Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия на примере ООО «Викарис».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методологической основой анализа финансовых результатов в условиях рыночных отношений является принятая для всех предприятий, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, модель их формирования и использования.

Основными задачами анализа финансовых результатов являются:

- анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли;

- факторный анализ прибыли от продажи продукции (работ, услуг);

- анализ финансовых результатов от прочей деятельности;

- анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности.

Анализ финансового результата на основе отчета о прибылях и убытках в качестве обязательных элементов включает в себя чтение финансовой отчетности и изучение абсолютных величин, представленных в отчетности. «Горизонтальный» анализ позволяет осуществить сравнение каждой позиции с предыдущим периодом, «вертикальный» анализ результатов позволяет определить структуру итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Исследование финансового результата традиционно предполагает изучение динамики показателей за ряд отчетных периодов, т.е. трендовый анализ. [15, 62]

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:

- анализируется прибыль по составу в динамике;

- проводится факторный анализ прибыли от продажи;

- изучаются причины отклонения по составляющим прибыли;

-оценивается формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль. [20, 17]

Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта. Информация, содержащаяся в финансовом плане и отчете о прибылях и убытках, позволяет проанализировать финансовые результаты, полученные от всех видов деятельности хозяйствующего субъекта. Важное значение для оценки финансовых результатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли.

Важнейшим составляющим элементом бухгалтерской прибыли является прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж). Объектом факторного анализа может быть отклонение фактической прибыли от реализации от прибыли предшествующего года или предусмотренной по бизнес-плану.


Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования. [24, 118]

Изменение прибыли от продаж формируется под воздействием следующих факторов:

1) изменение объема продаж, которые могут оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли;

2) изменение структуры продаж также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж приводит к росту прибыли и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается;

3) изменение отпускных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот;

4) изменение уровня затрат материальных, трудовых ресурсов и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Результативность и экономическая целесообразность функционирования предприятия оценивается не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями является система показателей рентабельности. [12,174]

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент формирования инвестиционной политики и ценообразования. Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж.

Этот показатель определяется по формуле:

(1)

где Р – прибыль от продаж;

В – выручка от продажи.

Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.

На рентабельность продаж оказывают влияние два фактора:


- изменение цены на продукцию;

- изменение себестоимости продукции.

Немаловажную роль при анализе финансовых результатов играет показатель рентабельности активов:

(2)

где ВА – внеоборотные активы;

ОА – оборотные активы;

ЧР – чистая прибыль.

Для решения задач анализа финансовых результатов используются следующие источники информации: накладные на разгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счетам реализации, прибыли; а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия. Основным источником информации анализа финансовых результатов служит бухгалтерская отчетность. Отчетность – это заключительный элемент системы бухгалтерского учета. Все элементы бухгалтерского отчета тесно связаны между собой и представляют единое целое, т.е. систему экономических показателей, характеризующих условия и результаты работы предприятия за отчетный период. Вместе с тем сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, имеют комплексный характер, потому что, как правило, они отражают разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Так, данные представленные в балансе предприятия, дополняют сведения, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, и наоборот.

Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен, прежде всего, собственникам и управленческому аппарату предприятия для принятия решений и оценки своей деятельности.

Таким образом, можно сказать, что анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации, изучение показателей рентабельности необходимы для того, чтобы выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации по обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка, т.е. экономического прогнозирования.

2. Анализ результатов коммерческой деятельности ООО «ВИКАРИС»


2.1 Экономическая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Викарис» (ООО «Викарис») было создано в 1998 году на базе Воскресенского кирпичного завода.

ООО «Викарис» строит свои отношения с другими организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов. Состав и объем услуг, работ определяется с учетом реальных возможностей в части наличия производственных мощностей и обеспеченности материально-техническими и финансовыми ресурсами, состава и состояния основных фондов.

Документооборот и технология обработки учетной информации определяются графиком документооборота, который разрабатывается главным бухгалтером.

Основные финансово-экономические показатели являются обобщающими параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели характеризуют финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности. Путем сопоставления различных технико-экономических показателей определяются степень использования основных и оборотных средств предприятия, сложившиеся соотношения между выпуском продукции и ее реализацией (объемом продаж продукции), производительностью труда и его оплатой, затратами и результатами.

