Файл: Подготовка школьников к участию в олимпиадах по информатике. Подготовка и проведение олимпиад по информатике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подготовка школьников к участию в олимпиадах по информатике.
Подготовка и проведение олимпиад по информатике.
Сухов В.Б., к.ф.-м.н., член жюри регионального этапа, член региональной п.м.к.,
председатель жюри краснодарского муниципального этапа,
председатель краснодарской муниципальной п.м.к.
Всероссийской олимпиады школьников по информатике тренер краснодарских краевых и городских сборов,
руководитель Краснодарской школы программирования

Всероссийская олимпиада школьников по информатике
Этап
5 – 6 класс
7 – 8 класс
9 – 11 класс
Школьный
+
+
+
Муниципальный
-
+
+
Региональный
-
-
+
Заключительный
-
-
+

Кол-во участников заключительного этапа
Регион
2014
2015
2016
2017
2018
В год в
средн.
На
1 млн.
1
Москва
62 67 65 68 72 66,8
5,40
2
Санкт-Петербург
28 35 41 34 24 32,4
6,13
3
Республика Татарстан
7 15 16 21 20 15,8 4,07 4
Челябинская область
6 13 15 22 11 13,4 3,83 5
Московская область
10 9
9 11 13 10,4 1,40 6
Удмуртская Республика
10 6
6 10 7
7,8 5,14 7
Свердловская область
8 7
5 4
12 7,2 1,66 8
Ставропольский край
8 9
8 5
2 6,4 2,28 9
Самарская область
5 8
4 7
8 6,4 1,99 10
Пермский край
5 5
5 8
5 5,6 2,13 18
Республика Адыгея
2 5
3 3
1 2,8
6,18








45-55
Краснодарский край
2 0
1 0
0 0,6 0,11

Целевой показатель для
Краснодарского края
Показатель
Значение
Целевое кол-во
участников по
показателю для
Краснодарского края
Среднее кол-во участников на 1 млн. жителей по стране
1,7 9
Медиана среднегодового кол-ва уч. на 1 млн. жителей по Top-10 регионам
3 17
Минимум среднегодового кол-ва уч. на 1 млн. жителей по
Top-10 регионам
1,4 8

Путь олимпиадника
Этап
Хороший
Отличный Выдающийся
Участие в международной Олимпиаде
-
-
10 – 11 кл.
Кандидат в сборную страны
-
-
9 – 10 кл.
Победитель заключительного этапа ВОШ
-
11 кл.
8 – 9 кл.
Призёр заключительного этапа ВОШ
11 кл.
9 – 10 кл.
7 – 8 кл.
Участник заключительного этапа ВОШ
9 – 10 кл.
8 – 9 кл.
6 – 7 кл.
Победитель регионального этапа ВОШ
8 – 9 кл.
7 – 8 кл.
5 – 6 кл.
Начало участия в олимпиадах
7 – 8 кл.
6 – 7 кл.
-
Начало серьёзной подготовки
6 – 7 кл.
5 – 6 кл.
-
Вовлечение
5 – 6 кл.
3 – 5 кл.
-


Вузовские олимпиады
Олимпиада
Вуз
Уровень
ИОИП
ИТМО
1
Открытая олимпиада по программированию
МГУ, МФТИ
1
Московская олимпиада школьников
ВШЭ, МГУ
1
Ломоносов
МГУ
1
Информационные технологии
ИТМО
1
Олимпиада университета Иннополис
Иннополис
1
Высшая проба
ВШЭ
2
Технокубок
МФТИ, МГТУ
2
Олимпиада СПбГУ
СПбГУ
2
Когнитивные технологии
МИСиС, МФТИ
2
ВКОШП
ИТМО
-

Льготы
• Диплом заключительного этапа ВОШ –
поступление на любой профильный факультет страны
• Диплом вузовской олимпиады из утверждённого перечня – приём без экзаменов либо 100 баллов по ЕГЭ на усмотрение вуза
• Участие во ВКОШП – проход на заключительный этап ИОИП

Летние школы
Летняя компьютерная школа
Летняя школа университета Иннополис
Летние сборы юниоров

