Файл: Технология сборки машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

Рыбинский Государственный Авиатехнологический университет

имени П.А. Соловьева


Факультет авиатехнологический

Кафедра «Технология авиационных двигателей и

общего машиностроения»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


По учебной дисциплине

«Технология сборки машин»

Выполнил студент

группы СПТ-16

Третьяков М.А.

Рыбинск 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Практическая работа № 1 «Разработка технологических схем сборки узлов и машин»........................................................................................................ 3

Практическая работа № 2 «Сборочные размерные цепи»........................................................................................................................ 7

Практическая работа № 3 «Размерный анализ конструкции»............... 10

Практическая работа № 4 «Проектирование маршрутных технологических процессов сборки узлов и машин»......................................... 20


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ СБОРКИ УЗЛОВ И МАШИН

Цель работы – изучение методики технологического анализа сборочного чертежа для определения оптимальной последовательности присоединения деталей на узловой и общей сборке.

Турбина привода постоянных оборотов – воздушная, центростремительная. Служит для поддержания номинальных оборотов генератора. Воздух в сопловой аппарат турбины подводится из-за второго каскада компрессора.

Турбина состоит из корпуса, соплового аппарата, ротора, диффузора и центробежного выключателя. Общий чертеж турбины ППО представлен на рисунке 1.



Рисунок 1 – Турбина ППО

Нарисуем эскиз сборочного узла детали турбины ППО с помощью программы КОМПАС 3D (рисунок 2). Спецификация изделия представлена в таблице 1.




Рисунок 2 – Эскиз турбины ППО
Таблица 1 – Спецификация турбины ППО

Номер

Наименование

Количество

1

Гайка ротора турбины

1

2

Шестерня ротора

1

3

Ротор

1

4

Гайка

1

5

Распорное кольцо

1

6

Обойма

1

7

Шариковый подшипник

1

8

Корпус турбины ППО

1

9

Винт М6

4

10

Кольцо жиклерное

1

11

Втулка распорная

1

12

Роликовый подшипник

1

13

Втулка для подшипника

1

14

Втулка

1

15

Кольцо регулирующее

1

16

Лабиринт

1

17

Сопловый аппарат

1

18

Кольцо

1

19

Винт М8

6

20

Прокладка

1



Составим графическую схему сборки (рисунок 3).



Рисунок 3 – Графическая схема сборки турбины ППО
Вывод: в ходе работы была изучена методика технологического анализа сборочного чертежа детали турбины ППО, определена оптимальная последовательность присоединения деталей на узловой и общей сборке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

СБОРОЧНЫЕ РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ

Цель работы – освоение методики анализа сборочных чертежей с целью выявления размерных связей между составными частями сборочных единиц узлов и машин.
На рисунке 1 представлен эскиз турбины ППО, содержащий схемы размерных цепей.



Рисунок 1 – Эскиз турбины ППО

Уравнения размерных цепей.

1. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить расстояние для того, чтобы конец винта не находился в одной плоскости с поверхностью соплового аппарата. Уравнение размерной цепи:

,

где – толщина стенки корпуса турбины ППО; – толщина прокладки; – толщина стенки лабиринта; – толщина стенки соплового аппарата; – длина стержня винта, – зазор.

2. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы шестерная ротора упиралась во внутреннее кольцо шарикового подшипника, а не во втулку. Уравнение размерной цепи:

,

где – высота распорного кольца; – высота внутреннего кольца шарикового подшипника;

– высота втулки подшипника; – зазор.

3. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы гайка ротора входило в резьбовое зацепление с ротором полностью, тем самым прижала все детали с требуемой силой. Уравнение размерной цепи:

,

где – высота гайки ротора турбины; – высота шестерни ротора; – высота распорного кольца; – высота внутреннего кольца шарикового подшипника; – толщина стенки втулки подшипника; – высота распорной втулки; – высота внутреннего кольца роликового подшипника; – толщина стенки втулки; – высота регулирующего кольца; – длина вала ротора; – зазор.


4. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при его изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы втулка подшипника упиралась в распорную втулку, а не в ротор, что обеспечит его вращение. Уравнение размерной цепи:

,

где – высота распорной втулки; – высота внутреннего кольца роликового подшипника;
– толщина стенки втулки; – высота регулирующего кольца; – длина вала ротора; – зазор.
Вывод: в ходе работы было выявлено 4 размерные цепи между составными частями сборочных единиц и узлов турбины ППО.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

РАЗМЕРНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ

Цель работы – освоение методики размерного анализа конструкции, освоение навыков расчета размерной цепи для всех методов достижения точности замыкающего звена.
На рисунке 1 представлен эскиз конструктивного узла турбины ППО с изображением размерной цепи.



Рисунок 1 – Эскиз конструктивного узла турбины ППО

Задача. Обеспечить силовое замыкание между ступенью вала и корпусом подшипника. Замыкающим звеном является размер . Из служебного назначения механизма следует, что минимальный зазор должен быть равен 0, а максимальный – 0,4 мм. Следовательно, поле допуска на зазор будет равно:



а координата середины поля допуска



Уравнение размерной цепи, определяющей величину зазора,

.

Задачу можно решить пятью методами достижения требуемой точности замыкающего звена с целью их сопоставления.
1 Метод полной взаимозаменяемости

При этом методе должно быть соблюдено условие в линейной размерной цепи

Учитывая степень сложности достижения требуемой точности составляющих звеньев, устанавливаем подбором:



Принимаем координаты середин полей допусков:



Координату середины поля допуска четвертого звена находим из уравнения:






Следовательно,

Правильность назначения допусков проверяем, подставив значения и соответственно через и , установленные при расчете допусков:





Сопоставление с условиями задачи показывает, что допуски установлены верно.

2 Метод неполной взаимозаменяемости

Задаем значение коэффициента риска Допустим, что в данном случае риск P = 1%, при котором риск экономически оправдан.

Полагая, что условия изготовления деталей таковы, что распределение отклонений размеров будет близким к закону Гаусса, принимаем:

Учитывая трудности достижения требуемой точности каждого составляющего звена, устанавливаем подбором следующие величины полей допусков:



Правильность подбора допусков можно проверить по формуле:



Устанавливаем следующие координаты середин полей допусков:



Правильность установленных допусков может быть проверена по формулам:





По результатам расчета назначим предельные отклонения размеров составляющих звеньев:

3 Метод групповой взаимозаменяемости

При решении задачи методом групповой взаимозаменяемости, прежде всего, необходимо установить число групп, на которые должны быть рассортированы детали после изготовления, и значение производственного допуска замыкающего звена.