Файл: Международное частное право в нотариальной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Нотариус в современной российской действительности, представляя собой неотъемлемую часть правоохранительных органов, осуществляет функции правозащитного характера в сфере обеспечения прав и законных интересов всех сторон гражданского оборота. С одной стороны, нотариус выступает как уполномоченный представитель государства, выполняя публичные функции и действуя от лица и во исполнение требований органов государственного механизма, а с другой, - нотариус, несет некий образ «свободной профессии», то есть – независимое звено в юриспруденции, что и придает равенство интересам и правам граждан и государства.

Сегодня роль нотариата в осуществлении и защите гражданских и семейных прав бесспорна. Особую актуальность данные вопросы приобретают в тех случаях, когда правоотношения осложнены иностранным элементом и требуется «включение» механизмов международной правовой помощи. Международные договоры Российской Федерации, гражданское и семейное законодательство, законодательство о нотариате детально регулируют данную сферу правоотношений.

Поэтому реформирование правового регулирования отечественного нотариата, повышение престижа нотариальной профессии, а также стремление отечественного нотариата войти в международное нотариальное сообщество требует изучения и заимствования положительного опыта правового регулирования, организации и деятельности нотариата зарубежных стран, тем более, что анализ информации о состоянии регулирования нотариальной деятельности в других странах способствует более глубокому пониманию тенденций развития нормативного регулирования национальной нотариальной системы.

Тем самым актуальность данного исследования не вызывает сомнения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу нотариальной деятельности в международном частном праве.

Предмет исследования – нормативно-правовое регулирование понятия и порядка приватизации.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексное изучение вопросов правового регулирования нотариальной деятельности в международном частном праве на основе анализа норм отечественного и зарубежного законодательства, практики их применения, научных теорий в этой сфере.

Достижению поставленной цели исследования способствуют решения следующих задач:

  • рассмотреть становление и развитие нотариата латинского типа;
  • определить правовой статус нотариуса в РФ;
  • проанализировать нотариальные модели в международном частном праве;
  • рассмотреть нотариальную форма сделок в странах континентальной правовой системы;
  • провести анализ актуальных вопросов российского нотариата.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания общественных явлений с использованием специальных и частно-научных методов: исторического, системно-структурного анализа, сравнительного правоведения, формально-юридический, структурно-функциональный и другие.

Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка использованных нормативных актов и литературы.

1. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СТАТУСА НОТАРИАТА

1.1 Становление и развитие нотариата латинского типа

Нотариат, успешно существующий и функционирующий в странах романо-германской правовой семьи, принято считать латинским, поскольку его история начинает свое формирование еще со времен с римского частного права. Модель Российского нотариата базируется, как и большая часть моделей нотариата государств континентальной Европы, на этом типе. Для целей выявления основных характеристик, этапов развития латинского нотариата в России, которые сложились за длительное время, следует провести анализ историко-правового опыта. Итак, период античности, по мнению французских нотариусов Ж.-Ф. Пиепу и Ж. Ягра: «…история нотариата совпадает с историей доказательств, когда доказательство устное уступило место доказательству письменному», в связи с этим в указанный период отмечалась важность такой государственной должности, как писарь, который осуществлял ведение книг записей знати [15, с. 29].

Необходимость в лицах, могущих составлять юридически грамотные документы, возникла еще в Древнем Египте (около 3 тыс. лет до н.э.) и в Древнем Вавилоне (1750-е гг. до н.э.), где они были известны, как scribae (книжник, писец) [12, с.52].

Писцы имели обязанности по переписыванию документов, изданных государством, по записыванию различный публичных разбирательств, по фиксированию сообщений, как имеющих официальный статус, так и личный характер, в том числе завещания, обращения и др. Каждое значимое событие Древнего Вавилона было «на виду» у песцов, которые являлись представителями сословия древней бюрократии. Древний Рим характеризовал лиц умевших писать и вести записи как «note», откуда и произошло само слово «нотариус»[4, с. 37]. Именно Римлянами была разработана система нотариата, которая в последствии распространилась на всю территорию земель, где у них была.


Республиканская Римская империя определяла несколько категорий лиц, занимающихся оформлением документов правового значения [12, с. 60]:

  • государственные служащие, которые имели обязанности по созданию документов публичного характера, по ведению общественных счетов, а также по выдаче копий и выписок из указанной документации. Вместе с тем, в круг их обязанностей входило ведение судебного журнала по судебным разбирательствам;
  • «частные служащие» - полностью свободные люди, занимающиеся выполнением секретарских обязанностей на возмездной основе для богатых граждан;
  • табеллионы – не относящиеся к государственным служащим граждане, которые на возмездной основе составляли юридические, в том числе судебные документы, под надзором государственной власти.

Именно в деятельности осуществляемой табеллионами усматриваются черты современного нотариата. В XII веке деятельность табеллионов была «переименована» в нотариат, и была принята европейскими государствами как основа для развития современного нотариального права.

Один из известных исследователей нотариата Джанинно Феррари усматривал разновидность деятельности табеллионов, в числе которой удостоверение о передаче двора с пахотной землей и другими угодьями, документы о назначении на должность номика (преподавателя в юридической школе), грамота на священство, прошение на имя императора, свидетельские удостоверения, брачные контракты, акт о признании состоявшегося обручения утратившим силу, образцы завещания, документы об усыновлении, об отпуске на волю, о продаже раба и животного, образец клятвенного обещания богомилов и др.[9, с. 126]

Рассматривая через призму времени деятельность табеллионов тогда и нотариата сейчас, стоит сказать, что у табеллионов имелись свои конторы, где они занимались составлением различных правовых документов, которые в целях придания более значимого публичного статуса и исключения споров об их подлинности вносились табеллионами в судебные протоколы [12, с. 63].

