Файл: Понятие социального обеспечения (Понятие и функции социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Общие понятия социального обеспеченя
1.1 Понятие и функции социального обеспечения
1.2 Признаки социального обеспечения
2 Система социального обеспечения
2.1 Организационно-правовые формы социального обеспечения
2.2 Социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования
2.3 Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета
Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования утверждаются федеральными законами на каждый очередной финансовый год. Примером служит Федеральный закон от 22 декабря 2005 г. № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год».
Проекты федеральных законов о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год вносятся в Государственную Думу Правительством РФ в установленным федеральным законом порядке.
Особенностью бюджетов фондов обязательного социального страхования является то, что они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Не допускается нецелевое расходование денежных средств бюджетов обязательного социального страхования. Установлена ответственность должностных лиц, допустивших нецелевое расходование указанных денежных в соответствии с законодательством РФ.
За каждый конкретный финансовый год Правительством РФ вносятся на рассмотрение в Федеральное Собрание РФ отчеты об исполнении бюджетов обязательного социального страхования, которые затем утверждаются федеральными законами. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка РФ, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством РФ. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается.
Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки в данной финансовой системе денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию.
Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает порядок рассмотрения и разрешения споров по вопросам обязательного социального страхования.
Страховщик в течение 10 рабочих дней со дня получения обязан рассмотреть письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования.
О принятом решении страховщик обязан сообщить заявителю в письменной форме в течение 5 рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
2.3 Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета
Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).
Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.
За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семья - по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленные законодательством.
За счет средств государственного бюджета производятся выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например: единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам. Помимо этого, за счет указанных средств в учреждениях социального обслуживания предоставляются многие виды социальных услуг; профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и другое.
Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.
Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых лиц и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо средства местных бюджетов.
Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление - бедность. Естественно, появление таких категорий бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи. Такая поддержка установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи».
Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ и др.), а также органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и другие.
В ходе исследования была проанализирована система социального обеспечения. Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.
Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета - это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований.
Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых лиц и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством.
Заключение
Социальное обеспечение - это распределение материальных благ, которые направлены государством на обеспечение жизненно необходимых условий нуждающимся людям, то есть это - различные формы помощи государства своим гражданам. Право социального обеспечения - это отдельная отрасль законодательства, которая представляет совокупность норм, регулирующих пенсионные и другие отношения, касающиеся нетрудоспособных граждан, их материальное обеспечение и социальное обслуживание.
Россия согласно утвержденным конституционным принципам признана государством социальным, и следовательно на государственном уровне должны предприниматься меры для обеспечения достойного проживания любых категорий и прослоек общества.
Действующим законодательством всем гражданам РФ полагается соцобеспечение по возрасту, государственная поддержка при болезни, инвалидности или потери кормильца.
Защита интересов материнства и детства предполагает выделение средств, необходимых для обеспечения интересов детей, их воспитания и развития. Данный перечень мер социальной защиты не является полным и законодательно могут устанавливаться другие случаи.
Как правовая категория социальное обеспечение является системой мер и действий государства для использования бюджетных средств и направления их для формирования фондов материальной и социальной поддержки тех категорий, чьи доходы в силу определенных жизненных обстоятельств не обеспечивают им необходимого жизненного уровня.
Выплата пенсий социально не защищенным группам населения является основой социально-правового государства и мерой социальной защиты и поддержки. Когда человек достигает определенного возраста, либо ему устанавливается инвалидность, то им утрачивается заработок, и государство в целях компенсации дохода, назначает определенную денежную выплату — пенсию.
Лекарственное обеспечение
На протяжении последних двух десятилетий в России неоднократно проводилось реформирование пенсионной системы, что связано с экономическими изменениями в стране, установлением нового правового порядка, появлением новой системы органов социальной защиты населения, а также изменениями в обществе.
Вопрос назначения пенсий регулируется специальными законами, и в настоящее время основными пенсиями являются пенсия по достижению определенного возраста (старости), выплаты инвалидам, социальная пенсия, пенсия для определенных групп (военнослужащие, государственные служащие, космонавты), пенсия назначаемая при потере кормильца.
Список использованных источников
1 |
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445. |
2 |
Гражданский от кодекс Российской при Федерации (часть что первая) от 30.11.1994 № 51-при ФЗ (ред. по от 29.12.2017) // Собрание рф законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, для ст. 3301. |
3 |
Гражданский лиц кодекс Российской за Федерации (часть на вторая) от 26.01.1996 № 14-при ФЗ (ред. все от 05.12.2017) // Собрание или законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, на ст. 410. |
4 |
Григорьев И.В. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / И.В. Григорьев. М.: Юрайт-Издат, 2013. - 203 с. |
5 |
Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации: учебник для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальности 030504 (0202) «Право и организация социального обеспечения» / В. П. Галаганов. М.: КноРус, 2012. - 318 с. |
6 |
Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения: краткий курс лекций / Г. Д. Долженкова. М.: Юрайт, 2012. - 187 с. |
7 |
Захаров В. Н. Право социального обеспечения шпаргалка: учебное пособие / В. Н. Захаров. М.: РГ-Пресс, 2012. - 164 с. |
8 |
Лушников А.М. Договоры в сфере семьи, труда и социального обеспечения: учебное пособие / А.М. Лушников, М.В. Лушникова, Н.Н. Тарусина. М.: Проспект, 2014. - 432 с. |
9 |
Лютов Н.Л. Конституционные основы трудового права и права социального обеспечения. Состояние и перспективы: сборник докладов V Международной научно-практической конференции / Н.Л. Лютов, С.И. Кобзева, К.Д. Крылов. М.: Проспект, 2014. - 168 с. |
10 |
Мелешенко А.С. Успеть с заботой. Статья. - Российская газета, Столичный выпуск, №6365 (93), 2014. - 12-15. |
11 |
Хубиев Б.Б., Нафедзова Л.З., Тедеева Т.В. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА (К ТЕОРИИ ВОПРОСА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. |