Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 04 Специальное дошкольное образование Дисциплина Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом (пятый семестр).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом (пятый семестр)


Выполнил:

слушатель Коновалова Людмила Васильевна

Преподаватель:

Мороз Татьяна Сергеевна

2023 год

Задание 1. Практическое задание 1

Цель: Закрепление и расширение знаний содержания музыкального искусства, его выразительных средств и жанров

Задание 1.На рисунке представлен нотный ряд, дайте название каждому звуку



do, re, mi, fa, sol, la, si

Задание 2. Заполните пропуски:

1)    Расстояние между звуками одинаковых ступеней называется –октавой.

2)    Общий объем звукоряда от самых низких звуков до самых высоких называется - диапазон.

3)    Нотный стан состоит из 5 горизонтальных линеек (нотных линий), на которых располагаются ноты и другие знаки нотного письма. Линии нотного стана нумеруются снизу вверх.

4)     Пиано - это степень силы звучания.

5)    Мелодией называется одноголосно выраженная музыкальная мысль посредством последовательности звуков, организованных в ладовом и метроритмическом отношениях.

6)    Интервал — это соотношение двух звуков в одновременном или последовательном сочетании.

7)    Тональность — это высота, на которой расположена тоника лада. Название тональности соответствует названию ее лада, к примеру: До мажор, Ре минор и т.д.

Задание 3. Опишите значение музыки в воспитании детей.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Музыкальная культура личности - это процесс открытия человеком ценностей произведений искусства для себя, уровень их восприятия и освоения.


Музыка вызывает у людей духовное удовольствие, наслаждение. Без удовольствия, наслаждения, которые дают человеку труд, наука, искусство, его жизнь оказывается обедненной и бессмысленной. Музыка способна успокаивать и утешать людей, снимать психическое напряжение, помогает преодолевать стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней.

В большинстве своем все люди испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни, но, к сожалению, это в основном радио и ТВ-репертуар. Назначение музыкальных произведений связывается с развлечением и отдыхом, музыка, по их мнению, помогает расслабиться после рабочего дня, корректирует эмоциональное состояние.

Задача педагогов дошкольных учреждения - по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важно сформировать у юной личности самостоятельность в эстетической оценке действительности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются нам важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.



Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Ребенок с самого раннего детства начинает узнавать знакомые мелодии и различать высоту и силу звуков (высокий - низкий, громкий - тихий), двигается в соответствии с характером музыки, умеет выполнять простейшие движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, называет простейшие музыкальные инструменты.

Приобщение к музыкальному искусству в детском саду осуществляется музыкальными руководителями и воспитателями на музыкальных занятиях, утренней гимнастике, праздниках и развлечениях, в самостоятельной музыкальной деятельности и продолжается в школе на уроках музыки. Поэтому педагоги должны иметь специальное образование, а также необходимые знания о специфике возраста.

         Содержанием музыкального воспитания дошкольников является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

В области восприятия развитие идет от простейших различений маленькими детьми наиболее ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцированию звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий. У старших дошкольников восприятие еще недостаточно дифференцированно: не имеет целенаправленного характера, часто непроизвольно (непреднамеренное восприятие). Поэтому в сочетании с аналогичными особенностями внимания, восприятие ребенка обычно привлекается яркостью, наглядностью.

Наглядные пособия на музыкальных занятиях необходимы дошкольникам не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания. Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться. В.А. Сухомлинский в своих работах отмечал, что «внимание маленького ребенка - это капризное "существо". Оно кажется мне пугливой птичкой,
которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребенка - если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник".

         Ребенок младшего дошкольного возраста, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить  у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков.   Детей необходимо подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. Например, некоторые песни нужно петь бодро и весело, а другие - нежно и ласково.

Эмоциональная отзывчивость на музыку - это центр музыкальности ребенка, основа его музыкальной деятельности, необходимая для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения в исполнительской и творческой деятельности.

На музыкальных занятиях также активизируется познавательная и умственная деятельность. Дети о многом узнают, внимательно слушая произведение. Однако воспринимают они лишь самые общие его черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребенком будут поставлены задачи вслушаться, различить, сравнить, выделить выразительные средства. Эти умственные действия обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний ребенка, придают им осмысленность.

В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольников, особенно существенно формирование музыкально - сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различение и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы).

Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека.

Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:


1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Таким образом, необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы в будущем быть способными его приумножать.