Файл: Критерии и методика оценивания выполненных олимпиадных заданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КРИТЕРИИ И МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ
ВЫПОЛНЕННЫХ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ
муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе
7 класс
2022/2023 учебный год
Максимальная оценка результатов участника возрастной группы (7 класс) определяется арифметической суммой всех баллов, полученных за выполнение двух заданий по критериям, и не должна превышать 50 баллов.
Задание 1.
Предметы (художественные детали в произведении) могут многое
рассказать о героях. Прочитайте два фрагмента:
Фрагмент №1
«Однажды он нашел на свалке мандолину. Сначала замер, не решаясь поверить своим глазам, а потом нагнулся и осторожно и быстро схватил мандолину за гриф – чтоб никто не опередил – и воровато оглянулся: не видит ли никто, как он радуется.
В детстве, когда еще была мама, у них дома была мандолина. Похожая на эту – только не такая потрепанная и со струнами. Мама иногда снимала мандолину со стены, чуть подкручивала колки, садилась, будто обнимая мандолину всем телом, будто вбирая ее в живот – и играла. Пальцы мамины легко прикасались к струнам – будто бабочки вспархивают неслышно – и в доме все становилось музыкой. Странной музыкой, какими-то печальными и пронзительными напевами – их Мусорщик помнит до сих пор.
И может даже напеть – но не станет, потому что зачем будить прошлое?
Мусорщик притащил мандолину домой, вытер ее хорошенько. Покрыл лаком, замазал большую трещину и натянул новые струны. Он снимает иногда
2 мандолину со стены, обнимает ее всем телом, словно втягивая в живот, и тихо сидит так. Он не умеет играть так, как мама, но может только представлять, как по квартире волнами расходится музыка – странные и печальные напевы, словно из далеких и непонятных стран, где воздух, может быть, пахнет морской солью или апельсиновыми деревьями, цветущей черемухой или свежей огородной зеленью» (Дарья Вильке. «Мусорщик»)
Фрагмент №2
«Надобно сказать правду, что сначала ему (Акакию Акакиевичу
Башмачкину) было несколько трудно привыкнуть к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился, как будто какой-то другой человек присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределенные черты» (Н.В. Гоголь. «Шинель»)
Ответьте на вопросы, опираясь на прочитанные вами тексты:
1) На какую значимую деталь (предмет) каждый из авторов обращает внимание читателей? Назовите эти детали.
2) Проследите, повлияла ли эта деталь на жизнь каждого из героев, изменила ли её, наполнила ли новым смыслом, побудила о чем-то вспомнить?
3) Как деталь (предмет) в каждом из текстов характеризует героев?
4) Постарайтесь вспомнить фрагменты из других художественных текстов (1-2 произведения), где бы деталь (предмет, вещь) играла важную роль в жизни героев. Назовите деталь (предмет), который повлиял на героя, его
3 жизнь, отношение к себе, окружающим, к миру в целом, укажите автора и название произведения.
Комментарии к заданию 1. Задание предполагает навыки выборочного анализа (анализ художественной детали) двух фрагментов художественных произведений классической (Н.В. Гоголь «Шинель») и современной литературы (Дарья Вильке «Мусорщик») с опорой на поставленные к текстам вопросы.
Оценивание задания 1.
1. Дан ответ на первый вопрос: названы обе детали (мандолина, шинель) -
4 балла, названа одна деталь - 2 балла. Максимальный балл - 4.
2.
Дан развёрнутый аргументированный ответ на вопрос, свидетельствующий о понимании фрагмента текста - 5 баллов.
Аргументированный ответ на вопрос, свидетельствующий о понимании фрагмента текста не дан - 0 баллов. Баллы от 4 до 1 могут выставляться в зависимости от того, насколько глубоко понят текст и верно подобрана аргументация. Максимальный балл – 5.
3.
Дан развёрнутый аргументированный ответ на вопрос, свидетельствующий о понимании фрагмента текста - 5 баллов.
