Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По общему правилу землевладельцем уплачивается налог на землю самостоятельно, после того, как налоговой инспекцией присылается уведомление. Налоговое уведомление – документ, который содержит расчет суммы налога и порядок его уплаты, который направляет налоговый орган налогоплательщику. Сроком уплаты налогаявляется время, в течение которого налогоплательщиком должна быть исполнена своя обязанность по внесению суммы обязательного платежа в бюджет государства.
При неуплате земельного налога землевладельцем, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях он штрафуется на сумму в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если же он запоздывает с уплатой налога, то на его сумму начисляются пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России за каждый пропущенный день.
Сумма земельного налога рассчитывается, опираясь на площадь земельного участка, а точнее, на налоговую базу. Налоговой базой является характеристика объекта налогообложения, которая служит основой для определения размера налога.
В площадь земельного участка, которая облагается налогом, включается земля, которая занята строениями и сооружениями различного рода.
Сумма налога
Рассмотрим ставки земельного налога.
Ставкой налога является размер налога с единицы объекта налогообложения. Ставка может быть:
-
плоская (одинаковая для всех объектов), -
прогрессивная (увеличивается с ростом объекта налогообложения) -
регрессивная (уменьшается с ростом объекта налогообложения). [10, c.202]
Ставки устанавливают в виде стабильных платежей в расчете на год. Так как земельный налог отнесен к числу местных, Налоговом кодексом Российской Федерации устанавливаются только его максимально возможные, предельные, ставки. Поэтому для того, чтобы узнать ставку налога, который действует на территории, где расположен нужный участок, нужно обращаться к местному законодательству.
Органами местного самоуправления ставки земельного налога могут повышаться, но не более чем в 2 раза.
Одной из причин повышения ставки являются благоприятные условия размещения земельных участков. Кроме того, налог на земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога на сельскохозяйственные угодья аналогичного качества на селе. Увеличение ставки налога происходит в том случае, если землевладельцем длительно не используется свой земельный участок либо используется не по целевому назначению (в этом случае происходит удвоение ставки).
3.2Проблемы земельного налога и возможные пути их решения
При переходе к кадастровому исчислению земельного налога выявляются существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Благодаря обзору законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков можно обратить внимание на отдельные сложности, которые связаны с администрированием земельного налога.
Самым распространенным недостатком выступает определение налоговой базы, без которой невозможно уплатить налог. Многими муниципальными образованиями не предоставлены в налоговые органы в полном объёме информация об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.
Данная проблема является актуальной для земельных участков сельскохозяйственного назначения. Изучение проблемы позволяет сегодня утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей складывается из-за того, что межевание осуществляется недостаточными темпами, а также кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.
В сведениях о земельных участках и их правообладателях, которые получают налоговые органы из регистрационной службы согласно статье 396 Налогового кодекса [1, c.46], присутствует до 40% сведений с незаполненными кадастровыми номерами или кадастровыми номерами нарушенной структуры, то есть с отсутствием размеров долей в праве собственности на земельные участки. Другими словами, отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты.
На сегодняшний день данная проблема остаётся неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, которая передается муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Другой немаловажной проблемой является налогообложение земельных участков, которые заняты под объекты недвижимости, особенно под многоквартирные дома. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, сразу происходит возникновение вопроса о правомерности уплаты земельного налога.
На этот счёт Минфин России подготовил ряд официальных разъяснений, сутью которых является следующее:
1) Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 (ред. О 07.06.2013) № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»[4] земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
2) Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса [3, c.152]собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка (а при их отсутствии — документы, которые подтверждают право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Ещё одной из наиболее часто встречающихся проблем, выступает проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. Решение этой проблемы возможно следующим образом.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» [5] определено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.
Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Заключение
В курсовой работе были подробно рассмотрены следующие виды земельной ренты: дифференциальная, абсолютная, монопольная, строительная и лесная ренты. Самыми распространёнными видами являются абсолютная и дифференциальная земельная рента.
В курсовой работе были рассмотрены проблемы земельного налога. Первая проблема - это недостаточное количество информации об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков. Всё это является следствием того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, а также кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды. А это несет за собой препятствия в работе налоговых органов и недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. На данный момент эта проблема остается неурегулированной. Налоговыми органами практически ежегодно перепроверяется база данных о земельных участках и их правообладателей.
Второй проблемой является налогообложение земельных участков, которые заняты под объекты недвижимости. Особенно это касается многоквартирных домов. Проблема усугубляется еще больше, если у налогоплательщиков недостаточно или вообще отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Для решения это проблемы Минфином России подготовил ряд официальных разъяснений: во-первых, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме; во-вторых, им принадлежит общее имущество, включающее данный земельный участок с элементами озеленения и благоустройства и иные объекты, расположенные на нем. Учитывая это и то, что имеются правоустанавливающие документы, налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Ещё одной из главных проблем выступает проблема предоставления налогоплательщикам информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков. Решение данной проблемы заключено в бесплатном предоставлении этих сведений в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости, а также на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Также следует отметить, что земельный рынок, как рынок факторов производства, будет востребован всегда. Земля в силу своей ограниченности будет всегда приносить своему владельцу прибыль. Земля всегда будет стабильным источником дохода для своего владельца, уступая немного банковским вкладам, в случае, если деньги были вложены в банк, а не в землю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
-
Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: РИОР, 2013.-46 с. -
Земельный кодекс Российской Федерации. Юридическая литература. М.: СевнИздат, 2013.-115 с. -
Жилищный кодекс Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. -152 с. -
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ [ред. От 07.06.2013] «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» http://www.consultant.ru -
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков» http://www.consultant.ru
Учебные пособия, монографии
-
Боголюбов С.А. Комментарий к Земельному кодексу РФ. – М.: Юлокс, 2010.-112 с. -
Гольцблат. А. Сделки с землей: купля-продажа, аренда, приватизация, ипотека - М., 2011.-68 с. -
Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: практ. пособие. - М., 2012. -34 с. -
Добрынин Н.В.Экономическая теория - Спб: «Питер» 3-е изд.; 2009.-187 с. -
Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение – Ростов на Дону: Феникс, 2009.-202 с. -
Липец Ю.Г. Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. - М., 2008.-164 с. -
Налоги и налогообложение. 5-е изд./Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –СПб.: Питер. 2009.-53 с. -
Налоги и налогообложение: Учебник/Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев и др.; Под ред. Д.Г.Черника. – 3-е изд. -М.: МЦФЭР, 2008.-89 с. -
Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В. Г. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2009.-65 с. -
Олейникова И. Н. Налоговая система РФ. – Таганрог: Издательство ТРТУ, 2009.-98 с.
Статьи
-
Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2013. №6. -15 с. -
Ковальчук А. Земельный рынок России. // Отечественные записки. № 1. 2012.-256с. -
Комов Н.В. Социально-экономические и правовые аспекты становления земельных отношений в России// Земельный вестник России. № 1. 2012. – 5 с. -
Кресникова Н. Становление земельного рынка в РФ// Экономика сельского хозяйства в России. 2010. №3.-9 с.
Электронные ресурсы
20.Официальный сайт Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. [Электронный ресурс] http://r59.kadastr.ru/d/t/www/print.htm