ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
-
Ф.И.О: Соболева Инна Ивановна -
Место работы: МБОУ «Хохольский лицей» -
Должность: учитель -
Предмет: математика -
Класс: 10 -
Тема и номер урока в теме: Тригонометрическая запись комплексного числа. Урок №4 в теме «Комплексные числа» -
Базовый учебник:
-
Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А. Г. Мордкович, П.В.Семенов - М.: Мнемозина 2009 г.; -
Алгебра и начала математического анализа 10 класс. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень)/ А. Г. Мордкович, П.В.Семенов - М.: Мнемозина 2009 г..
-
Цель урока: формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия тригонометрическая запись комплексного числа; изучение системы аналитических вычислений wxMaxima. -
Формируемые предметные результаты: умеют представлять в тригонометрической форме комплексное число; формулируют алгоритм записи числа в тригонометрической форме. -
Формируемые метапредметные результаты:
- личностные универсальные учебные действия: проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, владеют навыками совместной деятельности.
- регулятивные универсальные учебные действия: умеютпоставить учебную задачу, определить последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, прогнозировать, контролировать и корректировать знания; осознают качество и уровень усвоения; проявляют способность к мобилизации сил и энергии.
- познавательные универсальные учебные действия: изучают система аналитических вычислений wxMaxima, как новый инструмента для решения математических задач; установление причинно-следственные связи; строят логической цепи рассуждений; выдвигают гипотезы и их обосновывают; самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
-
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний -
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная -
Необходимое техническое оборудование: компьютеры по количеству учащихся, интерактивная доска, графическая оболочка wxMaxima, карточки с заданиями, раздаточный материал. -
Структура и ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||
Познавательные | Регулятивные | Личностные и коммуникативные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный момент: тема; цель; задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты. | Проверяет готовность к уроку. Создаёт положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Включаются в деловой ритм урока. | | | самоопределение; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний и умений | Организует повторение материала: 1) В какой координатной четверти расположены точки, соответствующие комплексным числам z1=1+2i; z2=-2+5i; z3=-3-2i; z4, если ? 2) Решите уравнения: а) zRe z=1; б) z Re z =-1; в) z Im z =i; г) z Im z =-i | Отвечают устно на вопросы учителя. | моделирование; знание геометрической модели множества комплексных чисел | оценка (осознание качества и уровня усвоения) | развитие устной научной речи, умение слушать и говорить |
| Целеполагание и мотивация | Создаёт проблемную ситуацию. Пусть точка С соответствует некоторому комплексному числу. ∆ОСD – прямоугольный а = ОСcos, b = ОСsin. Ответить на вопросы: Если в алгебраическую запись комплексного числа подставить эти равенства, то мы сможем получить новую запись числа? А как она, по-вашему мнению будет называться, если в ней присутствуют тригонометрические функции? Так какая же тема урока сегодня? Какая цель нашего урока? | Формулируют тему урока. Формулируют цель: изучение понятия тригонометрическая запись комплексного числа; изучение системы аналитических вычислений wxMaxima. | формулирование информационного запроса; самостоятельное выделение-формулирование цели урока | уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | проявление интереса к новому содержанию постановка вопросов; участие в коллективном обсуждении вопроса; уметь устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умеют аргументировать своё мнение |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий | Разъясняет базовые знания: Любое комплексное число (кроме нуля) можно записать в тригонометрической форме: , где – это модуль комплексного числа, а – аргумент комплексного числа. Изобразим на комплексной плоскости число . Для определённости и простоты объяснений расположим его в первой координатной четверти, т.е. считаем, что : Модулем комплексного числа называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Модуль комплексного числа стандартно обозначают: или . По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: . Аргументом комплексного числа называется угол между положительной полуосью действительной оси и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: . Аргумент комплексного числа стандартно обозначают: или . Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента: . Формулы для нахождения аргумента будут разными, это зависит от того, в какой координатной четверти лежит число . 1) Если (1-ая и 4-ая координатные четверти), то аргумент нужно находить по формуле . 2) Если (2-ая координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле . 3) Если (3-я координатная четверть), то аргумент нужно находить по формуле . | Фиксируют в тетради основные понятия. | знание понятие тригонометрической формы комплексного число, условия нахождения аргумента в зависимости от того, в какой координатной четверти лежит число . | умение аналитически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи | умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
