Файл: Иван iii великий государственный деятель.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Русская православная церковь

в XV-XVI в.

Проверка знаний:

Проверить эссе на тему:

«Иван III - великий государственный деятель».

Проверка знаний:

1. Правление Ивана III: А) 1425-1462 г.; Б) 1462-1505 г.; В) 1505-1533 г.

2. При Иване III были отменены вечевые порядки, а вечевой колокол увезён в Москву из: А) Ростовского княжества; Б) Новгородской земли; 3) Смоленского княжества. 3.  Прекратилась зависимость Русских земель от Орды, «стояние на Угре» было в: А) 1380 г.; Б) 1408 г.; В) 1480 г. 4. Иван III после женитьбы на греческой царевне Софье Палеолог стал считать себя преемником династии:

А) французской; Б) византийской; В) монгольской. 5. Первый свод законов единого государства Судебник был издан:

А) 1480 г.; Б) 1497 г.; В) 1520 г.

6. Правление Василия III: А) 1425-1462 г.; Б) 1462-1505 г.; В) 1505-1533 г.

7. Василий III основан первый морской порт России: ____________

8. Какой новый титул принял Иван III? ____________________

9. Установите соответствие между термином и его значением.

1) Замещение высших должностей в зависимости от знатности.

А) воевода

2) высший совещательный орган при князе.

Б) кормление

3) военачальник, наместник-управитель в уездах.

В) местничество

4) система содержания должностных лиц за счёт населения.

Г) налоги

5) платежи населения, установленные государством.

Д) Боярская дума

1

2

3

4

5

Ивангород

Государь всея Руси

В

Д

А

Б

Г

Критерии оценок: 1-6 баллов – «2»; 7-9 баллов – «3»; 10-11 баллов – «4»; 12-13 баллов – «5»

План урока

1. Православие в начале XV в.

2. Флорентийская уния и Русь.

3. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви.

4. Русская православная церковь в XV в.

Православие в начале XV в.

К началу XV в. центром православия оставалась Византия.

В Константинополе находилась резиденция вселенского Константинопольского патриарха.

Африканскую православную общину возглавлял Александрийский патриарх (именуемый папой).


На Ближнем Востоке, в Дамаске, главой был Антиохийский патриарх.

В Палестине - Иерусалимский патриарх.

Вселенский Константинопольский собор патриархов.

Православие в начале XV в.

Русская церковь в то время не имела самостоятельности. Митрополит Киевский и всея Руси назначался вселенским патриархом.

После разорения Киева Батыем митрополит чаще жил на северо-востоке Руси. В 1299 г. резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а с 1325 г. митрополит Пётр перенёс её в Москву.

Монахи. Миниатюра из летописи.

Митрополит Пётр.

Православие в начале XV в.

В надежде спасти гибнущую Византию император Иоанн VIII Палеолог в 1437 г. приехал в Рим к папе римскому в сопровождении 600 самых знатных людей империи.

В составе делегации были Константинопольский патриарх Иосиф II, всё высшее церковное руководство, александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи.

Иоанн VIII Палеолог - император Византийськой империи

1425 - 1448 гг.

Православие в начале XV в.

Особый интерес для папы представлял, новый митрополит всея Руси грек Исидор, в надежде приобщения Руси к католической вере.

Митрополит всея Руси Исидор.

Флорентийская уния и Русь

Церковный собор в 1438 г. должен был обсудить вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей. Полтора года 700 делегатов из многих стран вели богословские споры.

В обмен на помощь Византии в борьбе с турками-османами католики требовали признать римского папу единым главой всех христиан, сохранить свои обряди и главные католические догматы.

Флорентийский собор.

Флорентийская уния и Русь

Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных обычаев и признавать главенство папы римского. Однако в разгар споров он умер.

Патриарх Иоасаф II Константинопольский.

Флорентийская уния и Русь

Под давлением римского папы и византийского императора почти все византийские делегаты одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г.

Отказался подписывать только эфесский митрополит Марк.



Подписание Флорентийской Унии. Миниатюра.

Флорентийская уния и Русь

Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был горячим сторонником Флорентийской унии и поставил свою подпись под этим документом.

