Файл: Реферат роль медицинской сестры в реабилитации и санаторнокурортном лечении пациентов с сердечнососудистыми заболеваниями.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться ли от вредных для здоровья привычек и прочее. В этом обоюдном процессе роль медицинской сестры с высшим сестринским образованием неразделима. Только партнёрский союз медсестры-менеджера и пациента даёт позитивный результат и обеспечивает приверженность пациентов к лечению, что приводит к улучшению прогноза заболевания и продлению трудоспособной жизни пациентов. Одним из путей формирования партнёрства "медсестра - пациент" является обучение[6].
Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:
Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума[8].
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.)[15].
Помимо клинических знаний для эффективного обучения пациентов медицинской сестре необходим ряд дополнительных знаний и умений:
-
знание основ коммуникационного процесса (процесс эффективного общения), владение техникой обратной связи; -
знание и учёт психологических принципов формирования поведения и их изменений; -
владение активными формами обучения для повышения его эффективности[13].
Успешному обучению способствует доверительная атмосфера общения медсестры-менеджера и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, чётко разъяснять цели обучения и т.д.). Советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток, брошюр, иллюстрированных таблиц и схем. Основой процесса формирования мотивации к оздоровлению поведения является понимание пользы и важности тех или иных профилактических мер ("за" и "против", "усилия" и "польза") для конкретного индивидуума[8].
Процесс изменения поведения любого человека сложный и не всегда поступательный. Особые сложности возникают, когда встаёт вопрос о необходимости "искусственно" изменить жизненные привычки и поведение, которые практически всегда не ощущаются пациентом как дискомфорт или неудобство. Напротив, иногда вредные для здоровья привычки воспринимаются пациентом как удовлетворение потребности (покурить - расслабиться, пообщаться; поесть - снять стресс и т.д.)[15].