Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере континентальной хоккейной лиги (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ключевым этапом стратегического анализа является выявление и оценка факторов внешней и внутренней среды, определяющих способность организации достигать поставленных целей. Стратегический анализ позволяет выделить закономерности и тенденции развития отрасли и разработать эффективную стратегию развития организации.

     Для оценки факторов внешней среды, влияющих на долгосрочную деятельность КХЛ, проведём STEP-анализ, основанный на рассмотрении четырех основных групп факторов: политико-правовых, экономических, социокультурных, технологических.    

     Анализ STEP-факторов позволяет создать целостное представление о внешней среде КХЛ и оценить её влияние на перспективы развития новой лиги. Одним из важнейших аспектов анализа стал поиск возможных и наиболее оптимальных вариантов реакции Лиги на воздействие факторов среды, определяющий основные особенности выстраивания стратегии развития КХЛ с учётом специфики её окружения. В целом внешнюю среду можно оценить как располагающую к плодотворному функционированию и развитию нового хоккейного проекта. С политической, экономической, социокультурной и технологической точек зрения, существует широкий простор для реализации идей, целей и задач КХЛ, основанный, в первую очередь, на надёжной поддержке проекта на самом высоком уровне и экономической обоснованности.

     Главные проблемы и препятствия на пути развития Лиги связаны с отсутствием опыта и традиций организации подобной структуры в стране, что руководители при грамотном подходе и всестороннем анализе могут компенсировать заимствованием опыта зарубежных коллег и построением эффективной системы коммуникаций, способной обеспечить популярность бренда и экономическую эффективность Лиги.

     Для оценки влияния на стратегические перспективы развития КХЛ внутренних факторов воспользуемся результатами исследования

английского специалиста М. Велча, проведённого на основе анализа

маркетинговой деятельности национальных лиг по игровым видам спорта (баскетболу, хоккею на льду и на траве, регби, волейболу, сквошу и теннису).  Исследователь выделяет ряд условий, выполнение которых

способствует долгосрочным интересам развития спортивной лиги в рыночной ситуации.  Проанализируем соответствие этим условиям КХЛ. 

Таблица 3

Условие

Положение в  КХЛ

1

Лига должна управляться 

национальной  федерацией по виду спорта;

КХЛ тесно сотрудничает с ФХР как по вопросам проведения чемпионата страны, так и в отношении сборной России по хоккею. Тем не менее, КХЛ является независимой от ФХР структурой, что обусловлено объективными причинами и самой концепцией Лиги.

2

Должны быть выработаны строгие правила,

регулирующие как сам процесс набора игроков, так и управление им;

КХЛ ещё не обладает устойчивой системой комплектации команд, но правила по набору игроков, порядке  проведения предсезонных сборов и тренировочного лагеря, сроки, формы и условия заявки и дозаявки хоккеистов, а также виды ответственности за нарушение правил чётко прописаны и регулируются спортивным регламентом и дисциплинарным регламентом

3

Должны быть введены строгие 

ограничения по уровню заработной платы игроков;

В КХЛ по примеру  ведущих мировых спортивных лиг  введён потолок зарплат игроков, но зафиксированное нарушение некоторыми клубами данного ограничения  не имело никаких последствий.

4

Должна существовать система 

компенсации за переход игроков из

одного клуба в другой;

На данный момент в Лиге совершенствуется система трансфера игроков. Выработаны основные положения по срокам переходов, условиям обмена хоккеистов

и компенсации  за переход из одного клуба в другой (Спортивный регламент)20, а также по выявлению нарушений и определению наказаний (Дисциплинарный регламент)

5

Чемпион лиги должен определяться в 

конце сезона в решающих играх;

Чемпиона КХЛ определяется по системе play-off (в решающих играх после завершения регулярного первенства). В концовке обоих сезонов функционирования КХЛ для определения чемпиона требовалось максимальное количество матчей финальной серии (7 игр).

6

Лига должна являться предметом 

корпоративного  маркетинга.

Руководители Лиги активно работают над созданием корпоративного имиджа КХЛ. Основные положения установлены Регламентом по маркетингу и коммуникация. КХЛ является предметом продвижения и проектом, направленным на широкую аудиторию потребителей хоккейного продукта.


Продолжение таблицы 3

Таким образом, можно говорить о том, что внутренняя среда КХЛ располагает к благоприятным перспективам развития Лиги. Проект находится на стадии развития и формирования традиций, поэтому важно уделить особое внимание перечисленным аспектам внутренней структуры и особенностей функционирования для укрепления позиций Лиги и

обеспечения прогресса в её развитии. В связи с этим важную роль играет построение эффективной системы коммуникаций КХЛ, обеспечивающей отлаженное взаимодействие участников Лиги и организующей взаимоотношения Лиги с внешней средой.

Основным недостатком Лиги, препятствующим её эффективному развитию, является отсутствие опыта организации коммерческой спортивной структуры в отечественном хоккее и традиций взаимодействия руководителей с участниками и болельщиками. Для решения этой проблемы необходимо привлечение квалифицированных спортивных менеджеров, специалистов по связям с общественностью и построение грамотной системы коммуникаций, способной обеспечить популярность бренда КХЛ и стабильную прибыль участникам Лиги.

     На данном этапе деятельность КХЛ во многом зависит от инвестиций крупных государственных и частных компаний, поэтому серьёзную угрозу для дальнейшего развития Лиги и участия в ней ряда клубов представляют последствия экономического кризиса. Тем не менее, очевидна необходимость коммерциализации профессионального хоккея и приведение работы клубов к самоокупаемости, что требует укрепления КХЛ финансово стабильными клубами (в том числе, европейскими) и разработки соответствующих статей регламента.