Вовлечение: Работа с 3 – 5 классами
Code.org

Работа с 3 – 5 классами
Scratch

Работа с 3 – 5 классами
Scratch

Работа со средней и старшей возрастной группой – ключевые моменты
• Автоматизированная проверка решений
• Контроль качества кода
• Оценки сложности алгоритмов, потребления ресурсов и вопросы оптимизации
• Два направления работы:
– Теория и базовые задачи
– Олимпиадные задачи
• Математическая подготовка

Перечень тем – базовый уровень
1.
Формулы и неравенства
2.
Деление и остатки
3.
Работа с массивами:
– Поиски экстремумов
– Слияния
– Исключение элементов
– Моделирование целочисленных множеств
– Сортировка подсчётом
4.
Теоретико-числовые алгоритмы
– Проверка на простоту
– Сумма собственных делителей
– Факторизация
– Представление в системах счисления
– Решето Эратосфена
– Алгоритм Евклида
5.
Формула включения- исключения
6.
Языковые вопросы

Типы данных, диапазон значений

Процедуры и функции, передача параметров

Статическое и динамическое выделение памяти, указатели, двумерные динамические массивы

Файловый ввод-вывод

Работа со строками, ASCII-таблица, конвертация строка – число, посимвольный анализ строки

Рекурсия

Перечень тем – средний уровень
7.
Сортировка и её применения
– Алгоритмы сортировки
– Сканирующая прямая
– Метод «двух указателей»
8.
Бинарный поиск
– В массиве, верхняя и нижняя границы
– По ответу
9.
Порождение комбинаций

Размещения с повторениями

Перестановки
10. Перебор

По числовым параметрам

По комбинаторным объектам
11. Графы

Способы задания

Обход в глубину

Обход в ширину

Компоненты связности

Сильная связность

Поиск цикла

Проверка на двудольность

Эйлеров путь

Мосты и точки сочленения

Конденсация
12. Динамическое программирование

Один и два параметра

Индуктивные расширения


Перечень тем – средний уровень
13. Игры и стратегии
14. Структуры данных и их применения

Стек, очередь, дек

Проход со стеком

Экстремум по окну

Список, корневая декомпозиция
15. Конечные автоматы
16. Вычислительная геометрия

Векторные вычисления

Приближенные вычисления
17. Численные методы

Деление отрезка пополам

Тернарный поиск экстремума

Перечень тем – высокий уровень
18. Структуры данных:

Куча

Дерево отрезков

Система непересекающихся множеств

Бор

Сбалансированные деревья

Хеш-таблицы
19. Кратчайшие пути

Алгоритм Дейкстры

Алгоритм Форда-Беллмана

Алгоритм Флойда
20. Выпуклая оболочка
21. Невыпуклые многоугогольники
22. Алгоритмы на строках:

Суффиксный бор

Z-функция

Алгоритм Ахо-Корасик
23. 2-SAT алгоритм
24. …

Языковые аспекты
Язык
Преимущества
Недостатки
С

Простые и лаконичные языковые конструкции
• Строгая типизация
• Абсолютно прозрачная работа с оперативной памятью
• Компилируется в нативный код
• Прародитель многих синтаксических и стилистических конструкций, принятых во многих современных языках
• Востребованный в индустрии язык
• Отсутствует стандартная реализация многих популярных высокоуровневых алгоритмов и структур данных
С++
• Все преимущества C
• Имеется богатая стандартная библиотека STL
• Крайне высокая востребованность в индустрии
Отсутствуют

Языковые аспекты
Язык
Преимущества
Недостатки
Pascal
• Строгая типизация
• Компилируется в нативный код
• Для начинающих простая организация ввода-вывода
• Менее прозрачная работа с оперативной памятью
• Отсутствие развитой стандартной библиотеки
• Устаревший синтаксис
• Крайне низкая востребованность в индустрии
Python
• Лаконичные языковые конструкции
• Богатые встроенные структуры данных и простые конструкции работы с ними
• Встроенная длинная арифметика
• Крайне высокая востребованность в индустрии
• Для начинающих непростая организация ввода
• Отсутствие строгой типизации
• Крайне непрозрачная работа с памятью
• Выполняется интерпретатором, скорость работы алгоритмов очень низкая

Языковые аспекты
Язык
Преимущества
Недостатки
Java
• Очень богатая стандартная библиотека
• Стандартная библиотека включает реализацию длинной арифметики
• Строгая типизация
• Очень стройная, строгая, и понятная и не перегруженная реализация ООП
• Крайне высокая востребованность в индустрии
• Для начинающих непростая организация ввода
• Непрозрачная работа с памятью
• Более медленной по сравнению с нативным кодом выполнение программы виртуальной машиной


