Файл: Закона Донецкой Народной Республики Об образовании.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методические рекомендации
к составлению рабочих программ
по отдельным учебным предметам, курсам внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях
В соответствии с п. 17 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», на основании п. 32.1 Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего общего образования Донецкой Народной Республики, общеобразовательные организации разрабатывают основную образовательную программу, обязательным компонентом которой являются рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, в том числе рабочие программы курсов внеурочной деятельности.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов
Рабочая программа учебного предмета (курса, дисциплины) является обязательным компонентом основной образовательной программы общеобразовательной организации, средством фиксации содержания образования на уровне учебных предметов, элективных, факультативных курсов, курсов внеурочной деятельности для обучающихся.
Рабочая программа учебного предмета (курса, дисциплины) – это локальный (созданный для определенного образовательного учреждения) документ образовательной организации, в котором определяются наиболее оптимальные и эффективные для неё содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования. Она показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся педагогом (группой педагогов) создаётся индивидуальная педагогическая модель образования на основе государственных образовательных стандартов.
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех учителей, работающих в данной образовательной организации, и обязательной для административного контроля за полнотой и качеством ее реализации.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов разрабатываются на уровень образования, то есть на срок действия и освоения рабочей основной образовательной программы. Например: Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Математика. 1-4 классы», Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету«Русский язык. 5-9 классы», Рабочая программа среднего общего образования по учебному предмету «Физика. 10-11 классы».
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования, с учетом Примерных основных образовательных программ по учебным предметам, дисциплинам, курсам, включенным в ее структуру, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня образования.
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов должны в обязательном порядке содержать:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса
(в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного
курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов общего образования, Рабочей основной образовательной программы соответствующего уровня образования, с учетом примерных программ курсов внеурочной деятельности (авторских программ).
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
-
результаты освоения курса внеурочной деятельности; -
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; -
тематическое планирование; -
указание на форму проведения занятий.
В 2022-2023 учебном году общеобразовательные организации в качестве ориентира для разработки рабочих программ по учебным предметам могут использовать Примерные программы по учебным предметам, размещенные на сайте ГБОУ ДПО «ДОНРИРО». Особенности реализации Примерных программ по учебным предметам, дисциплинам, курсам в конкретной общеобразовательной организации в текущем учебном году должны быть отражены ваннотации к соответствующей предметной программе (образец аннотации размещен в приложении 1).
Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов рассматриваются на заседании педагогического совета (результаты рассмотрения вносятся в протокол, на титульной странице программы ставится гриф «РЕКОМЕНДОВАНО» с указанием номера протокола и даты проведения заседания); согласовываются с заместителем директора образовательной организации (гриф согласования фиксируется на титульной странице), утверждаются приказом директора образовательной организации.
Образец титульной страницы Рабочей программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов размещен в приложении 2 к данным рекомендациям.
Утвержденные рабочие программы предметов учебного плана являются составной частью основной образовательной программы общеобразовательной организации, входят в обязательную нормативную локальную документацию образовательной организации и представляются органам управления образованием муниципального / республиканского уровней, органам контроля и надзора в сфере образования.
Рабочая программаучителя
Рабочая программаучителя - это документ, определяющий содержание, объем, порядок изучения какой-либо учебной дисциплины, в соответствии с которым учитель непосредственно осуществляет образовательный процесс в конкретном классе по учебному предмету, элективным и факультативным курсам, предметным кружкам с учетом особенностей образовательной политики и статуса общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, особенностей контингента обучающихся, авторского замысла педагога.
Рабочая программа учителя разрабатывается на основе примерной программы по учебному предмету или на основе примерной программы курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа может отличаться от примерной или авторской программы не более чем на 20%. При этом составитель рабочей программы имеет право самостоятельно:
-
расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки; -
устанавливать последовательность изучения учебного материала, исходя из его дидактической значимости; -
распределять учебный материал по годам обучения (при отсутствии распределения в примерной (авторской) программе), ориентируясь на содержание используемых учебно-методические комплектов и индивидуальные особенности обучающихся; -
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также с учетом материально-технических ресурсов образовательной организации; -
конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися (при необходимости); -
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.
Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с примерной программой по учебному предмету, рабочей программой по учебному предмету или авторской программой, должны быть целесообразными, логически обоснованными. Все внесённые изменения в обязательном порядке должны быть отражены в тексте пояснительной записки.
Рабочая программа учителя разрабатывается сроком на 1 учебный год. Если учитель работает в разных классах в пределах одного уровня образования (например, 5, 7 и 9 классы), он может составить одну рабочую программу, отразив в пояснительной записке особенности преподавания предмета по каждому классу, выделив на каждый класс самостоятельную сетку календарно-тематического планирования.
Требования к содержанию и структуре Рабочей программе учителя должны быть закреплены в локальном нормативном акте «Положение о порядке разработки рабочей программы учителя МОУ ______________ (название конкретной образовательной организации)» (шаблон прилагается, приложение 2).
Требования к структуре
Рабочей программы учителя
Структура Рабочей программы учителя в обязательном порядке должна включать следующие компоненты:
1) титульный лист;
2) пояснительную записку;
3) планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
4) календарно-тематическое планирование (с указанием возможность использования электронных(цифровых)образовательных ресурсов);
5) перечень необходимого учебно-методического и материально-технического обеспечения (обязательно - основной учебник).
По решению педагогического совета, на основании соответствующего локального нормативного акта образовательной организации к рабочей программе учителя могут прилагаться:
-
критерии и нормы оценки учебных достижений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний, -
список литературы для обучающих и педагогов;
-
поурочное планирование, -
средства осуществления контроля (образцы текстов, тестовых контрольных работ), -
темы рефератов, проектов, исследовательских работ и т. д.
По желанию отдельные педагоги могут дополнить, расширить структуру и содержание своей рабочей программы (внести дополнительные графы в таблицу календарно-тематического планирования, формы и средства контроля, планируемые результаты и другое).
Требования к содержанию и оформлению Рабочей программы учителя
Титульный лист Рабочей программы (приложение 3) должен содержать:
-
полное наименование образовательной организации; -
грифы рассмотрения, согласования и утверждения (рассмотрено на заседании методического объединения, согласовано с заместителем директора); -
название предмета/курса/дисциплины; -
уровень программы (базовый, профильный уровень, углубленный); -
указание класса (классов), в котором изучается предмет/курс/дисциплина; -
срок реализации программы (учебный год); -
фамилию, имя, отчество учителя – составителя рабочей программы; -
место составления программы; -
год составления программы.
Пояснительная записка к Рабочей программе
Назначение пояснительной записки в структуре Рабочей программы учителя состоит в том, чтобы определить особенности изучения учебного предмета/курса в конкретном классе (классах), отобразить изменения, которые внес учитель в свою рабочую программу по сравнению с примерной и рабочей программой по учебному предмету / курсу / дисциплине.