Изучение динамики основных технико-экономических показателей способствует выявлению специфических процессов, протекающих на предприятии, установлению тенденций в технико-экономическом развитии.

Динамика основных технико-экономических показателей приведена в таблице 3.

Таблица 3

Технико-экономические показатели ООО «Викарис»

Показатели

2015г.

2016г.

2017г.

Изменения

2017г. к 2015г.

+,-

%

Выручка от продажи товаров за минусом НДС, акцизов, тыс.руб.

2930

3162

3779

+849

128,98

Себестоимость проданных товаров, тыс.руб.

1475

2342

2621

+1146

177,69

Прибыль от продажи продукции, тыс.руб.

1455

820

1158

-297

79,6

Балансовая прибыль, тыс.руб.

1349

886

1170

-179

86,7

Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб.

0.51

0.74

0.70

+0.19

137,26

Среднесписочная численность работников, чел.

45

43

50

+5

111,12

Фонд оплаты труда, тыс.руб.

4825

5356

7525

+2700

155,96

Среднегодовая стоимость ОФ, тыс.руб.

834

730

564

-270

67,6

Среднегодовая стоимость остатков оборотных средств, тыс.руб.

4251

4651

4996

+745

117,53

Фондоотдача, руб.

3,52

4,34

6,70

+3.18

190,34

Фондовооруженность труда тыс.руб./чел.

18,54

16,98

11,28

-7,26

60,8

Рентабельность производства, %

98,65

35,00

44,19

-54,46

-

Рентабельность продаж , %

49,66

25,94

30,65

-19,01

-

Рентабельность производственного капитала, %

26,53

15,24

20,83

-5,70

-


По приведенным данным можно сделать вывод, что выручка предприятия имеет положительную тенденцию к увеличению, темп прироста выручки в 2017 году составил 28,98 %. Себестоимость также возросла на 1146 тыс. руб. или на 77,69 % по отношению к 2015 году.

Таким образом, можно сделать вывод, что затраты росли с большими темпами, чем выручка от реализации. Именно этот фактор и привел к снижению прибыли от продажи продукции. В 2016 году она уменьшилась на 635 тыс. руб., а в 2017 на 297 тыс. руб. по сравнению с базисным 2015 годом.

В 2017году снижение прибыли происходило меньшими темпами, чем в 2016 году, то есть наблюдается некоторая положительная динамика.

Возросли затраты на производство в целом и затраты на 1 рубль реализованной продукции в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 48 %, в 2017 году по сравнению с 2015 годом– на 37,26 % (наблюдается улучшение). Одним из факторов увеличения затрат является увеличение стоимости энергетических ресурсов, повышение цен на закупки сырья. Для увеличения прибыли необходимо искать резервы снижения затрат на производство.

Численность персонала за три года изменилась незначительно. Фонд оплаты труда растет более высокими темпами (на 55,96%), чем выручка от реализации, что также отрицательно влияет на формирование прибыли. Можно сделать вывод о том, что трудовые ресурсы должны использоваться более эффективно.

Среднегодовая стоимость основных средств за период с 2015 по 2017 год уменьшилась на 270 тысяч рублей. Это свидетельствует о том, что новое оборудование не закупается.

Фондоотдача на 1 руб. основных фондов увеличилась, что является положительным фактом. Для дальнейшего увеличения фондоотдачи необходимо ориентироваться на обеспечение роста объемов производства за счет более эффективного использования имеющихся основных фондов предприятия.

Показатель фондовооруженности труда в 2017году по сравнению с 2015 годом уменьшился на 7,26 тыс.руб./чел. или на 39,2% за счет снижения среднегодовой стоимости основных фондов и увеличения численности персонала.

Показатели рентабельности продаж, производственной деятельности и производственного капитала в период с 2015 по 2017 год снижаются, что также подтверждает ухудшение финансового состояния ООО «Викарис». Уменьшение рентабельности производственной деятельности означает снижение по сравнению с прошлыми периодами прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

По данным ООО «Викарис» проведен анализ основных финансовых коэффициентов (таблица 4).