Элементы STL C++
Алгоритм или структура данных
Реализация
Сортировка sort
Динамически расширяющийся массив vector
Бинарный поиск binary_search
Нижняя и верхняя границы lower_bound, upper_bound
Стек stack
Очередь queue
Дек deque
Список list
Множества на сбалансированных деревьях set, multiset, map, multimap
Множества на хеш-таблицах unordered_set, unordered_multiset, unordered_map, unordered_multimap
Перестановки next_permutation

Математика - темы
1.
Делимость и остатки.
Арифметика остатков.
2.
Теория чисел

Алгоритм Евклида

Системы счисления

Малая теорема Ферма
3.
Комбинаторика

Количество подмножеств

Размещение с повторениями

Перестановки

Число сочетаний
4.
Игры и стратегии

Выигрышные позиции

Инварианты и полуинварианты
5.
Графы

Теорема Эйлера

Эйлеров путь

Двудольность
6.
Векторная и вычислительная геометрия

Психологические аспекты подготовки
• Результат = способности × труд
• Труд = усилия × время
• Усилия пропорциональны интересу
• Интерес = первичный интерес + мотивация
• Первичный интерес сегодня вынужден конкурировать с большим количеством соблазнов, в младших классах слаб
• Мотивация – индуцированный интерес

Мотивация
• Младшие классы:
– Влияние родителей
– Повышение самооценки
• Средние классы:
– Стремление побеждать
– Желание заниматься перспективным делом
• Старшие классы:
– Поступление в вуз
– Профессиональная ориентация

Воспитательные аспекты подготовки
При правильном подходе развиваются:
• Серьёзное отношение к делу
• Самостоятельность
• Культура общения
• Уважительное отношение к сверстникам и учителям
• Адекватная самооценка

Роль родителей
• Организация рабочего времени ребёнка
• Психологическая поддержка – интерес к занятиям и результатам
• Финансовое обеспечение
• Результат = труд ученика × поддержку родителей × труд учителей

Школьная олимпиада для
5-6 классов
Автоматизированное тестирование обеспечивает объективность проверки

Подготовка и организация олимпиад
– технические аспекты: задачи.
• Подготовка задач в специализированном инструменте – Polygon
• Использование testlib.h
• Чекер – свой или стандартный
• Валидаторы, постпроцессинг
• Автоматическая генерация тестов
• Тщательная проработка тестовых случаев
• Неполные решения


Подготовка и организация олимпиад
– технические аспекты: контесты.
• Тип соревнования:
– acm
– ioi (в т.ч. scoring)
• Основные настройки:
– Показ вердикта тестирования
– Видимость монитора
– Заморозка монитора
– Проверка при не пройденных тестах из условия
– Выбор оцениваемой посылки
– Вердикт AC (Accepted)

Подготовка и организация олимпиад
– методические аспекты: задачи
• Олимпиадный характер задач
• Соответствие принятым олимпиадным темам
• Качество формулировки
– Строгость
– Лаконичность и ясность
– Художественность
– Необходимость построения модели участником
– Грамотность
• Следование стандартам оформления задач
• Наличие уровней сложности (подзадач)
• Полнота тестов

Подготовка и организация олимпиад
– методические аспекты: комплект
• Хорошее ранжирование участников
• Комплект должен позволять участникам различного уровня подготовки проявить себя
• Темы задач не должны пересекаться

Интернет-ресурсы
• informatics.mccme.ru
• acmp.ru
• neerc.ifmo.ru/school
• contest.yandex.ru
• codeforces.com
• polygon.codeforces.com
• infolymp.ru
• olimpiada.ru
• rsr-olymp.ru

Литература
• Шень А., Программирование: Теоремы и задачи.
• Кирюхин В.М., Информатика: всероссийские олимпиады. Выпуск 1.
• Кормен Т. Х. и др., Алгоритмы. Построение и анализ.
• Бабенко М.А., Левин М.В., Введение в теорию алгоритмов и структур данных.
• Керниган Б., Ритчи Д., Язык программирования C.
• Страуструп Б., Язык программирования C++.

Сухов Владимир Борисович
+7-928-239-06-01
V_Sukhov@mail.ru
Краснодарская школа программирования http://крашколап.рф