологического предпринимательства в России «STARTUP BAROMETER 2018»
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://filearchive.cnews.ru/img/news/2018/06/28/startup_barometer_2018.pdf (дата обращения: 28.06.2019)
20
Скворцова Н.А., Карташова И.А. Маркетинг стартапов: ключевые моменты [Текст] // Экономическая среда. – 2016. – № 3 (17).
– С. 50-54. – С. 52.


Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 26
В первом случае речь идет об ошибках, вызванных отсутствием у основателей стартапа навыков презентации своих проектов. Как показывает практика, именно из-за этого сотрудники фондов нередко пропускают хорошие проекты.
Зачастую венчурные инвесторы и члены комиссий за день просматривают по нескольку десятков проектов. От того, насколько ярким и успешным будет их первое впечатление о проекте, от того, насколько аргументировано будет представлена его суть и перспективы развития во многом зависит решение инвесторов. К сожалению, в реальной практике инноваторы далеко не всегда способны привлечь внимание инвесторов.
Не менее важную роль в процессе представления стартап проекта играет умение выстроить правильные взаимоотношения с инвестором, крайне важно говорить с ними, что называется, «на одном языке». Ка правило, идеи и предложения стартапера, понятные ему одному, не финансируются.
Так или иначе, следует помнить, что инвестиции в стартапы, особенно на ранней стадии их развития, это инвестиции, в первую очередь, в людей. Для венчурных капиталистов важно понимать, насколько жизнеспособна стартап-идея, каковы перспективы ее реализации, можно ли доверять команде проекта и пр.
В значительно степени от способности стартапера заинтересовать инвесторов в поддержании своего проекта зависит финансирование старатп-проекта, без которого его реализация попросту невозможна.
Вторая группа ошибок находит свое отражение в отсутствии документального обоснования перспектив реализации инновационного проекта. Встречаются подобного рода ошибки весьма часто.
Как показывает практика, стартаперы довольно редко показывают грамотно подготовленные бизнес- планы в то время, как для инвесторов крайне важно увидеть финансовые модели проектов на срок от 3 до 5 лет, позволяющие оценить «адекватность» команды стартапа, а также ее умение производить расчеты, адекватные реалиям современной экономики. В конце концов, окупаемость стартапа – одно из важнейших условий его реализации.
Еще одной весьма распространенной ошибкой стартаперов, относимой к данной группе, выступает то, что они далеко не всегда тестируют свою идею на предмет ее рыночной необходимости. В данном случае речь идет об одержимости идеей проекта. Разработчикам зачастую кажется, что идея стартапа настолько классная, что она обязательно понравится рынку и найдет своего потребителя. Нередки случаи, когда люди тратят ресурсы, время, деньги и выводят проект, который оказывается никому не нужным. Подобного рода ошибки совершают как молодые стартаперы, так и вполне опытные предприниматели, которые имея за плечами положительный опыт уверены в своем чутье.
Третья группа ошибок определяется рыночными характеристиками стартап-проекта. В частности речь идет о таких наиболее часто встречающихся ошибках, как:
− неспособность правильно выбрать целевые сегменты рынка;
− ошибки, допускаемые при прогнозировании емкости рынков;


Professional science applies the Creative Commons Attribution (CC BY 4.0) license to the materials published- https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru|
International journal of Professional Science
№7-2019 27
− неумение выявить и проанализировать конкурентов.
Все это приводит к ошибочности выстраиваемых прогнозов и не позволяет оценить реальные перспективы стартап-проектов.
Отталкиваясь от обозначенных выше типичных групп ошибок, допускаемых в стартапах, можно выделить ситуации, наиболее часто возникающие в процессах планирования и разработки стартапов и создающие проблемы в их развитии.
Прежде всего, речь идет о неспособности многих команд стартапа различать и отделять друг от друга идею стартап-проекта и его исполнения. Нередко первая в сознании основателей замещает второе. В результате многие команды стартапов убеждают себя в том, что уже само по себе наличие идеи достаточно для поиска финансирования, что само по себе в корне неверно. Как показывает практика, идея без реализации никому не нужна.
Во-вторые, многие команды стартап-проектов своей основной задачей считают получение финансирование, после чего, по их мнению, проект будет успешно развиваться сам собой, не требуя при этом постоянной реализации целенаправленных усилий.
Еще одним заблуждением начинающих стартаперов выступает вера в то, что стартап-проект может быть реализован силами самого энергичного и волевого основателя проекта. Не следует забывать, что любой успешный стартап – это всегда продукт слаженной работы команды профессионалов. Успех стартапов в значительной степени зависит от кадрового совмещения в составе команды проекта высококлассных специалистов.
Как бы там ни было, одной из наиболее часто встречающихся проблем организации стартапов, в конечном счете, способной привести к его гибели, выступают проблемы с командой, ее построением. Именно поэтому вопросам построения и управления командой стартапа, то есть тимбилдингу, следует уделять особое внимание.
Возможными ошибками, допускными при формировании команды стартапа, можно считать:
− построение команды из числа родственников и друзей;
− набор и развитие равнодушных специалистов;
− экономия на профессионалах;
− внутренняя изоляция и не привлечения членов команды к принятию стратегически важных решений и задач;
− неумение делегировать полномочия и ответственность;
− пренебрежение мотивацией.
Фактически это те подводные камни, которые могут встретиться на пути предпринимателя. Зная о них, основатель стартапа может и должен их избежать. В данном случае действует принцип «предупрежден, значит вооружен».