Файл: 1. Характеристика специальных образовательных условий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10. Особенности дошкольного и школьного программно - методического сопровождения сопровождению учебно-воспитательного процесса
Необходимо обеспечить комплексное психолого)педагогическое со) провождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть: • в штатном расписании или по договору с ППМС)центром специа) листов психолого)педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; • организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образова) тельной программы; 12 • организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей; • должно быть организовано привлечение специалистов психолого) педагогического сопровождения к участию в проектировании и органи) зации образовательного процесса
11. Правовое регулирование образования детей с ОВЗ
На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья на территории РФ регулируется: Конституцией РФ, Федеральным законом об образовании в РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597.
12. Положения современного стандарта начального общего образования
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 1 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования*(1).
Стандарт включает в себя требования:
-
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; -
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений; -
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 2 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
-
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 3 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
-
Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения*(2).
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 4 изложен в новой редакции
См. текст пункта в предыдущей редакции
4. Начальное общее образование может быть получено:
-
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме); -
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.
В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, при реализации образовательной программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 5 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
5.Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 6 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
6. Стандарт направлен на обеспечение:
-
равных возможностей получения качественного начального общего образования; -
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; -
преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования; -
сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России; -
единства образовательного пространства Российской Федерации; -
демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность; -
формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом; -
условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 7 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; -
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; -
ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; -
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; -
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; -
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования; -
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; -
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 8 внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
8. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:
-
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):
-
любящий свой народ, свой край и свою Родину; -
уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; -
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
13. Возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных и интеграционных школах
Интеграционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает все больше пространства в сфере социальных исследований российского общества и чаще используется в практике общеобразовательных учреждений. В то время как идея интеграционного образования, заявленная в законодательстве о социальной защите инвалидов, так и не нашла отражения в российском правовом поле, опыт такого обучения постепенно «приживается» на российской почве, благодаря инициативам родителей, изыскивающим способы развития новых образовательных форм. Вместе с тем, остаются открытыми вопросы, определяющие специфику интеграционного образования и преимущества развития этой формы обучения в современных экономических условиях. С одной стороны, интеграционное обучение обосновывается повышением доступности и качества образовательных услуг, преимуществами развития и социализации детей с инвалидностью, возможностями улучшения условий обучения для всех учащихся за счет методических и организационных изменений, осуществляемых в интересах учеников, испытывающих трудности в учебе. С другой стороны, оно противопоставляется существующей системе специального коррекционного образования, как способствующей депривации, изоляции и сегрегации учащихся, закрепляющей отношение к детям и взрослым инвалидам как к девиантам и исключающей реструктуризацию социального порядка, в результате чего появляются предложения о закрытии коррекционных школ. Подобная концепция интеграционного образования вызывает широкий