     Кроме того, одной из угроз, способной оказать влияние на успешность КХЛ, являются конкурентные виды спорта и зарубежные хоккейные лиги. Для минимизации влияния конкурентов и создания благоприятного имиджа собственной организации руководителям КХЛ

необходимо использовать все средства выстраивания эффективной коммуникации и технологии продвижения и укрепления бренда КХЛ. Одной из ключевых возможностей в этом направлении является использование опыта успешных спортивных лиг.

     Необходимо отметить, что, приходя на хоккейный матч, люди

хотят не просто увидеть хорошую команду или узнать результат противостояния, они, прежде всего, хотят получить удовольствие, поэтому при выстраивании бизнес-стратегии КХЛ необходимо учитывать не только спортивную составляющую, но и фактор развлекательности.


     Таким образом, выстраивание эффективной коммуникации с внешней и внутренней аудиторией будет способствовать позиционированию и продвижению КХЛ, позволит решить основные проблемы, снизить негативное влияние угрожающих развитию Лиги факторов и обеспечить функциональную и экономическую эффективность проекта. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первоначально термин «менеджмент» относился к сфере управления животными, и означало искусство управлять лошадьми. Чуть позже это термин был перенесен в сферу человеческих взаимоотношений. В переводе с английского глагол «to manage» означает управлять, а он в свое время произошел от латинского слова «manus», что означает рука.

Следовательно, в буквальном смысле термин «менеджмент» означает «руководство людьми». В связи с этим в современной теории и практике под термином «менеджмент» понимается процесс управления отдельным работником, трудовой группой, рабочим коллективом, различными организациями, функционирующих в современной рыночной среде.

Таким образом, важнейшим компонентом спортивного менеджмента являются физкультурно-оздоровительные и спортивные организации, которые выступают системообразующими элементами в отрасли физической культуры и спорта.

Учитывая вышесказанное, можно сформулировать определение спортивного менеджмента. Спортивный менеджмент – это теория и практика эффективного управления в организациях с физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности в условиях рынка. Современный специалист, так называемый менеджер, по физической культуре и спорту – это такой человек, который способен нестандартно 46 мыслить в любой ситуации и профессионально решать поставленные ему задачи в организационно-управленческой деятельности.

К сожалению, в России теория и практика современного спортивного менеджмента находится лишь на начальной стадии своего развития. Однако, признание и развитие спортивного менеджмента как самостоятельной профессии осуществляется довольно быстрыми темпами, невзирая на большое количество преград: − отсутствие абсолютной автономии в работе спортивных менеджеров, − научные базы знаний по спортивному менеджменту не сформированы, − отсутствует подробно разработанный кодекс морального поведения для спортивных менеджеров, − компетентность менеджера спортивной индустрии изучено недостаточно, а, следовательно, и модель ее формирования.

Проанализировав ряд правовых и нормативных документов в сфере физической культуры и спорта, приведем примерный перечень возможных должностей, которые могут занять менеджеры спортивной индустрии:


− Директора спортивных школ;

− Заместители директоров спортивных школ;

− Президенты/председатели спортивных клубов;

− Заместители президентов/председателей спортивных клубов;

− Начальники отделов спортивных клубов;

− Президент различных спортивных федераций (ассоциаций, союзов) и др.

Континентальная хоккейная лига (КХЛ) создана в 2008 году для проведения ежегодных турниров сильнейших клубных хоккейных команд России, СНГ и Европы. Победитель этого соревнования становится обладателем кубка Гагарина, а с сезона 2009/10 года – чемпионом Открытого чемпионата России по хоккею с шайбой. Организационное и профессиональное развитие спорта высших достижений с использованием современных бизнес-технологий в интересах спортсменов, болельщиков, телевидения, рекламодателей; развитие и популяризация хоккея, пропаганда здорового образа жизни, привлечение к активным занятиям хоккеем детей, подростков, молодежи и других категорий населения Российской Федерации и других стран – основные цели деятельности лиги. Темпы создания столь обширной и разветвленной организации являются поистине беспрецедентными в мировой практике: с 27 марта 2008 года, официальной даты передачи Федерацией хоккея России Континентальной хоккейной лиге прав на проведение первенства России по хоккею, до 2 сентября, начала первого сезона КХЛ, прошло 128 дней. Решить широкий круг задач и проблем в такие сжатые сроки стало возможным, опираясь на опыт развития советского, российского и мирового хоккея.

Учредителями КХЛ стала группа компаний, среди которых как компании c государственным участием, так и частные. Почти половина из 24 клубов, вошедших в лигу в первом сезоне, являются непосредственными участниками ее бизнес-начинаний. По своей сути создание лиги можно считать национальным проектом, что нашло отражение в поддержке ее деятельности премьер-министром России Владимиром Путиным: «КХЛ – это не только спортивный проект, это проект, который позволяет нам серьезным образом думать о восстановлении гуманитарного пространства на постсоветской территории, потому что он будет объединять людей из бывших республик Советского Союза.

Председателем совета директоров Континентальной хоккейной лиги на начальном этапе ее деятельности являлся руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин, в октябре 2008 года возглавивший созданный попечительский совет лиги. Новым председателем совета директоров был избран легендарный капитан сборной страны, неоднократный чемпион мира, Олимпийских игр Вячеслав Фетисов.