Файл: 1. Характеристика специальных образовательных условий.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общественный резонанс со стороны инвалидов, специалистов, сведущих в вопросах коррекционного образования, а также представителей общественного мнения, что создает прецедент противостояния в решении вопроса, требующего консолидации и вдумчивого осмысления.
До сих пор остается «открытым» вопрос об определении категории детей, нуждающихся в интеграционном образовании, и оценке их доли и численности по регионам России. Имеющиеся статистические показатели - количество детей-инвалидов, получающих социальные пенсии (554 тыс. чел. в 2006 г.), численность обучающихся и воспитанников с «отклонениями в развитии», посещающих коррекционные учреждения (224,6 тыс. чел. в 2006 г.), и численность учащихся, посещающих классы для детей с отклонениями в развитии, организованные при общеобразовательных учреждениях (177,8 тыс. чел. в 2006 г.), объединяют различные категории детей, как по степени сложности ограничений жизнедеятельности, так и по специальным потребностям в образовании. Являются ли все эти категории детей потенциальными потребителями образовательных услуг системы интеграционного образования, или речь идет только о детях, пользующихся услугами коррекционных школ? Поскольку большая часть из перечисленных категорий детей - дети-инвалиды и учащиеся коррекционных классов - и так уже учатся в массовых школах, без каких-либо специальных условий для интеграционного обучения, не совсем понятно, в чем состоит специфика решаемой задачи. Противоречивые мнения возникают также по ряду экономических причин, важнейшей из которых является неравенство в экономическом развитии субъектов Федерации, определяющих политику в области образования детей-инвалидов, приводящее к значительным различиям в уровне развития образовательных и социальных услуг, а также в их качестве. Исследования, проведенные на разных территориях РФ, могут иметь прямо противоположные результаты в зависимости от экономического благополучия региона и приоритетов его социальной политики. В условиях, когда большинство субъектов РФ имеют «внутренние» экономические проблемы, репутация коррекционного образования находится под угрозой дискредитации из-за хронического недофинансирования системы в целом, недоукомплектованности кадров, а также по ряду других, не связанных с образованием конъюнктурных и коммерческих обстоятельств.
И последнее. Результаты поспешных реформ российской системы образования (включая подушевое финансирование, профильное обучение, ЕГизацию и двух уровневую систему высшего образования), пока еще не получившие положительной оценки в обществе, как по своему содержанию, так и по качеству исполнения, убеждают в том, что коррекционное образование может также не устоять под натиском очередных нововведений, тем более что предлог для его реформирования сливается с тенденцией сокращения социальных функций государства и «сворачивания» социального пакета, предназначенного для инвалидов. Только за один учебный год (с 2005/2006 по 2006/2007 гг.) в РФ сокращение количества коррекционных образовательных учреждений произошло по шести из восьми видам, в том числе: для умственно отсталых детей (с 1361 до 1333 единиц), для незрячих (с 18 до17 единиц), для слабовидящих и поздноослепших (с 94 до 91), для слабослышаших и позднооглохших (с 87 до 85 единиц), для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с 77 до 74 единиц), для детей с задержкой психического развития (с 131 до 125 единиц). При этом особенно тревожит то, что закрытие коррекционных образовательных школ происходит на фоне «омоложения» детской инвалидности в России, за счет постепенного перераспределения детей, впервые признанных инвалидами, в сторону самых младших возрастов - от 0 до 3-х лет (20,1% в 2000 г., 36,9% в 2006 г. по РФ), а, соответственно, расширения доли будущих потребителей специальных образовательных услуг.
Мнение широкого круга участников образовательного процесса, как в коррекционных так и в интеграционных школах, представляющих отечественный опыт решения вопросов обучения детей с инвалидностью, сформированный под влиянием территориальных, социально-экономических и культурно-исторических особенностей, пока еще не достаточно представлено и изучено, чтобы противопоставлять одну форму обучения другой: интеграционную - традиционной специальной. Результаты анализа глубинных интервью, проведенных с учителями и директорами коррекционных и интеграционных школ в городе Москве, а также родителями детей-инвалидов, обучающихся в этих учреждениях, показывают различия в социально-экономических функциях коррекционного и интеграционного образования, и, соответственно, в содержании образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья в том и другом случае.
14. Создание условий для повышения качества дошкольного образования
Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования:
- нормативно-правовое обеспечение;
- создание здоровьесберегающей системы в дошкольной организации;
- личностно - ориентированная система образования;
- организация инновационной деятельности в ДОО;
- создание условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров.