В период падения Римской империи институируется «церковный нотариат», который был образован церковью, во главе с Папой Римским, принявшей на себя большую часть государственных функций [9]. Оказывая влияние на правовые аспекты деятельности государства, церковь, не ограничилась тем, что нотариальными актами были зафиксированы символ веры, канонические правила, послания пап, патриархов и др., постепенно вводила этот институт в светскую жизнь государства, назначая нотариусов для мирян, которые конкурировали с табеллионами.


В VIII веке нотариусы уже являлись государственной должностью, которая утверждалась представителями духовной власти.

По распоряжению Императора Карла Великого для каждого епископа назначались нотариусы, которые присутствовали при беседах епископов с народом, вели записи таких бесед и составляли различные акты церковных дел, в том числе по осуществлению сделок от имени церкви и предоставляли в суд документы о дарении чего-либо церкви в целях придания им публичного значения [9, с. 124].

В эпоху средних веков во Франции нотариусы по началу выполняли роль секретарей суда, составлявших документы в области судопроизводства, но вскоре они сопровождали удостоверение соглашений, являясь представителем государства. Ближе к 1304 г. по королевскому указу с целью фиксации личностей, совершающих сделку, их имущественного положения, размера платы за совершения нотариусами действий был создан реестр [5, 32].

В это время к функциям нотариусов по удостоверению сделок добавилась еще одна, выражающаяся в обеспечении доказательств в суде. Современный облик институт нотариата приобрел с момента принятия Закона эпохи Наполеона от 25 вантоза XI г., который включил в себя некоторые элементы римского права, закрепил верховенство письменных доказательств и определил основную задачу нотариальной деятельности в составлении аутентичных актов [8, с. 94].

Закон 25 вантоза является первым нормативным актом, который:

  • сформулировал признаки латинского нотариата;
  • стал базой для развития института нотариата в Европейских странах, поскольку идея нотариуса в качестве лица, обладающего публично-правовыми полномочиями от имени государства на создание актов, которые имеют особую доказательственную и исполнительную силу, получила развитие в законах о нотариате многих государств.

В каждой из стран Западной Европы нотариат имел свои специфические особенности становления и развития, основу такой специфики составили различные социально-экономические причины.

Во Франции исторической особенностью нотариата стало разделение нотариата и суда. Указанные органы выполняли присущие только им формы защиты права. Нотариальные акты были равнозначны судебному решению и обязательны для исполнения.

В Германии ситуация была полностью противоположной: нотариальные действия могли быть совершены и нотариусами, и судьями. Германский нотариус подчинялся судебным органам, что ограничивало его компетенцию. Это не были люди свободной профессии, как во Франции, потому что они являлись государственными служащими и получали жалованье из казны государства


В историческом плане некоторый интерес латинской модели российского нотариата можно усмотреть во время воплощения реформ Александра II, а именно Положения о нотариальной части от 14.04.1866 г., которым регламентировался порядок ведения нотариальной деятельности до событий 1917 г. [19, с. 200], что свидетельствует о качественном нормативно-правовом акте, приспособленном к социально-экономическому периоду того времени, а также об анализе образцов регулирования нотариальной деятельности Франции, Австрии, Баварии.

Положения о нотариальной части от 14.04.1866 г. (далее - Положение) в ст. 17 закрепляло нормы о том, что нотариус – с одной стороны государственный служащий, которому присваивался 8 чин по должности (жалования и пенсии от государства не предусматривались), а с другой – свободный профессионал, осуществляющий деятельность по удостоверению сделок на возмездной основе [8, с. 211].

Также Положением было закреплено, что за оказанные услуги нотариус взимал плату, которая определялась согласно тарифу, в целях обеспечения исполнения обязательств, которые могли возникнуть вследствие неправильных действий нотариуса, он обязан был при назначении на должность внести залог, нотариусы могли осуществлять деятельность только в пределах своего нотариального округа. Согласно ст. 65 Положения круг действий нотариусов был определен достаточно четко: совершение актов, выдача выписок из актовых книг, копий актов, удостоверение актов, разного рода протестов и т.д., принятие на хранение от частных лиц документов. Нотариусы имели право совершать любые акты, кроме актов состояния, служебных и межевых, а также свидетельствовать документы.

В России в конце XIX в., несмотря на широкий спектр нотариальных действий, связанных с оформлением отношений гражданского оборота, наравне с нотариусами действовали иные государственные должностные лица [4, с. 33]:

  • биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;
  • узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;
  • магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые приставы, торговые словесные суды, которые выполняли функции нотариуса или маклера при их отсутствии.

К 1904 г. был готов проект Положения о нотариате в новой редакции, с учетом развивающихся экономических отношений, но принять нормативный акт с поправками так и не удалось, поскольку в 1917 г. произошли изменения политико - экономического государственного устройства, выражающиеся в том числе в прекращении института частной собственности. Соответственно нотариат, как взаимосвязанный элемент утратил свою силу, его функции стали выполняться судьями, органами юстиции и т.д.