Файл: цепи и сети питания.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Сети питания.

В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть.

Демонстрация пищевой сети на рисунке 56 учебника (стр. 94) и мультимедийной презентации.

Задание: найдите в пищевой сети, представленной на рисунке 56 в учебнике различные цепи питания. Назовите их звенья.
4. Закрепление.

Устный опрос по пройденному материалу.

    1. Что такое цепь питания? Какие цепи питания вы знаете? Сколько звеньев образуют цепь питания и почему?

    2. Каковы особенности цепей выедания? Приведите примеры этих цепей для сообществ Липецкой области.

    3. Сравните паразитические цепи питания и цепи выедания. Какую роль они выполняют в экосистеме?

    4. В чем состоят особенности цепей разложения? Какова их роль в экосистеме?

    5. Что такое «сеть питания»?


5.Рефлексия

6. Домашнее задание.

П.12. Составить цепи питания моря и пресного водоема.
Приложение №1

Карточка №1

1.К каким живым организмам можно отнести тополь серебристый?

а) потребители б) производители в) разрушители
2. Что используют для своего питания производители?

а) органические и минеральные вещества .

б) неорганические вещества и энергию света

в) только органические вещества
3.К каким живым организмам можно отнести лягушку озерную?

а) потребители б) производители в) разрушители
4. Что используют для своего питания потребители?

а) органические и минеральные вещества

б) неорганические вещества и энергию света

в) только органические вещества
5.К каким живым организмам можно отнести дождевого червя?

а) потребители б) производители в) разрушители

Карточка №2

Задание 1. Расселите животных по природным сообществам.

1.Лес. 2.Луг. 3.Водоем.

Список животных:

Кукушка

Пиявки

Белка

Кабан

Крот

Коростель

Щука

Ящерица

Лягушка

Бобр

Шмель

Перепел

Дятел

Еж

Цапля

Кузнечик

Карточка №3

1.Определите о каком природном сообществе идет речь?
Широко раскинули свои ветви могучие красавцы – дубы. Вот группа белоствольных березок словно закружились в хороводе. А дальше, у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствует с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже недостает солнечных вечерних лучей. Недаром их называют … . Щедро дарит он людям ягоды, грибы, лесные орехи. Да и его жители не прочь полакомиться его дарами.


2. К какой группе организмов можно отнести дождевого червя?

В темной норке под землей живет дождевой червь. Очень редко появляется он на дневной поверхности и то лишь для того чтобы затащить в свою норку опавший листок или пожухлую травинку. Этим и питается превращая органические вещества растительных остатков в перегной почвы.
Карточка №4

Можно ли отнести стрекозу к потребителям, докажите?

Стрекозы и их личинки – хищники. Стрекозы охотятся в воздухе – хватают насекомых на лету. Личинки живут в воде, здесь же добывают себе еду. Но не гоняются за добычей, а подкарауливают её. У личинки стрекозы есть очень длинная губа с крючками на конце. Губа складывается. И пока личинка подкарауливает добычу, губу не видно. А когда добыча оказывается близко, личинка мгновенно выбрасывает губу на всю длину – словно выстреливает ею – и хватает головастика или насекомое. Через 1 – 2 года личинка выходит из воды и превращается в стрекозу.

Приложение№2

Таблица: «Характеристика цепей питания».

Цепь питания

Начальное звено

Последовательность звеньев

Примеры цепей питания

Роль в экосистеме















































Приложение №3











+++