ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
<Письмо> Минпросвещения России от
15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
www.consultant.ru
Дата сохранения: 30.03.2022
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 2 из 30
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство просвещения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования, утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г.
N 286
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и
N 287
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
А.В.ЗЫРЯНОВА
Приложение 1
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
СТАНДАРТОВ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, идентичности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования, возможности формирования образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года
N 286
<1> и
N
287
<2> утверждены обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования (далее - ФГОС НОО и ООО).
--------------------------------
<1>
Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/
<2>
Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64101) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 3 из 30
Целью информационно-методического письма является рассмотрение основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО, а также определение первоочередных мероприятий и задач подготовки к введению обновленных ФГОС НОО и ООО в штатном режиме в субъектах
Российской Федерации.
О принципах обновленных ФГОС НОО и ООО
Обновленные ФГОС НОО и ООО не меняют методологических подходов к разработке и реализации основных образовательных программ соответствующего уровня.
Основой организации образовательной деятельности в соответствии с обновленными ФГОС
НОО и ООО остается системно-деятельностный подход, ориентирующий педагогов на создание условий, инициирующих действия обучающихся.
В обновленных ФГОС НОО и ООО сохраняется привычная для образовательных организаций и педагогов структура основной образовательной программы и механизмы обеспечения ее вариативности, к числу которых относятся: наличие двух частей образовательной программы (обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений), возможность разработки и реализации дифференцированных программ, возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов. Структура требований к результатам реализации основных образовательных программ также остается неизменной и состоит из групп требований к предметным, метапредметным и личностным результатам.
В обновленных ФГОС НОО и ООО остается неизменным положение, обусловливающее использование проектной деятельности <3> для достижения комплексных образовательных результатов.
--------------------------------
<3> Методические рекомендации по организации учебной проектно-исследовательской деятельности в образовательных организациях
- https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_uchebnoi_proektno_issledovatelskoi_deyat elnosti_v_obrazovatelnih_organizaciyah.htm
Об основных изменениях в обновленных ФГОС НОО и ООО
Основные изменения обновленных ФГОС НОО и ООО связаны с детализацией требований к результатам и условиям реализации основных образовательных программ соответствующего уровня. Формулировки детализированных требований к личностным, метапредметным и предметным образовательным результатам учитывают стратегические задачи обновления содержания общего образования, конкретизированы по годам обучения и направлениям формирования функциональной грамотности обучающихся <4>.
--------------------------------
<4> Материалы по формированию функциональной грамотности обучающихся (
письмо
Минпросвещения России от 21.12.2021 N 03-2195 "О направлении материалов").
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 4 из 30
Детализация и конкретизация образовательных результатов определяет минимальное содержание рабочих программ по учебным предметам и дает четкие ориентиры для оценки качества образования учителем, образовательной организацией и т.д.
Среди основных изменений обновленных ФГОС НОО и ООО выделим следующие.
Изменился общий объем аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ, произошли изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне, введено понятие "учебный модуль". Все эти изменения требуют пересмотра учебного плана образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности. Для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации, снижения нагрузки на педагогических работников разработаны примерные рабочие программы.
<5>
--------------------------------
<5>
Раздел "О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации обновленных ФГОС НОО и ООО" настоящего информационно-методического письма.
В целях конкретизации, оптимизации процедур обновления материально-технической базы образовательных организаций в тексте ФГОС даются разъяснения понятия "современная информационно-образовательная среда" <6>
--------------------------------
<6>
Приказ
Минпросвещения России от 02.12.2019 N 649 "Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды"
- https://imcstr.ru/wp- content/uploads/2020/03/Приказ-Минпросвещения-России-от-02.12.2019-N-649-
Об-утв.цос.pdf
Распоряжение
Минпросвещения России от 14 января 2021 г. N Р-16 "Об утверждении методических рекомендаций по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" - https://docs.edu.gov.ru/document/284a92ca7bcb8eb91b2c814141365d1c/
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Приказ
Минпросвещения России N 396 от 30.06.2021, а не от 30.07.2021.
Приказ от 30.07.2021 N 396 "О создании федеральной государственной информационной системы
Минпросвещения
России "Моя школа"
- https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.06.2021-N-396/
Письмо
Минпросвещения России от 09.11.2021 N ТВ-1968/04 "О направлении методических
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 5 из 30 рекомендаций"
- https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-09112021-n-tv-196804-o-napravlenii/
В обновленных ФГОС детализирован воспитательный компонент в деятельности учителя и школы, определены связи воспитательного и собственно учебного процесса <7>. Обозначены виды воспитательной деятельности как способы достижения личностных образовательных результатов. В соответствии с этим при организации учебно-воспитательного процесса необходимо обновить рабочие программы воспитания <8>.
