Файл: Понятие социального обеспечения (Понятие и функции социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правомерность введения в оборот такой общеправовой научной категории как «социальная защита» не может подвергаться сомнению, поскольку позволяет методом научной абстракции выделить из громадного комплекса общественных отношений, регулируемых правом, именно те, которые возникают исключительно в связи с социальной защитой населения, либо в содержание которых включается наряду с другими правами право человека на социальную защиту. Следовательно, в правовом регулировании большинства общественных отношений присутствует «социальный компонент». Однако в одних случаях гарантированность социальной защищенности человека - это основная цель правового регулирования (например, в общественных отношениях по социальному обеспечению), а в других она сочетается с иными, не менее важными целями (например, в сфере правового регулирования наемного труда). Поэтому В.Ш. Шайхатдинов прав, когда обращает внимание на то, что понятию социальной защиты присущ межотраслевой характер.

Таким образом, понятие социальной защиты населения на данном этапе является скорее собирательным, используемым практиками, учеными, политиками. При этом его содержание отражает самые различные стороны социальной политики государства. Говорить же о перерастании системы социального обеспечения в нашей стране в более широкую универсальную социально - экономическую систему социальной защиты населения преждевременно, поскольку общественная практика не дает оснований для такого вывода и, кроме того, возможности системы социального обеспечения обществом полностью не исчерпаны. Нет убедительных оснований и для того, чтобы рассматривать общественные отношения, в содержании которых присутствует «социальный компонент», в качестве единого предмета регулирования. «Межотраслевое многообразие» таких отношений объективно исключает возможность их объединения в единый предмет регулирования некоей многофункциональной отрасли, например, социального права.

Вопрос о социальном праве поднимался еще в рамках советской правовой науки, но не находил положительного ответа. На современном этапе проблема социального права вновь приковывает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных ученых, однако единства взглядов не наблюдается. Одни из них рассматривают социальное право в качестве основной самостоятельной отрасли, другие в качестве комплексного правового образования1. В настоящее время термин «социальное право», будучи более благозвучным и удобным, используется часто на практике вместо термина «право социального обеспечения».


1.2 Признаки социального обеспечения

В качестве основных признаков, присущих социальному обеспечению, выделяют:

- Ряд социальных рисков, наступление которых влечет обязанность по предоставлению помощи или содержания, определен в законодательном порядке.

- Установление минимального стандарта уровня обеспечения, ниже которого размер выплат, компенсаций и другой помощи опускаться не должен. Виды обеспечения, порядок их предоставления, а также объем закреплены на законодательном уровне.

- Социальная помощь и обеспечение финансируются из государственного фонда, а также внебюджетных фондов.

- Перечень лиц, которым предусмотрено предоставление социального обеспечения, утвержден законом РФ.

Социально-обеспечительным правовым отношениям присущи следующие признаки.

1. Социально-обеспечительное правоотношение — это такое отношение, которое возникает вследствие воздействия норм права социального обеспечения на поведение субъектов права. Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые также реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь.

2. Социально-обеспечительное правоотношение - это связь между субъектами права социального обеспечения посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Эта связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах законов и подзаконных актов, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, причем интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого. Носитель субъективного права на социальное обеспечение (пенсионер, инвалид, ветеран и т.д.) - лицо, управомоченное; носитель юридической обязанности (территориальный орган ПФР, орган социальной защиты населения субъекта РФ, учреждение социального обслуживания и др.) - лицо обязанное.

3. Социально-обеспечительное правоотношение - это связь индивидуализированная. Взаимное поведение субъектов этого отношения, отличается строгой определенностью, персонификацией прав и обязанностей. Стороны (физические лица и соответствующие органы (организации)), как правило, известны, их действия соответственны.


Признаки социального обеспечения:

А) Государственные:

- внебюджетные – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования;

- федеральные и региональные бюджеты.

Б) Негосударственные:

- негосударственные пенсионные фонды;

- муниципальное социальное обеспечение.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

Другой организационной формой социального обеспечения являетсяпрямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

- муниципальное социальное обеспечение

Так, например, Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

- негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.


- благотворительную деятельность граждан и юридических лиц

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», Закона г. Москвы от 05.07.95г. № 11-46 «О благотворительной деятельности» (с изменениями и дополнениями от 10.06.98г.).

- предоставление работникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита". В период перехода к рыночным отношениям в стране с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему, конечно, призвано право социального обеспечения, и вместе с тем ее решение в рамках одной отрасли - права социального обеспечения – невозможно. Здесь необходим выход на несколько отраслей права: трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда), жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем, семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д., гражданское право- государственная поддержка, охрана и защита частной собственности и т. д., экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение. Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует сделать акцент на то, что социальная защита и социальные отношения определяют зрелость общества, показателем уровня его нравственных и юридических норм. Создание социальной эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития общества особенно в условиях рыночных отношений. Основное назначение социальной политики государства – защита всего населения и каждого человека, а агрессия рыночных отношений умножает основания для социальной защиты и требует усиления внимания государства к социальной сфере. Все категории населения в большей или меньшей мере нуждаются в социальной защите, покровительстве государства, в государственном содействии при получении профессии, работы, в создании условий для приобретения жилья, предпринимательства и во многом другом. Только социальное государство может обеспечить такую социальную защиту.


2 Система социального обеспечения

2.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения

Организационно-правовые формы социального обеспечения подразделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижения доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Денежные средства федеральных внебюджетных фондов являются государственной собственностью и не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы. В соответствии со статьей 13 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 145-Ф государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренным названным кодексом.

В связи с введением в действие с 1 января 2001 года 2-й части Налогового кодекса и установлением единого социального налога (взноса) изменился порядок зачисления платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, к которым относятся:

- Фонд социального страхования РФ;

- Пенсионный фонд РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование (например, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.

Наряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение получает также и негосударственное социальное обеспечение: