Файл: Г заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(Наименование института)
«Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(Наименование кафедры, центра, департамента)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
по учебному курсу «Специальная детская психология»
СТУдент Черкашина Виктория Владимировна
(И.О. Фамилия)
ГРУППА ДФОбд-1901г
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Еник Оксана Алексеевна
(И.О. Фамилия)
Тольятти 2022
Задание 1.1 Заполните таблицу «Причины отклонений в психическом развитии ребенка»
Виды причин | Причины и их краткая характеристика |
Внешние (экзогенные) факторы: А) Тяжелые инфекционные заболевания Б) Интоксикации - В) Тяжелые дистрофии во время беременности, Г) Заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. Д) Венерические заболевания беременной женщины. Е) Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе Ж) Длительная асфиксия | Могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении. К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров. Или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз). В результате заболевания сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой. также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием природовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах. удушение во время родов также может обусловить развитие умственной отсталости ребенка |
Внутренние (эндогенные): А) Нарушения белкового и углеводного обмена в организме: Б) Болезни младенца на ранних этапах жизни: | Фактор наследственности, который проявляется, в хромосомных заболеваниях. фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланишидроксилазы — фермента, превращающего фенилаланил в тирозин. воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости |
Неблагоприятные факторы природной среды. | Резко повышенная радиация, неблагополучная экологическая обстановка той местности, где живет семья. |
Неблагоприятные факторы социальной среды. | Тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития. |
Задание 1.2
Заполните таблицу «Специальная детская психология в трудах отечественных ученых»
Отечественные ученые | Область изучения |
Мария Семеновна Певзнер | Советский психиатр, психолог, дефектолог. Вела серьёзную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. посвящённую изучению психопатических форм поведения в детском возрасте. Под её руководством разрабатывалось новое направление — генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология. |
Груня Ефимовна Сухарева | Советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием симптомов детского аутизма |
Владимир Иванович Лубовский | Основное направление научных исследований В. И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов. |
Елена Самойловна Слепович | является самым крупным исследователем в сфере специальной психологии на территории Беларуси и одним из крупнейших - на территории постсоветского пространства. За время своей профессиональной деятельности ею было опубликовано более 150 работ. Из них большая часть посвящена исследованиям детей с отклонениями в психофизическом развитии. Наиболее значительная монография "Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития" (1990) была издана не только на русском языке, но и по инициативе зарубежных коллег переведена на японский. |
Виктор Васильевич Лебединский | Более 30 лет посвятил изучению психопатологии детского возраста, основал психологию аномального развития — направление, находящееся на стыке психологии, дефектологии, детской психиатрии, детской неврологии, этологии, психоанализа, создал оригинальную классификацию нарушений психического развития. Основные идеи, лежащие в основе оригинальной типологии дизонтогенеза, изложены в научном труде В. В. Лебединского «Нарушения психического развития в детском возрасте». Книга была переиздана 7 раз. В последние годы совместно с М. К. Бардышевской разрабатывал теорию многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции, интерес к данной проблематике представлен в совместном учебном пособии «Диагностика эмоциональных нарушений у детей». В настоящее время работу на кафедре нейро- и патопсихологии продолжают ученики и коллеги В. В. Лебединского. |
Клара Самойловна Лебединская | Советский и российский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ дефектологии первой в СССР группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом. Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном двух направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР. В конце 1970-х — начале 1980-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу, специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом. Наиболее известные ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении — Никольская О. C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. До сих пор они являются ведущими специалистами в России по этому вопросу. Под её руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы. Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991). В ней изложены основы средств ранней диагностики и ранней коррекции аутизма. В 1992 году К. С. Лебединская завершает своё обобщающее исследование, оформленное как докторская диссертация — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема» |
Татьяна Александровна Власова | изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Полученные данные были обобщены в книге: «О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка», способствовавшей упорядочению отбора детей в специальные школы. Систематизировала результаты научных разработок в разных отраслях дефектологии, связывая их с различными категориями аномальных детей. |