Аргументированный ответ на вопрос, свидетельствующий о понимании фрагмента текста не дан - 0 баллов. Баллы от 4 до 1 могут выставляться в зависимости от того, насколько глубоко понят текст и верно подобрана аргументация. Максимальный балл – 5.
4. Если ответ полный, а именно: названа деталь, указан автор и название произведения, то выставляется 3 балла за каждый пример. При увеличении количества контекстов количество баллов не может быть больше указанного значения. Максимальный балл - 6.
Всего за первое задание - 20 баллов.
4
Задание 2. Творческое задание
Писатель Исаак Бабель сказал однажды, что может написать
историю о женщине, если ему покажут, что в её сумке.
Вообразите, что главная героиня потеряла (оставила, забыла) свою сумку на вокзале, в аэропорту, в метро, в кафе...
Опишите 1-2 предмета, которые могут лежать в её сумке (если вы найдёте в сумке героини что-то интересное, необычное – тем лучше для вашей истории). Подумайте, есть ли в этой сумке что-то жизненно важное, что нельзя терять, что очень дорого героине по какой-то причине?
Представьте себе того, кто нашёл эту сумку. Знает ли этот человек её владельца? Какие между ними могут быть или могут развиваться отношения?
Чем эта история может закончиться?
Напишите небольшой рассказ. Придумайте название написанной вами истории.
Комментарии к заданию 2. Участники олимпиады должны понять поставленные перед ними задачи и создать связный текст в заданном жанре
(жанр рассказа) с учётом описанных в задании условий. Объём созданного текста не влияет на оценивание работы. Но участник олимпиады должен отразить в тексте ответа все поставленные задачи.
Оценивание задания 2. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на шкалу оценок, которая прилагается к заданию.
Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр
– оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
5
№
Критерии
Баллы
1. Соответствие текста жанру рассказа
1) Текст полностью соответствует жанру рассказа
– 20 баллов.
2) Текст соответствует заявленному жанру, но есть несущественное нарушение художественной формы - 19-15 баллов.
3) Текст частично соответствует жанру 14 -10 баллов.
4) Текст в только в отдельных фрагментах соответствует жанру – 9-1 балла.
5) Текст не соответствует жанру – 0 баллов.
Максимальный балл -20
2.Оригинальность названия
1) Название оригинальное и точное – 3 балла
2) Название неоригинальное, но точное // оригинальное, но неточное – 1-2 балла
3) Названия нет – 0 баллов
Максимальный балл - 3
3.Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность
1) Работа характеризуется композиционной цельностью, её смысловые части логически связаны, в созданном тексте есть все необходимые композиционные элементы, характерные для жанра рассказа (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) -3 балла
2) В созданном тексте допущено несущественное нарушение композиции - 1-2 балла
3) Допущены существенные нарушения композиции прозаического текста - 0 баллов
Максимальный балл - 3
4.Общая грамотность работы
(учитываются только речевые и грамматические ошибки)
1) В работе участника олимпиады нет речевых и грамматических ошибок -4 балла.
2) В работе участника олимпиады допущено 2 ошибки: речевых и/или грамматических - 3 балла.
3) В работе участника олимпиады допущено 3 – 4 ошибки: речевых и/или грамматических - 2 балла.
4) В работе участника олимпиады допущено 5 и более ошибок: речевых и/или грамматических - 0 баллов.
Максимально 4 балла.
Максимальный балл за творческое задание – 30 баллов.
6
Для удобства проверки можно воспользоваться сводной таблицей оценивания двух заданий:
Максимальный балл за первое и второе задания – 50 баллов.
Задание
№1
Вопрос 1
(макс.4 б.)
Вопрос 2
(макс.5 б.)
Вопрос 3
(макс.5 б.)
Вопрос 4
(макс.6 б.)
Итог
(макс.20 б.)
Задание
№2
Критерий 1
(макс.20 б.)
Критерий 2
(макс.3 б.)
Критерий 3
(макс.3 б.)
Критерий 4
(макс.4 б.)
Итог
(макс. 30 б.)