4 | Организация первичного закрепления | Предлагает выполнить задания при комментированном решении. Рассмотрим простейшие примеры, когда комплексные числа располагаются на координатных осях. 1) Представим в тригонометрической форме число . 2) Представим в тригонометрической форме число . 3) Представим в тригонометрической форме число . 4) Представим в тригонометрической форме число . Внимание! Ни в коем случае нельзя использовать четность косинуса, нечетность синуса и проводить дальнейшее «упрощение» записи. 5) Представим в тригонометрической форме число . | Работают в тетради индивидуально. По одному человеку выходят к доске. 1) Найдем его модуль и аргумент. Расчет по формуле: , (число лежит на действительной положительной полуоси). Таким образом, число в тригонометрической форме: 2) , 3) , . 4) , , 5) Поскольку (случай 2), то Выполняют №34.11; №34.14; №34.23 | построение логической цепи рассуждений; создание способов решения проблем | контроль (сличения способа действия и его результата с заданным эталоном); оценка (осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению); волевая саморегуляция | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
5 | Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала. | Выявляет пробелы изученного материала, корректирует выявленные пробелы, обеспечивая закрепление в памяти детей знаний и способов действий. Самостоятельная работа в парах.Одна работа на двоих. Необходимо рационально распределить задания друг с другом, чтобы успеть выполнить работу. Учитель выписывает правильные ответы на доску для конечной самопроверки. Карточка 1: Карточка 2: | Решают типовых задания. Карточка 1: Выполнить №34.1 (а,в) Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а) , б) . Карточка 2: Выполнить №34.1 (б,г) Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а) , б) . Выполняют взаимопроверку, путём обмена тетрадями и проверяют по ответам, предложенным учителем и учебником. | умение структуировать знания | контроль, коррекция, самоконтроль и оценка одноклассника. | управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6 | Закрепление изученного материала. | Сообщает, что контроль правильности выполнения задания можно осуществлять с помощью системы аналитических вычислений wxMaxima. Разъясняет: Комплексное число в Maxima определено в алгебраической форме с помощью сложения действительной части выражения и произведения %i (мнимой единицы) и мнимой части. Вычисление модуля комплексного числа осуществляется функцией cabs. Аргумент комплексного выражения вычисляется при помощи функции carg. Комплексный аргумент - θ в пределах [−π, π] таким образом, что r exp (тета %i) = z где r - модуль комплексного числа z. Следует учитывать, что carg - вычислительная функция, не предназначенная для упрощения комплексных выражений. Пример: Вычислить модуль и аргумент комплексных чисел а) ; б) z=12; в)z=-4; г) z=2+3i Вычислим модуль данных чисел. а)Наберите: cabs(-1-%i*sqrt(3)) (модуль этого комплексного числа равен 2). А теперь вычислим аргумент этих чисел. а)Наберите: carg(-1-%i*sqrt(3)) (аргумент числа ). | Ведут запись в тетради. Набирают и получают: Выполняют №34.24 в Maxima. | умение применять систему аналитических вычислений wxMaxima; установление причинно-следственных связей | преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную; совместно с учителем прогнозирование результата; | сотрудничество в поиске и сборе информации; оценивание усваиваемого содержания; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы |
7 | Обобщение и систематизация знаний. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний и способов действий, а также недостатки в знаниях и способах действий, устанавливает причины выявленных недостатков.Контроль темы проводит в форме индивидуального выполнения проверочной работы. | Выполняют проверочную работу. Ведут запись в тетради. Делают проверку на комьютере в системе аналитических вычислений wxMaxima. Вариант 1: №1. Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а) б) . №2. Изобразите на координатной плоскости множество точек z, удовлетворяющих условию а) ; б) . Вариант 2: №1. Запишите комплексное число в стандартной тригонометрической форме: а) б) . №2 . Изобразите на координатной плоскости множество точек z, удовлетворяющих условию а) ; б) . | умение осознанно применять алгоритм | умение проявлять способность к мобилизации сил и энергии | уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями |
8 | Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели. | Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде фраз, начиная ее словами:
Оценить отдельных учащихся. Проверить и оценить выполнение письменной проверочной работы. | Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты Отвечают на вопросы учителя: что узнали, чему научились и т.д. | | выделение и осознание степени усвоения материала | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и эмоции |
9 | Домашнее задание и инструктаж по его выполнению. | Обеспечивает понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Д/ з: п. 34; №34.5; №34.15 (а,в); №34.22; №34.25 | Записывают в дневники домашнее задание. | | | умение работать с учебником |