Файл: Г заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт
(Наименование института)
«Дошкольная педагогика, прикладная психология»
(Наименование кафедры, центра, департамента)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1
по учебному курсу «Специальная детская психология»


СТУдент Черкашина Виктория Владимировна

(И.О. Фамилия)

ГРУППА ДФОбд-1901г
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Еник Оксана Алексеевна
(И.О. Фамилия)


Тольятти 2022

Задание 1.1 Заполните таблицу «Причины отклонений в психическом развитии ребенка»

Виды причин

Причины и их краткая характеристика


Внешние (экзогенные) факторы:

А) Тяжелые инфекционные заболевания
Б) Интоксикации -


В) Тяжелые дистрофии во время беременности,

Г) Заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.

Д) Венерические заболевания беременной женщины.
Е) Травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе


Ж) Длительная асфиксия

Могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни
женщина переносит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие

болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств или алкоголя.
нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении.
К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров. Или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз).
В результате заболевания сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.
также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием природовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмерно быстрых родах.

удушение во время родов также может обусловить развитие умственной отсталости ребенка


Внутренние (эндогенные):
А) Нарушения белкового и углеводного обмена в организме:

Б) Болезни младенца на ранних этапах жизни:


Фактор наследственности, который проявляется, в хромосомных заболеваниях.

фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланишидроксилазы — фермента, превращающего фенилаланил в тирозин.
воспалительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат причинами умственной отсталости

Неблагоприятные факторы природной среды.

Резко повышенная радиация, неблагополучная экологическая обстановка той местности, где живет семья.

Неблагоприятные факторы социальной среды.


Тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необходимого для его физического и умственного развития.



Задание 1.2

Заполните таблицу «Специальная детская психология в трудах отечественных ученых»

Отечественные ученые

Область изучения

Мария Семеновна Певзнер


Советский психиатр, психолог, дефектолог. Вела серьёзную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И. Н. Маркова. посвящённую изучению психопатических форм поведения в детском возрасте. Под её руководством разрабатывалось новое направление — генетическое изучение аномальных детей. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определяется новое направление отечественной педагогической науки — клиническая дефектология.



Груня Ефимовна Сухарева


Советский психиатр, основоположник детской психиатрии в СССР. Известна первым в научной литературе описанием симптомов детского аутизма


Владимир Иванович Лубовский


Основное направление научных исследований В. И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с умственными и физическими недостатками. Продолжая и развивая идеи Л. С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.



Елена Самойловна Слепович


является самым крупным исследователем в сфере специальной психологии на территории Беларуси и одним из крупнейших - на территории постсоветского пространства. За время своей профессиональной деятельности ею было опубликовано более 150 работ. Из них большая часть посвящена исследованиям детей с отклонениями в психофизическом развитии. Наиболее значительная монография "Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития" (1990) была издана не только на русском языке, но и по инициативе зарубежных коллег переведена на японский.



Виктор Васильевич Лебединский


Более 30 лет посвятил изучению психопатологии детского возраста, основал психологию аномального развития — направление, находящееся на стыке психологии, дефектологии, детской психиатрии, детской неврологии, этологии, психоанализа, создал оригинальную классификацию нарушений психического развития.

Основные идеи, лежащие в основе оригинальной типологии дизонтогенеза, изложены в научном труде В. В. Лебединского «Нарушения психического развития в детском возрасте». Книга была переиздана 7 раз.

В последние годы совместно с М. К. Бардышевской разрабатывал теорию многоуровневого строения системы эмоциональной регуляции, интерес к данной проблематике представлен в совместном учебном пособии «Диагностика эмоциональных нарушений у детей». В настоящее время работу на кафедре нейро- и патопсихологии продолжают ученики и коллеги В. В. Лебединского.

Клара Самойловна Лебединская


Советский и российский детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ дефектологии первой в СССР группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом.

Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном двух направлений — это эмоциональная сфера детей и подростков, страдающих умственной отсталостью и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР.

В конце 1970-х — начале 1980-х годов К. С. Лебединскую все больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает при НИИ Дефектологии первую в нашей стране группу, специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Наиболее известные ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении — Никольская О. C., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. До сих пор они являются ведущими специалистами в России по этому вопросу. Под её руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским клинико-психологической классификации дизонтогенеза создается концепция понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого нарушения, начинаются научные разработки проблемы.

Последней монографией Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991). В ней изложены основы средств ранней диагностики и ранней коррекции аутизма. В 1992 году К. С. Лебединская завершает своё обобщающее исследование, оформленное как докторская диссертация — «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема»

Татьяна Александровна Власова


изучала проблемы комплектования и состава учащихся специальных школ, исследовала особенности психического развития детей с нарушениями слуха. Полученные данные были обобщены в книге: «О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка», способствовавшей упорядочению отбора детей в специальные школы. Систематизировала результаты научных разработок в разных отраслях дефектологии, связывая их с различными категориями аномальных детей.