Файл: Контрольная работа по дисциплине Взаимодействие власти и институтов гражданского общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Взаимодействие власти и институтов гражданского общества»

Вариант 1

Екатеринбург

2022

1. Институты гражданского общества: содержание понятия: типы, сферы, функции
Гражданское общество представляет собой совокупность разнообразных сфер социальной активности населения, которая не обусловлена государством. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает такие отношения как хозяйственные, семейно-родственные, экономические, этнические, религиозные, и правовые. Гражданское общество формируется вследствие развития страны в направлениях экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа.

Гражданское общество – совокупность добровольных объединений граждан, преследующих личные и групповые интересы, отношения в которых не опосредованы государством. Приведём примеры институтов гражданского общества, действующих в разных сферах общественной жизни. Поясним, что развитость гражданского общества определяется также и тем, существует ли в государстве работающее местное самоуправление.

Гражданское общество – совокупность негосударственных добровольных объединений граждан, которые преследуют личные и групповые интересы. Отношения в них не опосредованы государством, то есть государство не может произвольно в них вмешиваться. Лишь тогда, когда деятельность этих объединений выходит за рамки, очерченные законом. Разумеется, если речь идёт о демократическом государстве. При другом политическом режиме гражданское общество слабо развито или совсем не развито.

В экономической это производственные или торговые объединения: кооперативы, товарищества, акционерные общества, корпорации, частные компании, банки, любые негосударственные предприятия.

Они создаются на добровольных началах. Действовать людей подталкивает не кто-то, а что-то. В первую очередь, стремление наиболее полно и эффективно удовлетворить свои материальные потребности. Такая гражданская инициатива возможна лишь в условиях экономической свободы, когда права собственников надёжно защищены. Как и право свободно, без всякого принуждения заниматься любой не запрещённой законом деятельностью: трудовой, предпринимательской.

Духовная сфера гражданского общества основана на свободе мнений и убеждений, праве свободно их высказывать, в том числе публично.


Граждане могут реализовывать различные образовательные проекты. Создавать союзы художников или литераторов, музыкальные или театральные творческие коллективы. Религиозные объединения, если речь, конечно, не идёт о государственной церкви – тоже проявления гражданского общества. Многие исследователи относят к этой подсистеме и негосударственные средства массовой информации. В том числе и бурно развивающиеся сейчас сетевые СМИ.

У религиозных организаций выделяют следующий функционал: Объединение людей с одной и той же верой для распространения учений и увеличения адептов. Формирование ценностных ориентаций. Религия – это определенные взгляды на жизнь и священные ценности. Они выступают в качестве ориентиров жизненного пути каждого адепта организации. Коммуникации. У религиозных объединений в данном смысле подразумевается общение с Богом (или несколькими божествами). Регулятивные функции. Осуществление контроля за соблюдением установленных канонов. Компенсаторские действия. Религия обещает людям лучшую жизнь при условии соблюдения устоявшихся заповедей. Реализовывается посредством воздействия на психику человека. Идеологическая функция. Интегрирующая. Каждое религиозное сообщество считает собственные учения единственными верными к спасению и распространяет их. В некоторых случаях происходит заимствование тех или иных черт из других верований. Сейчас религиозные объединения влияют на внешнюю и внутреннюю государственную политику.

Общественные организации и движения У общественных институтов современного гражданского общества функции и задачи играют важную роль для граждан. Основными пунктами служат следующие моменты: Определение потребностей сообщества и их последующее удовлетворение. Социальная интеграция и мобилизация. Социализация. За счет общественных объединений происходит повышение гражданской активности, а также повышение коммуникативности. Репрезентативные функции. Объединения представляют и защищают свои свободы и полномочия. Обеспечивают охрану специфических интересов своих членов и представляет их в правительстве. Подобные институты могут проводить кампании по поддержке граждан, включая финансовые сборы. Они выходят на митинги, демонстрации и забастовки

Независимые средства массовой информации Название этого института говорит само за себя. Это – свободные СМИ, которые не поддаются влиянию государства. Они: освещают события, происходящие в стране, без занимания позиции государства или «простых смертных»; формируют общественное мнение; отвечают за просветительскую деятельность; реализовывают управленческие функции. Основная задача независимых СМИ – показать те или иные ситуации с реальной точки зрения, без прикрас и тайн, а также приукрашиваний со стороны государства. Общественные институты в России призваны для того, чтобы улучшать жизнь «простых смертных» и защищать их свободы/права в той или иной сфере. Без них невозможно существование свободного правового государства.



Институт гражданского общества - то обусловленный конституционными принципами народовластия и приоритета прав и свобод человека и гражданина структурно-правовой способ легального самовыражения и социализации личности; способ непосредственного выражения мнений, предложений, позиций граждан по вопросам общественной жизни; способ прямого участия в принятии социально значимых решений. Среди характерных черт институтов гражданского общества называют следующие: наличие определенной формы; наличие общей цели; внегосударственный порядок образования и функционирования; самоорганизация; самоуправление; добровольность; равноправные отношения, отсутствие иерархии в системе.

Таким образом, под институтами гражданского общества принято понимать способы организационно-правового участия в социально-политической жизни общества.