--------------------------------
<7> Воспитание на уроке: методика работы учителя (пособие для учителей общеобразовательных организаций) - https://edsoo.ru/Metodicheskie_posobiya_i_v.htm
<8>
Примерная программа воспитания
- https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/
Об особенностях приема обучающихся
Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373, прекращается 1 сентября 2022 года.
Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2022 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные организации для обучения по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г.
N 373
, от 17 декабря 2010 г.
N 1897
и от 17 мая 2012 г.
N 413
, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения, за исключением случаев готовности образовательной организации к реализации обновленных ФГОС НОО и ООО и наличия согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по программам начального общего и основного общего образования. Последовательность действий по введению обновленных ФГОС НОО и ООО отражена в таблице (рисунок 1).
Рисунок 1
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 6 из 30
Обязательное введение ФГОС
Введение ФГОС по мере готовности
Наряду с зачислением на обучение в 1 и 5 классы обучающихся по основным образовательным программам начального общего и основного общего образования, разработанным в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО, рекомендуется к 2024 - 2025 учебному году обеспечить переход на обучение в соответствии с обновленными ФГОС 2 - 4 классов и 6 - 9 классов.
Важно отметить, что решение в отношении 2 - 4 классов и 6 - 9 классов о переходе на обучение в соответствии с требованиями обновленных ФГОС принимается образовательной организацией при наличии соответствующих условий и согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Такое решение образовательная организация должна принять не позднее 1 апреля 2022 года.
В 2022 году запланирована разработка, экспертиза и размещение в реестре примерных основных образовательных программ примерных рабочих программ по математике, информатике, физике, химии и биологии углубленного уровня.
В соответствии с частью 5 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) образовательные организации при разработке основной образовательной программы могут использовать методические материалы (в том числе, рабочие программы), разработанные для углубленного изучения учебных предметов (в том числе в рамках региональных инновационных проектов
(программ), в полной мере обеспечивающие достижение требований к результатам реализации основных образовательных программ в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
Обновленные ФГОС предусматривают возможность для организации, являющейся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы основного общего образования требованиям, предъявляемым к уровню основного общего образования.
Это может распространяться на авторские рабочие программы углубленного уровня по предметам "Математика", "Информатика", "Физика", "Химия" и "Биология", входящие в состав основной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы.
О разработке учебно-методических документов по обеспечению реализации
обновленных ФГОС НОО и ООО
В целях создания единого образовательного пространства на территории Российской
Федерации 27 сентября 2021 года федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию были одобрены примерные рабочие программы по всем предметам учебного плана, разработанные в полном соответствии с обновленными ФГОС НОО и ООО.
<Письмо> Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03
"О направлении методических рекомендаций"
(вместе с "Информацио...
Документ предоставлен
КонсультантПлюс
Дата сохранения: 30.03.2022
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
www.consultant.ru
Страница 7 из 30
Примерные рабочие программы по предметам содержат все необходимые и определенные
ФГОС части, включая тематическое планирование, дифференцирующее как предметные результаты, так и предметное содержание по годам изучения.
В соответствии с частью 7.2 статьи 12
Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации": "при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается".
Реализация данной нормы закона позволит не только обеспечить общие подходы к качеству учебно-методической документации, используемой педагогическими работниками при реализации основных образовательных программ, но и снять часть методической нагрузки с учителя.
Примерные рабочие программы могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве методической основы для разработки педагогическими работниками авторских рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В случае внесения изменений в примерную рабочую программу как в части ее содержательного дополнения, так и в части перераспределения содержания между годами изучения указанная программа утрачивает статус "примерной".
О методической поддержке педагогических работников и управленческих
кадров
Примерные рабочие программы по предметам обязательной части учебного плана доступны педагогам посредством портала
Единого содержания общего образования https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm, а также реестра примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор рабочих программ - удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации примерных рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
С его помощью учитель, прошедший авторизацию, сможет персонифицировать примерную программу по предмету: локализовать школу и классы, в которых реализуется данная программа, дополнить ее информационными, методическими и цифровыми ресурсами, доступными учителю и используемыми при реализации программы.
В помощь учителю разработаны и размещены в свободном доступе методические видеоуроки для педагогов, разработанные в соответствии с обновленными ФГОС начального и основного общего образования: https://edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm.
Видеоуроки - результат совместного труда учителей-практиков и специалистов в области теории и методики обучения и воспитания. В них содержится детальное методическое описание специфики реализации предметного содержания на основе системно-деятельностного подхода.