Файл: «НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как экономическая категория налог представляет собой форму денежных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, которые носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства.

Как финансовая категория налоги – это часть системы финансовых отношений, базирующаяся на существовании различных форм собственности и специфически выражающая одну из частностей реально существующих финансовых отношений – мобилизацию части стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и использование ее посредством системы государственных расходов.

Сущностная характеристика налога выражается в присущих ему признаках:

1. Общеобязательный характер – уплата налогов в государственный бюджет является обязанностью каждого налогоплательщика, от которой он не имеет права отказаться. Налогоплательщик не имеет права распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит поступлению в бюджет страны.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги обязан каждый. В соответствии с этим Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны налогоплательщики, определенные законом.

2. Индивидуально безвозмездный платеж – уплата налогов не несет для налогоплательщика получение какой-либо эквивалентной экономической выгоды от государства. Выполнение государством своих функций, финансирование которых происходит за счет средств, сформированных из налогов, не может трактоваться как предоставление конкретному налогоплательщику эквивалентной выгоды. При этом все налоги являются индивидуальными, т.е. исключена возможность перенесения обязанности конкретного налогоплательщика по уплате налогов на других лиц.

3. Законно установленный платеж – на территории государства возможно взимание только тех налогов, которые установлены законодательством. Порядок установления, исчисления и уплаты налогов также происходит в порядке, определенном законом.

4. Налог уплачивается в целях финансового обеспечения деятельности государства – налоги являются базовой составляющей доходной части государственного бюджета. Именно за счет налогов происходит финансирование основной части государственных затрат: на содержания государственного аппарата, на вооружение, на развитие медицины и образование и других важнейших социально-экономических задач.


5. Относительная регулярность – выражается в периодической уплате налога в установленные законом сроки.

6. Денежная форма – налоги взимаются только в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам.

Сущность налогов выражается в функциях, которые они выполняют (Таблица 1)

Таблица 1 – Функции налогов

Содержание

Функция

Фискальная функция

Основная функция налогов. Налоги направлены на изъятие части национального дохода, в целях формирования доходной части бюджета государства, для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций и задач. Данная функция характерна для каждого налога, входящего в налоговую систему государства.

Распределительная функция

Выражает экономическую сущность налога, как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. С помощью налогов, через бюджет, государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.

Регулирующая функция

Направлена на достижение определенных целей государственной социально-экономической политики за счет налогового механизма. Если государство заинтересовано в развитии определенной отрасли экономики, то организациях и предпринимателями, работающим в данной сфере могут быть предоставлены льготы, направленные на снижение налоговой нагрузки, что обеспечит развитие деятельности. Путем сознательного увеличения налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков государство может препятствовать развитию каких-либо социально-экономических процессов.

Контрольная функция

Посредством действующей системы налогов, государство может контролировать финансово-хозяйственную деятельность организаций и физических лиц, источники из доходов, расходы, их правомерность. Кроме того, контрольная функция заключается в регулировании величины налоговых обязательств, подлежащих исполнению налогоплательщиками, и фактического объема налоговых поступлений в бюджет.

Действующие в РФ налоги подвергаются группировке по различным признакам, т.е. классифицируются, что позволяет более полно определить их экономическое значение, характеризовать налоговую систему страны.


Первоначальным признаком классификации налогов является их принадлежность к соответствующему уровню федеративного управления. Это единственный признак, который закреплен законодательно, а именно в статье 12 главы 1, части 1 НК РФ. Основное разграничение налогов и сборов заключа­ется не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, ка­ким уровнем управления они устанавливаются и на какой террито­рии они обязательны к уплате. Итак, по уровню управления все налоги делятся на: федеральные, региональные и местные.

Необходимо отметить, что НК РФ также устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, уплата которых заменяет уплату нескольких налогов, действующих в рамках общего режима налогообложения. Специальные налоговые режи­мы – это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых ос­вобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов.

На рисунке 3 представлены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы.

Виды налогов и сборов

Общий режим налогообложения

Местные налоги и сборы

Региональные налоги

Федеральные налоги и сборы

- земельный налог;

- налог на имущество физически лиц;

- торговый сбор.

- налог на имущество организаций;

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес.

- НДС;

- акцизы;

- НДФЛ;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Специальные налоговые режимы

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход;

- система налогообложения при выполнении соглашения о разделе товарной продукции;

- патентная система налогообложения.

Рисунок 3 – Виды налогов и сборов по уровню управления

В теории и практике налогообложения выделяют и иные признаки классификации налогов и сборов (Таблица 2)

Таблица 2. – Классификация налогов

Признак классификации

Вид

Характеристика

По способу взимания

Прямые налоги

Это налоги, плательщиком которых выступает собственник имущества либо дохода, т.е. уплата прямых налогов происходит непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика (НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество юридических лиц и др.)

Косвенные налоги

Это налоги, плательщиком которых выступает потребитель, оплачивающий стоимость товаров (работ, услуг). Косвенные налоги включаются в цену товаров (работ, услуг) (НДС и акцизы).

По целевой направленности

Общие налоги

Это налоги, средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства, т.е. поступив в бюджет, эти налоги могут быть направлены на финансирование различных целей и задач государства (налог на прибыль организаций, НДФЛ и др.)