КЕЙСЫ
1. Формой непосредственного взаимодействия органов публичной власти с населением и непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления являются публичные слушания. Предложите свой алгоритм организации публичных слушаний для следующих типов муниципальных образований:

a) сельских поселений или небольшого муниципального района;

В месте центрального сбора людей, а также через муниципальные организации проводится оповещение населеия о тематике проведения слушаний. До этого срока в администрацию или иной орган, собирающий слушания, поступают вопросы и предложения по их организации, а также приглашаются выступающие на данных слушаньях лица, имеющие экспертное мнение по заслушиваемому вопросу. В день проведения слушаний в заранее подготовленном помещении идет выступление, сообщение о проблематике по повестке дня, далее идут прения сторон, вопросы и по итогу идет голосование на слушаниях по поднятым вопросам. Результаты доводятся в местах общего скопления людей путем размещения объявлений и копий решений.

b) городского округа или муниципального района, который включает большую совокупность поселений и значительную численность населения.

Алгоритм организации публичных слушаний муниципального района с большой численностью населения:
• публичные слушания, проводимые по инициативе населения, назначаются Советом муниципального района;

• решение о проведении публичных слушаний с указанием места и времени их проведения и проект соответствующего муниципального правового акта и другие вопросы, выносимые на публичные слушания, опубликовываются за 5 дней до дня проведения публичных слушаний;


• со дня опубликования решения о проведении публичных слушаний до дня их проведения жители муниципального образования вправе направлять Главе муниципального образования письменные предложения, замечания и поправки по вопросу, выносимому на публичные слушания;

• публичные слушания проводятся с участием органов местной власти, специалистов, экспертов, СМИ, других заинтересованных организаций и лиц района;

• при проведении публичных слушаний участники выступают с сообщениями, участвуют в прениях;

• по итогам проведения публичных слушаний Совет района принимает решение, которое подлежит опубликованию в местных средствах массовой информации.

При проведении публичных слушаний должен составляться протокол. По итогам проведения публичных слушаний могут быть приняты резолюции, рекомендации и обращения представительному органу муниципального образования, главе муниципального образования, жителям муниципального образования, органам государственной власти, предприятиям, учреждениям и организациям, расположенным на территории муниципального образования и т.п. Рекомендации органов государственной и муниципальной власти могут содержать изложение и альтернативных точек зрения по обсуждаемому вопросу. Данные решения носят рекомендательный характер, т.е. не являются обязательными для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления.

Учитывая сложность и значимость вопросов, подлежащих обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, для качественного и всестороннего их рассмотрения, выявления различных точек зрения населения, систематизации позитивных предложений необходимо тщательно планировать и готовить публичные слушания с привлечением экспертов, специалистов, авторитетных жителей муниципального образования, представителей различных политических сил и общественных объединений.

В случае, если публичные слушания проводятся представительным органом муниципального образования, организация публичных слушаний должна возлагаться непосредственно на председателя представительного органа и соответствующие комитеты и комиссии представительного органа муниципального образования. В том случае, если публичные слушания проводятся главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, то организационные работы выполняют соответствующие структурные подразделения местной администрации.


В муниципальных образованиях подготовка публичных слушаний может проводиться с непосредственным участием заинтересованных жителей. В муниципальных образованиях с большой численностью населения целесообразно привлечь к организации публичных слушаний специально созданную для этого консультативно-совещательную структуру. Целесообразно, чтобы такая организационная структура была сформирована совместно представительным органом муниципального образования и главой муниципального образования, что обеспечило бы, по существу, приобретение ей статуса постоянно действующего консультативно-совещательного органа муниципального образования.

Демократический характер публичных слушаний обеспечивается, в том числе и массовостью участия в них. Так, в публичных слушаниях вправе принимать участие жители муниципального образования, депутаты представительного органа местного самоуправления, глава муниципального образования, должностные лица местной администрации, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и другие представители органов государственной власти, руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций, представители предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, но расположенных на территории муниципального образования, представители общественных объединений, представители политических партий, представители религиозных и национальных организаций, председатели комитетов ТОС; представители профсоюзных организаций, представители средств массовой информации и т.п.

Материалы публичных слушаний в течение всего срока полномочий депутатов представительного органа и главы муниципального образования должны храниться в указанных органах, а по истечении этого срока сдаются на хранение в муниципальный архив. Срок хранения в муниципальном архиве материалов публичных слушаний определяется представительным органом муниципального образования и не может быть менее 4 лет.

2. Составьте таблицу, отражающие функции институтов гражданского общества по отношению к государству и, напротив, государства по отношению к гражданскому обществу.




Функции институтов гражданского общества



Функции государства


Контроль действий правящей государственной элиты


Установление норм и правил поведения граждан и их объединений


Влияние на функционирование государственной власти, воздействие на государственную политику


Обеспечение и защита прав и интересов граждан и их объединений


Призвание к ответственности должностных лиц в случае злоупотреблений властью


Охрана и защита общества и личности


Представление, отстаивание интересов и волеизъявление граждан


Регулирование хозяйственной деятельности и социальных отношений


Опосредование отношений между личностью и государством


Обеспечение законности и правопорядка


Отслеживание реализации государством прав человека


Культурно-воспитательная функция


Перераспределение национального дохода в общественных интересах


Социальная функция