Файл: «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие налоговой системы, ее признаки и структура
1.2 Сущность, значение и классификация налогов, как основного элемента налоговой системы
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития РФ налоговая система выступает одним из наиболее важных звеньев финансовой системы, регулирующим экономические процессы в обществе. В рамках налоговой системы реализуется комплекс мер, направленных на установление оптимального уровня налоговой нагрузки в зависимости от характера поставленных в данный момент экономических задач. Уровень налоговой нагрузки в стране должен быть таким, чтобы обеспечивал государство финансовыми ресурсами, создавал условия для регулирования экономики страны в целом, сглаживал возникающие в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
В качестве основных, бюджетообразующих налогов сегодня выступают налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и налог на доходы физических лиц. Именно они являются источниками финансирования всех направлений деятельности государства, экономическими инструментами реализации государственных приоритетов.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблеме функционирования налоговой системы РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от ее состояния зависит эффективное функционирование всей экономики. Бессистемная, непродуманная налоговая система, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство к ситуации налоговой ловушки, когда источники уплаты налогов иссякнут, и, тем самым, к краху всей финансовой системы государства. Главное условие существования эффективной налоговой системы страны – это сбалансированность интересов государства и налогоплательщиков при установлении налоговой нагрузки.
Цель курсовой работы заключается в исследовании налоговой системы РФ и определении перспектив ее развития.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, принципы и структуру современной налоговой системы РФ;
2. Определить сущность, значение и классификацию налогов, как основного элемента налоговой системы;
3. Рассмотреть характеристику основных налогов, действующих в РФ;
4. Проанализировать поступление налогов в бюджетную систему РФ;
5. Выявить направления развития налоговой системы РФ.
Объектом исследования является налоговая система России. Предметом исследования являются бюджетообразующие налоги в РФ.
В процессе работы применялись следующие методы исследования: методы группировки и сравнения, анализ и синтез, метод описания, метод обобщения, табличный метод, статистический метод.
Теоретической основой работы выступила учебная литература, а также научные статьи в области налогообложения.
Информационной основой работы послужили нормативные акты российского законодательства, статистические материалы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы России.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком источников информации.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Понятие налоговой системы, ее признаки и структура
Налоговая система является необходимым элементом любого экономически развитого государства. В современных условиях она выполняет фискальные задачи, т.е. обеспечивает государство финансовыми ресурсами через перераспределение национального дохода, а также служит важным инструментом социально-экономической политики государства.
Налоговая система – это, прежде всего, совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым Кодексом РФ.
Кроме того, налоговая система представляет собой совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов.
Принципы налоговой системы РФ содержатся в НК РФ, в частности, в ст. 3 прописаны основные начала законодательства о налогах и сборах. Обобщив их, можно выделить несколько принципов построения налоговой системы РФ:
1. Принцип определенности – каждый налог должен быть установлен НК РФ и иметь все необходимые элементы: объект налогообложения, налоговая база, период и ставка, порядок исчисления налога и сроки его уплаты. Все неопределенности налогового законодательства толкуются в сторону плательщика;
2. Принцип справедливости – предполагает всеобщность налогообложения. Каждое юридическое или физическое лицо должно уплачивать налог, если оно признано плательщиком по нему. Налогоплательщик должен принимать участие в пополнении бюджета РФ и финансировании его расходов;
3. Принцип удобства – каждый налогоплательщик должен знать о тех налогах и сборах, которые он обязан платить в определенные НК РФ сроки и порядке. Прежде всего, этот принцип направлен на исполнение плательщиком своих налоговых обязательств, а также предотвращение злоупотребления властью со стороны налоговых органов;
4. Принцип экономии – государство должно стремиться к сокращению затрат при взимании налогов и сборов с плательщиков;
5. Принцип равенства – все налогоплательщики несут одинаковую налоговую нагрузку в соответствии с налоговым законодательством РФ независимо от положения и социального статуса. Каждый участник налоговых отношений (плательщики и государство) имеет право на отстаивание своих интересов в суде.
Налоговая система РФ представляет собой совокупность определенных элементов, которые взаимодействуют при осуществлении налоговых правоотношений. Эти элементы и образуют структуру налоговой системы РФ, которая на сегодняшний день представлена следующим образом (Рисунок. 1)
Налоговая система РФ
Законодательство РФ о налогах и сборах
Субъекты обложения налогами и сборами (налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты)
Система налогов и сборов, установленная на территории России НК РФ
Органы государственной власти по контролю и надзору в области налогообложения
Рисунок 1. – Структура налоговой системы РФ
Система налогов и сборов включает в себя перечень налоговых платежей, которые установлены НК РФ, и обязательны к уплате всеми экономическими субъектами. Налоги и сборы делятся на три вида:
1. Федеральные налоги и сборы – подлежат уплате на всей территории РФ, их элементы (объекты обложения, ставки, порядок исчисления и уплаты, льготы и пр.) устанавливаются Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ).