Однако большинство православных людей ни в Византии, ни в других странах не были согласны с унией.

Московский посланник митрополит Исидор.

Флорентийская уния и Русь

Прибыв в Москву митрополит Исидор провёл службу в Успенском соборе, приказал нести католический крест, помянул папу римского и зачитал текст Флорентийской унии.

Это вызвало негодование москвичей. Василий II приказал заточить Исидора в монастырь, но вскоре тот бежал за границу.

Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью.

Падение Византии.

Независимость Русской православной церкви.

Заключив унию, Византийская империя так и не получила помощи от католических стран Европы. В 1453 г. Константинополь был захвачен турками-османами.

Падение Константинополя.

Падение Византии.

Независимость Русской православной церкви.

Теперь константинопольского патриарха назначал султан Османской империи. Будущий патриарх должен был заплатить огромную сумму денег.

Заинтересованность султанов в частой смене патриархов привела к тому, что из 159 патриархов за период существования Османской империи 105 были смещены, 27 отреклись, 6 были казнены и лишь 21 умер своей смертью, находясь на должности.

Османской империи.

Айя-София.

Падение Византии.

Независимость Русской православной церкви.

После бегства Исидора лишили сана митрополита Киевского и всея Руси. В 1448 г. церковный собор впервые, без согласия Константинополя, митрополитом Киевским и всея Руси избрал епископа Иона.

Это означало самостоятельность (автокефалию) и независимость Русской православной церкви. Теперь главу Церкви называли митрополитом всея Руси.

Святитель Иона.

Митрополит Московский.

Русская православная церковь в XV в.

Утратив позиции в Москве, в 1458 г. вселенский патриарх и папа римский, признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонника унии Григория, ученика Исидора.


С тех пор действовали два митрополита всея Руси:

- в Киев митрополитов назначал Константинополь,

- в Москве их избирало высшее духовенство.

Такое положение сохранялось до конца XVII в.

Монастырь в Московской Руси. Художник А. М. Васнецов.

Русская православная церковь в XV в.

После завоевания османами Византии Русское государство осталось единственной независимой православной державой. В XV в. наблюдался рост авторитета и влияния Русской православной церкви.

Спасо-Андроников монастырь в Москве.

Русская православная церковь в XV в.

Христианские проповедники проникали в самые отдалённые районы страны, крещение принимали народы Севера, Приуралья.

В землях зырян и перми проповедовал епископ Стефан Пермский. Он разработал алфавит для местных народов, вошёл в их историю как друг и учитель.

Встреча русских переселенцев с языческим шаманом. Художник К. В. Лебедев.

Русская православная церковь в XV в.

С конца XV в. в ряде русских земель началось распространение ересей. Еретики Новгородской, Псковской и других земель, имевших развитые связи со странами Запада, выступали против некоторых сторон богослужения.

Русская православная церковь в XV в.

Между сторонниками и противниками обновления Церкви начались столкновения.

Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа, отвергали почитание икон, монашество.

Ересь жидовствующих.

Русская православная церковь в XV в.

Подобные идеи нашли поддержку среди духовенства и даже людей, близких к государю Ивану III.

Поначалу он сам сочувственно относился к еретикам, так как, обличая Церковь, они поддерживали его власть. Однако вскоре Иван III отверг идеи еретиков. Их руководители были казнены.

Казнь еретиков.

Русская православная церковь в XV в.

Главным событием в истории Русской православной церкви в XV в. явилось обретение её независимости (автокефалии). Церковь сыграла большую роль в становлении нового Российского государства.

Кирилло-Белозерский монастырь.

Подведение итогов урока:

1. Объясните цель византийского посольства в Рим в 1438 г.?

2. Что такое Флорентийская уния?

3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной?


4. Какие возникли два центра Русской православной церкви?

5. Роль московских князей в укреплении Русской православной церкви?

Домашнее задание:

Стр. 96-100.

Спасибо за работу!

Рефлексия:

- Меня удивило …

- Я хочу себя похвалить …

- Я хочу сказать...

- Мне не понравилось …