Файл: 1. Характеристика специальных образовательных условий.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


10. Особенности дошкольного и школьного программно - методического сопровождения сопровождению учебно-воспитательного процесса 

Необходимо обеспечить комплексное психолого)педагогическое со) провождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа». Для этого надо предусмотреть: • в штатном расписании или по договору с ППМС)центром специа) листов психолого)педагогического сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидностью, нуждающихся в нем; • организовать деятельность специалистов в форме консилиума для выявления, обследования детей, разработку Индивидуальной образова) тельной программы; 12 • организовать в соответствии с разработанной программой процесс сопровождения детей; • должно быть организовано привлечение специалистов психолого) педагогического сопровождения к участию в проектировании и органи) зации образовательного процесса

11. Правовое регулирование образования детей с ОВЗ 

На сегодняшний день образование детей с ограниченными возможностями здоровья на территории РФ регулируется: Конституцией РФ, Федеральным законом об образовании в РФ, Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597.

12. Положения современного стандарта начального общего образования 

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 1 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования*(1).

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

  • к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.


Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении начального общего образования, самоценность начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 2 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

  1. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья применяется настоящий Стандарт с учетом специальных требований и (или) федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 3 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

  1. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, независимо от формы получения образования и формы обучения*(2).

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 пункт 4 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. Начальное общее образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);

  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.

В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, при реализации образовательной программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.



Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 5 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5.Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации.

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 6 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

6. Стандарт направлен на обеспечение:

  • равных возможностей получения качественного начального общего образования;

  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

  • преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

  • сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

  • единства образовательного пространства Российской Федерации;

  • демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, организации, осуществляющей образовательную деятельность, функционирования системы образования в целом;

  • условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.


Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 7 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1643 в пункт 8 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

8. В соответствии со Стандартом при получении начального общего образования осуществляется:


  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

13. Возможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных и интеграционных школах 

Интеграционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья занимает все больше пространства в сфере социальных исследований российского общества и чаще используется в практике общеобразовательных учреждений. В то время как идея интеграционного образования, заявленная в законодательстве о социальной защите инвалидов, так и не нашла отражения в российском правовом поле, опыт такого обучения постепенно «приживается» на российской почве, благодаря инициативам родителей, изыскивающим способы развития новых образовательных форм. Вместе с тем, остаются открытыми вопросы, определяющие специфику интеграционного образования и преимущества развития этой формы обучения в современных экономических условиях. С одной стороны, интеграционное обучение обосновывается повышением доступности и качества образовательных услуг, преимуществами развития и социализации детей с инвалидностью, возможностями улучшения условий обучения для всех учащихся за счет методических и организационных изменений, осуществляемых в интересах учеников, испытывающих трудности в учебе. С другой стороны, оно противопоставляется существующей системе специального коррекционного образования, как способствующей депривации, изоляции и сегрегации учащихся, закрепляющей отношение к детям и взрослым инвалидам как к девиантам и исключающей реструктуризацию социального порядка, в результате чего появляются предложения о закрытии коррекционных школ. Подобная концепция интеграционного образования вызывает широкий