15. Модернизация условий по охране и укреплению здоровья и духовно-нравственного развития.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»)
—любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
—владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
—готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
16. Совершенствование системы мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской федерации, отмечается потребность усиленного внимания государства и общества к такой важной подсистеме как дошкольное образование. Эффективность организации и результатов управленческого мониторинга в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления ДОУ: стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим, на начальном этапе работы по разработке модели службы мониторинга возникает необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывного мониторинга, мотивации субъектов Мониторинга, координации и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценке качества образования.
Методы, используемые в процессе мониторинга
1. Анализ документации:
– Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
– Образовательная программа ДОУ, годовой план, месячные планы;
– Информационные базы данных;
– Планы повышения квалификации и аттестации кадров;
– Программно-методическое обеспечение;
– Аналитические справки по результатам контроля;
– Целевые проекты, инновационные направления, обеспечивающие развитие ДОУ;
– Отчеты; справки по проверкам, акты, опросы
2. Анализ заболеваемости детей;
3. Анализ организации питания детей в ДОУ;
4. Анализ финансово-экономической деятельности ДОУ;
5. Уровень профессиональной деятельности воспитателей, специалистов, заместителя заведующей по ВМР и другие;
6. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса (воспитателями, специалистами, родителями);
7. Анализ материалов, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса.
8. Интервьюирование, анкетирование, направленное на изучение различных проблем, возникающих у воспитателей, специалистов, родителей и др.
9. Включенное наблюдение (за состоянием воспитательно-образовательного процесса, методической, хозяйственной деятельностью);
10. Психолого-педагогические методы диагностики состояния воспитательно-образовательного процесса и другие.
17. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии
18. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработа... ... Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др
19. Распределение различных видов занятий между воспитателями и дефектологами детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида.
Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателем в группе компенсирующего обучения. . Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя. в коррекционно-развивающей группе. ... Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития. .
20. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
До сих пор остается «открытым» вопрос об определении категории детей, нуждающихся в интеграционном образовании, и оценке их доли и численности по регионам России. Имеющиеся статистические показатели - количество детей-инвалидов, получающих социальные пенсии (554 тыс. чел. в 2006 г.), численность обучающихся и воспитанников с «отклонениями в развитии», посещающих коррекционные учреждения (224,6 тыс. чел. в 2006 г.), и численность учащихся, посещающих классы для детей с отклонениями в развитии, организованные при общеобразовательных учреждениях (177,8 тыс. чел. в 2006 г.), объединяют различные категории детей, как по степени сложности ограничений жизнедеятельности, так и по специальным потребностям в образовании. Являются ли все эти категории детей потенциальными потребителями образовательных услуг системы интеграционного образования, или речь идет только о детях, пользующихся услугами коррекционных школ? Поскольку большая часть из перечисленных категорий детей - дети-инвалиды и учащиеся коррекционных классов - и так уже учатся в массовых школах, без каких-либо специальных условий для интеграционного обучения, не совсем понятно, в чем состоит специфика решаемой задачи. Противоречивые мнения возникают также по ряду экономических причин, важнейшей из которых является неравенство в экономическом развитии субъектов Федерации, определяющих политику в области образования детей-инвалидов, приводящее к значительным различиям в уровне развития образовательных и социальных услуг, а также в их качестве. Исследования, проведенные на разных территориях РФ, могут иметь прямо противоположные результаты в зависимости от экономического благополучия региона и приоритетов его социальной политики. В условиях, когда большинство субъектов РФ имеют «внутренние» экономические проблемы, репутация коррекционного образования находится под угрозой дискредитации из-за хронического недофинансирования системы в целом, недоукомплектованности кадров, а также по ряду других, не связанных с образованием конъюнктурных и коммерческих обстоятельств.