Целевые налоги

Это налоги, средства от которых расходуются государством на определенные цели (транспортный налог, земельный налог и др.)

По уровню бюджета

Регулирующие налоги

Это налоги, которые зачисляются в различные уровни бюджетов

Закрепленные налоги

Это налоги и сборы, поступающие в один строго определенный бюджет


Представленная классификация не является исчерпывающей, поскольку в процессе изучения налогообложения экономическими деятелями предлагаются и иные способы группировки налогов и сборов.

Таким образом, налоги являются основным инструментом мобилизации средств бюджета, за счет которых государство может покрывать расходы и займы, осуществлять инвестирование средств на развитие отраслей экономики, осуществлять социально направленную политику и ряд иных важнейших финансовых вложений.

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ

2.1 Анализ поступления налогов в бюджетную систему РФ

Сложившееся бюджетные правоотношения в РФ определяют, что основным источником формирования доходной части бюджетов выступают налоговые доходы, включающие в себя поступления по всем налогам и сборам, действующим в стране. Именно объем поступающих в бюджетную систему налогов определяет эффективность действующей налоговой системы. В таблице 3. представлены данные, отражающие поступление налогов и сборов в бюджетную систему РФ за период 2014-2016 гг.

Таблица 3. – Общий объем налоговых поступлений в бюджетную систему России по итогам 2014-2016 гг., млрд. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Темп роста, %

2015/2014

2016/2015

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ, в т.ч.

12 606,4

13 720,4

14 386,1

108,84

104,85

- в федеральный бюджет

6 152,5

6 814,5

6 834,7

110,76

100,30

- в консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 453,9

6 905,9

7 551,4

107,00

109,35

Данные таблицы 3. показывают, что в течение 2014-2016 гг. происходило увеличение абсолютных показателей налоговых поступлений в бюджетную систему России. Так, по итогам 2014 г. поступления налогов и сборов составили 12 606,4 млрд. руб., спустя год они увеличились на 8,84%, составив 13 720,4 млрд. руб. По итогам 2016 г. отмечается замедление темпа роста налоговых поступлений – 104,85% относительно 2015 г., при показателе 14 386,1 млрд. руб. Поступления в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ имеют практически равнозначные показатели, увеличивающиеся в абсолютном выражении. При этом поступления в федеральный бюджет в 2016 г. замедлились в росте, а поступления в консолидированные бюджеты субъектов РФ продемонстрировали дальнейший рост.


Причины замедления темпа роста общих налоговых поступлений можно оценить, рассмотрев структуру поступлений по видам налогов (Рисунок 4.)

Рисунок 4 Объем налоговых поступлений в бюджетную систему России по видам налогов по итогам 2014-2016 гг., млрд. руб.

Данные рисунка 4. показывают, что в 2015 г. поступления абсолютно по всем налогам и сборам имели положительную динамику относительно 2014 г. Наибольшее увеличение показатели такие налоги, как: НДФЛ (темп роста 112,57%), налог на имущество физических лиц (темп роста 111,81%), налог на имущество организаций (темп роста 112,26%), транспортный налог (темп роста 119,06%), налог на игорный бизнес (темп роста 150,00%), ЕСХН (темп роста 157,45%), налог, уплачиваемый при применении патентной системы налогообложения (темп роста 155,88%).

По итогам 2016 г. произошло снижение поступлений по следующим налогам: транспортный налог снизился на 0,57% или на 0,8 млрд. руб.; земельный налог снизился на 4,7% или на 8,7 млрд. руб.; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами снизились на 9,19% или на 298,9 млрд. руб., что является максимальным абсолютным показателем снижения; государственная пошлина снизилась на 2,74% или на 1 млрд. руб.; ЕНВД снизился на 5,35% или на 4,2 млрд. руб.; наиболее снижение произошло в части задолженности по отмененным налогам и сборам – на 16,67% или на 0,1 млрд. руб.

На рисунке 5. представлена структура налоговых поступлений.

Рисунок 5. Структура налоговых поступлений в бюджетную систему РФ по итогам 2014-2016 гг., %

Согласно представленной структуре, основными источниками доходной части государственного бюджета РФ являются:

– НДФЛ – его удельный вес превышает 20%. По итогам 2016 г. поступления этого налога составили 3 017,3 млрд. руб., что на 211,93 млрд. руб. больше, чем в 2015 г. и на 328,6 млрд. руб. больше, чем в 2014 г. Основная часть налога поступает от налоговых агентов в виде удержания с доходов физических лиц;

– налог на прибыль организаций – его удельный вес увеличился с 18,82% в 2014 г. до 19,26% в 2016 г. Общая сумма поступления налога выросла с 2 372,8 млрд. руб. в 2014 г. до 2 770,1 млрд. руб. в 2016 г., т.е. на 397,3 млрд. руб.;

– налог на добавленную стоимость – его удельный вес также увеличился: с 18,25% в 2014 г. до 19,52% в 2016 г. В абсолютном выражении за два года поступления налога выросли на 507,5 млрд. руб. (с 2 300,7 млрд. руб. в 2014 г. до 2 808,2 млрд. руб. в 2016 г.). Поступление НДС происходит от операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ и от операций по ввозу товаров на территорию РФ. Порядка 95% налога формируется по первому виду операций;