Файл: Здравствуйте, сегодня мы поговорим об одной картине Василия Сурикова, но для начала, немножко его биографии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 слайд
Здравствуйте, сегодня мы поговорим об одной картине Василия Сурикова, но для начала, немножко его биографии.
2 слайд
Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске. Его родители, Иван Суриков и Прасковья Торгошина, происходили из старинных казачьих родов. В Сибирь их предки пришли еще в XVI веке вместе с атаманом Ермаком.
С детства Суриков любил рисовать, работы начинающего художника заметил губернатор Павел Замятин. Он помог Сурикову оплатить ему учебу в Академии художеств.
Сразу в Академию его не зачислили — Сурикову пришлось несколько месяцев заниматься в школе Общества поощрения художников. Затем его все же приняли в Академию художеств вольнослушателем, а через год перевели в класс.
«Русские исторические картины»
В 1875 году Василий Суриков окончил Академию художеств. Вскоре он получил свой первый заказ — создать четыре фрески для храма Христа Спасителя в Москве. Над ними художник работал около двух лет. Больше заказов он никогда не брал.
В 1877 году Суриков окончательно переехал в Москву. Здесь он вскоре женился на Елизавете Шаре. В браке у них родились дочери Ольга и Елена.
В Москве Суриков начал создавать исторические полотна. Художник вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Первой такой картиной стало «Утро стрелецкой казни».
Над масштабным полотном художник работал около трех лет. Его Суриков представил на 9-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1881 году. Павел Третьяков купил полотно прямо на выставке. В 1883 году меценат приобрел еще одну картину Сурикова — «Меншиков в Берёзове». На полученные от Третьякова деньги Суриков отправился в заграничную поездку. Он побывал в Германии, Австрии, Франции и Италии.
В 1880-е Суриков написал одну из самых известных своих картин — «Боярыня Морозова
В 1888 году умерла жена Сурикова. Больше года не писал картин. Вместе с дочерьми художник уехал в Красноярск, чтоб отвлечься от смерти жены, где прожил чуть больше года. Там он написал картину «Взятие снежного городка». За эту работу он получил бронзовую медаль на Международной выставке в Париже.
В Красноярск Суриков позднее приезжал еще несколько раз, чаще всего летом.
Последние годы
В 1909 году Суриков задумал еще одно масштабное историческое полотно — «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Однако закончить его художник не успел. В последние годы жизни у него были серьезные проблемы со здоровьем. Василий Суриков умер 19 марта 1916 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище в Москве.
3 слайд
Переход российского войска через швейцарские Альпы был беспрецедентным. Никто — ни до, ни после — не совершал этого в зимнее время. Однако у полководца Александра Суворова не было другого выхода: Россия должна была выполнить союзнические обязательства перед Австрией в войне против Франции.
Художник Василий Суриков выбрал для своего полотна один из самых драматичных моментов швейцарского похода — спуск с хребта Паникс. Этот перевал был последним и наиболее тяжёлым. Армия преодолевала его около суток — и это после нескольких других горных переходов и многочисленных сражений. Военным приходилось бросать провиант и орудия. Погибло множество солдат и ещё больше французских пленных.
Живописец изобразил российское войско в едином порыве — несмотря ни на что идти вперёд. Суворов был гениальным полководцем, который не проиграл ни одного сражения за всю жизнь. Он заботился о солдатах, а они в свою очередь были готовы следовать любому его призыву. Командир на белом коне спокоен, он с юмором подбадривает войско. Суриков сам называл свою картину «подвигом под шутку полководца». В ответ двое молодых бойцов широко улыбаются.
4 слайд
В картине художник запечатлел самые разные эмоции воинов. Кто-то сосредоточен на спуске, кто-то мрачно-серьёзен, в задних рядах преобладает тревога и даже страх
Для живописца важнее всего было раскрыть морально-психологическое состояние участников события. Он мастерски передал атмосферу благодаря разнообразию мимики, жестов и поз спускающихся по льду людей. Картина производит впечатление той самой необъяснимой удали русской армии, которой боялись противники на протяжении столетий.
Ради этого Суриков пренебрёг некоторыми историческими деталями. Василий Верещагин, художник-баталист и знаток военного дела, осудил автора за ошибки. Так, солдаты не могли съезжать с горы с оголёнными штыками, конь не стал бы подходить так близко к пропасти. Но Суриков сознательно уходил от реалистичности ради художественной правды, которая «выше правды жизни».
5 салйд
Композиция полотна оригинальна для живописи XIX века. Такие масштабные работы со множеством персонажей всегда писали горизонтально, но художник перевернул холст, чтобы усилить ощущение стремительного и неудержимого движения вниз. По той же причине он как бы обрезал края, показав только фрагмент общего действия.
Суриков работал над картиной около четырёх лет. Он прорабатывал черты персонажей, писал этюды со своих современников, ездил в Швейцарию, где также делал эскизы. Художник даже сам проходил небольшие перевалы в Альпах и пробовал скатываться со снежных склонов, чтобы понять, что испытывали участники перехода.
В 1899 году живописец завершил полотно — ровно через сто лет после швейцарского похода Суворова. В том же году картину купил Николай II для недавно учреждённого Русского музея