И последнее. Результаты поспешных реформ российской системы образования (включая подушевое финансирование, профильное обучение, ЕГизацию и двух уровневую систему высшего образования), пока еще не получившие положительной оценки в обществе, как по своему содержанию, так и по качеству исполнения, убеждают в том, что коррекционное образование может также не устоять под натиском очередных нововведений, тем более что предлог для его реформирования сливается с тенденцией сокращения социальных функций государства и «сворачивания» социального пакета, предназначенного для инвалидов. Только за один учебный год (с 2005/2006 по 2006/2007 гг.) в РФ сокращение количества коррекционных образовательных учреждений произошло по шести из восьми видам, в том числе: для умственно отсталых детей (с 1361 до 1333 единиц), для незрячих (с 18 до17 единиц), для слабовидящих и поздноослепших (с 94 до 91), для слабослышаших и позднооглохших (с 87 до 85 единиц), для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (с 77 до 74 единиц), для детей с задержкой психического развития (с 131 до 125 единиц). При этом особенно тревожит то, что закрытие коррекционных образовательных школ происходит на фоне «омоложения» детской инвалидности в России, за счет постепенного перераспределения детей, впервые признанных инвалидами, в сторону самых младших возрастов - от 0 до 3-х лет (20,1% в 2000 г., 36,9% в 2006 г. по РФ), а, соответственно, расширения доли будущих потребителей специальных образовательных услуг.
Мнение широкого круга участников образовательного процесса, как в коррекционных так и в интеграционных школах, представляющих отечественный опыт решения вопросов обучения детей с инвалидностью, сформированный под влиянием территориальных, социально-экономических и культурно-исторических особенностей, пока еще не достаточно представлено и изучено, чтобы противопоставлять одну форму обучения другой: интеграционную - традиционной специальной. Результаты анализа глубинных интервью, проведенных с учителями и директорами коррекционных и интеграционных школ в городе Москве, а также родителями детей-инвалидов, обучающихся в этих учреждениях, показывают различия в социально-экономических функциях коррекционного и интеграционного образования, и, соответственно, в содержании образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья в том и другом случае.
14. Создание условий для повышения качества дошкольного образования
Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования:
- нормативно-правовое обеспечение;
- создание здоровьесберегающей системы в дошкольной организации;
- личностно - ориентированная система образования;
- организация инновационной деятельности в ДОО;
- создание условий для непрерывного профессионального роста педагогических кадров.
15. Модернизация условий по охране и укреплению здоровья и духовно-нравственного развития.
-
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей; -
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»)
—любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
— любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
—владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
—готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
— доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение;
— выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
16. Совершенствование системы мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской федерации, отмечается потребность усиленного внимания государства и общества к такой важной подсистеме как дошкольное образование. Эффективность организации и результатов управленческого мониторинга в дошкольном учреждении достигается, когда отслеживание качества происходит на всех уровнях управления ДОУ: стратегическом, тактическом, оперативном. В связи с этим, на начальном этапе работы по разработке модели службы мониторинга возникает необходимость формирования общих целей по отслеживанию качества образования, распределения прав и обязанностей между работниками, организации непрерывного мониторинга, мотивации субъектов Мониторинга, координации и регулирования совместных действий для исключения хаотичности и стихийности в экспертизе и оценке качества образования.
Методы, используемые в процессе мониторинга
1. Анализ документации:
– Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
– Образовательная программа ДОУ, годовой план, месячные планы;
– Информационные базы данных;
– Планы повышения квалификации и аттестации кадров;
– Программно-методическое обеспечение;
– Аналитические справки по результатам контроля;
– Целевые проекты, инновационные направления, обеспечивающие развитие ДОУ;
– Отчеты; справки по проверкам, акты, опросы
2. Анализ заболеваемости детей;
3. Анализ организации питания детей в ДОУ;
4. Анализ финансово-экономической деятельности ДОУ;
5. Уровень профессиональной деятельности воспитателей, специалистов, заместителя заведующей по ВМР и другие;
6. Удовлетворенность субъектов образовательного процесса (воспитателями, специалистами, родителями);
7. Анализ материалов, связанных с научно-методическим обеспечением образовательного процесса.
8. Интервьюирование, анкетирование, направленное на изучение различных проблем, возникающих у воспитателей, специалистов, родителей и др.
9. Включенное наблюдение (за состоянием воспитательно-образовательного процесса, методической, хозяйственной деятельностью);
10. Психолого-педагогические методы диагностики состояния воспитательно-образовательного процесса и другие.
17. Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии
-
нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); -
с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией); -
с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); -
с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); -
с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
18. Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях.
Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексным программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонениям в развитии и утвержденными Министерством образования РФ. Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработа... ... Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, — образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения и др
19. Распределение различных видов занятий между воспитателями и дефектологами детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида.
Взаимодействие учителя-дефектолога с воспитателем в группе компенсирующего обучения. . Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя. в коррекционно-развивающей группе. ... Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития. .
20. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.
Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.