ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (июнь 2020 года)" (Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ)
ЗАКАЗЧИКА, УПОЛНОМОЧЕННОГО ОРГАНА (УЧРЕЖДЕНИЯ),
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ЗАКУПОК, ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБЫ,
КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО, ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 5 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 44-ФЗ
"О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ,
УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД"
(ИЮНЬ 2020 ГОДА)
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 30 июня 2020 года
В настоящем обзоре приведем практику антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля при осуществлении последними закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, которая демонстрирует оду из острых проблем не только сферы государственных (корпоративных) закупок, но и других сфер. В частности, речь пойдет о подмене понятий, используемых или определяемых субъектом закупки в каждом конкретном случае, и их влияние на результат осуществления закупки.
Ни для кого не секрет то, что правильное определение наименования объекта закупки имеет ключевое значение для целей правильного подбора соответствующих к применению положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе. История государственного заказа еще со времен действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" иллюстрирует массу негативной практики подмены понятий при определении объекта закупки, или, говоря языком Закона 94-ФЗ, предмета размещения заказа, цель которой - избежать применения более "жестких" положений законодательства Российской Федерации на более "удобные" для заказчика, позволявшие практически без труда определить "нужного" поставщика (исполнителя, подрядчика), например, уход от "аукционного" перечня.
Анализ текущей административной практики свидетельствует о том, что в правоприменении остались прежние проблемы и появились новые, вызванные новыми положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе, в частности такими, как положения об импортозамещении, положения, регламентирующие правила закупок в сфере строительства и др. В настоящем обзоре приведем примеры, связанные с закупкой радиоэлектронной продукции, строительных работ.
Так, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Необходимо отметить, что в случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) определены особенности допуска радиоэлектронной продукции для целей осуществления закупок.
Пунктом 3 Постановления N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, происходящей из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно содержат предложения о поставке радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, и не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующего признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, при осуществлении закупок, в рамках которых предусмотрена закупка радиоэлектронной продукции, заказчиком устанавливаются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Положениями статьи 108 Закона о контрактной системе предусмотрены особенности заключения энергосервисных контрактов.
Как следует из анализа практики осуществления подобных закупок, объектом закупки является оказание услуг по выполнению мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения (далее - Энергосервисный контракт).
В рамках Энергосервисного контракта предусматривается в том числе закупка энергосберегающих светодиодных светильников, которые включены в перечень радиоэлектронной продукции в соответствии с Постановлением N 878.
Учитывая, что указанные светильники передаются в собственность заказчика в рамках закупки на Энергосервисный контракт, фактически осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность Заказчика, что влечет необходимость применения ограничений, установленных Постановлением N 878.
Другим примером, иллюстрирующим наличие подмены понятий при осуществлении заказчиком закупок, является сфера строительства.
В частности, Законами 71-ФЗ, 449-ФЗ установлены правила закупок строительных работ и иных работ, услуг с используемыми товарами (материалами), отличные от общих правил закупок товаров (работ, услуг).
Например, в случае осуществления закупки на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) объектов капитального строительства первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, поскольку в силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектная документация включается в состав документации об аукционе в электронной форме (часть 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В случае осуществление закупки на выполнение работ, например, текущего ремонта, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг.
Таким образом, исходя из вышеприведенного примера практика осуществления подобных закупок показывает неверность определения объекта закупки и, как следствие, неверное применение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
1. Комиссия ФАС России (решение от 16.06.2020 по делу N 20/44/105/1086) в рамках рассмотрения жалобы пришла к выводу о закупке текущего ремонта, а не капитального, вследствие чего требования к участнику закупки, к составу заявки установлены неверно.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в документации об Аукционе требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке конкретных показателей товаров;
2. Заказчиком ненадлежащим образом установлена дата проведения Аукциона.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 29.05.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - *** рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет; КБК - ***;
5) дата окончания срока подачи и рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 09.06.2020;
6) на участие в закупке подано 3 заявки, 2 из которых допущены до участия в Аукционе;
7) дата проведения Аукциона - 10.06.2020;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене подавали 2 участника закупки, признанные соответствующими документации об Аукционе;
9) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене государственного контракта *** рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в нарушение пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно установлено в документации об Аукционе требование о необходимости предоставления в составе заявки на участие в закупке конкретных показателей товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.