2. Региональные налог – утверждение региональных налогов также происходит на федеральном уровне, т.е. в НК РФ. При этом власти субъектов РФ имеют право определять отдельные элементы налогообложения по этим налогам, в частности, налоговые ставки, налоговые льготы, сроки уплаты. Также субъекты РФ могут вводить в действие на своей территории специальные налоговые режимы.
3. Местные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и вводятся в действие на территории соответствующих муниципальных образований на основании нормативно-правовых актов местного самоуправления. Местные органы власти могут устанавливать отдельные элементы налога или вносить изменения в элементы, установленные федеральным законодательством, но в пределах норм НК РФ.
В качестве субъектов налогообложения выступают три категории: налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты. Эти субъекты могут быть как физическими, так и юридическими лицами. Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают, соответственно, налоги или сборы, если такая обязанность предусмотрена НК РФ.
Примером участия в налоговой системе субъекта в качестве налогового агента, могут служить организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источником дохода для физических лиц. Согласно НК РФ, эти субъекты должны осуществлять исчисление, удержание с доходов физического лица, и перечисление в бюджет НДФЛ, т.е. выступать налоговыми агентами.
Поскольку налоговая система РФ имеет трехуровневую структуру, система законодательства о налогах и сборах также имеет 3 уровня:
1. Федеральное законодательство – это высший уровень законодательной базы, распространяющий действие на всей территории России. К данному уровню относится Конституция РФ, определяющая начала налогообложения в стране, 1 и 2 части НК РФ, а также федеральные законы, не противоречащие нормам НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
2. Региональное законодательство – это законы, принятые органами государственной власти субъектов РФ, касающиеся налогообложения на территории этого субъекта.
3. Местное законодательство – это нормативно-правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления, в части установления и взимания налога на территории соответствующего муниципального образования.
Систему законодательства РФ о налогах и сборах дополняют разработанные Министерством финансов РФ и ФНС России приказы, разъяснения, пояснения, письма и т.п. Они призваны конкретизировать определенные положения НК РФ и других нормативных актов, а также внести разъяснения по вопросам, возникающим у субъектов налоговой системы при исчислении и уплате налогов и сборов.
Система органов государственной власти по контролю и надзору в области налогообложения включает:
1. Министерство финансов РФ – определяет основные направления развития налоговой системы России, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы.
2. Федеральная налоговая служба России (ФНС России) – это исполнительный орган государственной власти, находящийся в ведении Министерства финансов РФ. Структура налоговых органов РФ имеет трехуровневое построение, которое включает центральный аппарат, территориальные органы, органы районного уровня. ФНС России осуществляет функции по контролю и надзору в сфере налогового законодательства, в частности: за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей; за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
Между элементами налоговой системы РФ проявляется взаимосвязь и взаимозависимость, определяющая место каждого элемента в системе, воздействие его на целенаправленное развитие налоговой системы (Рисунок 2)
Законодательство о налогах и сборах
Налоговые органы
1. Порядок уплаты и применения мер по обеспечению уплаты налогов и сборов;
2. Налоговый учет и налоговый контроль;
3. Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов;
4. Ответственность за совершение налоговых правонарушений;
5. Порядок установления, изменения, отмены налогов и сборов.
Налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты
Система налогов и сборов
Рисунок 2 – Взаимосвязь элементов налоговой системы РФ
Таким образом, налоговая система РФ представляет собой совокупность установленных в государстве существенных условий налогообложения, в частности: систему налогов и сборов, взимаемых государстве, форм и методов их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Налоговая система должна отвечать признакам и характеристикам, определяющих ее как стабильную систему, обеспечивающую объективную налоговую нагрузку для разных категорий налогоплательщиков, при формировании необходимых бюджетных доходов.
1.2 Сущность, значение и классификация налогов, как основного элемента налоговой системы
Налоги являются основным элементом налоговой системы, являются важнейшим источником формирования государственного бюджета и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества.
В современной трактовке, которую в РФ дает НК РФ, налог это «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» (п. 1, ст. 8, ч. 1 НК РФ).
Выступая правовой категорией, налоги – это объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовая составляющая государственного финансового права.