ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Рыбинский Государственный Авиатехнологический университет
имени П.А. Соловьева
Факультет авиатехнологический
Кафедра «Технология авиационных двигателей и
общего машиностроения»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
По учебной дисциплине
«Технология сборки машин»
Выполнил студент
группы СПТ-16
Третьяков М.А.
Рыбинск 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Практическая работа № 1 «Разработка технологических схем сборки узлов и машин»........................................................................................................ 3
Практическая работа № 2 «Сборочные размерные цепи»........................................................................................................................ 7
Практическая работа № 3 «Размерный анализ конструкции»............... 10
Практическая работа № 4 «Проектирование маршрутных технологических процессов сборки узлов и машин»......................................... 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ СБОРКИ УЗЛОВ И МАШИН
Цель работы – изучение методики технологического анализа сборочного чертежа для определения оптимальной последовательности присоединения деталей на узловой и общей сборке.
Турбина привода постоянных оборотов – воздушная, центростремительная. Служит для поддержания номинальных оборотов генератора. Воздух в сопловой аппарат турбины подводится из-за второго каскада компрессора.
Турбина состоит из корпуса, соплового аппарата, ротора, диффузора и центробежного выключателя. Общий чертеж турбины ППО представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Турбина ППО
Нарисуем эскиз сборочного узла детали турбины ППО с помощью программы КОМПАС 3D (рисунок 2). Спецификация изделия представлена в таблице 1.
Рисунок 2 – Эскиз турбины ППО
Таблица 1 – Спецификация турбины ППО
Номер | Наименование | Количество |
1 | Гайка ротора турбины | 1 |
2 | Шестерня ротора | 1 |
3 | Ротор | 1 |
4 | Гайка | 1 |
5 | Распорное кольцо | 1 |
6 | Обойма | 1 |
7 | Шариковый подшипник | 1 |
8 | Корпус турбины ППО | 1 |
9 | Винт М6 | 4 |
10 | Кольцо жиклерное | 1 |
11 | Втулка распорная | 1 |
12 | Роликовый подшипник | 1 |
13 | Втулка для подшипника | 1 |
14 | Втулка | 1 |
15 | Кольцо регулирующее | 1 |
16 | Лабиринт | 1 |
17 | Сопловый аппарат | 1 |
18 | Кольцо | 1 |
19 | Винт М8 | 6 |
20 | Прокладка | 1 |
Составим графическую схему сборки (рисунок 3).
Рисунок 3 – Графическая схема сборки турбины ППО
Вывод: в ходе работы была изучена методика технологического анализа сборочного чертежа детали турбины ППО, определена оптимальная последовательность присоединения деталей на узловой и общей сборке.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
СБОРОЧНЫЕ РАЗМЕРНЫЕ ЦЕПИ
Цель работы – освоение методики анализа сборочных чертежей с целью выявления размерных связей между составными частями сборочных единиц узлов и машин.
На рисунке 1 представлен эскиз турбины ППО, содержащий схемы размерных цепей.
Рисунок 1 – Эскиз турбины ППО
Уравнения размерных цепей.
1. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить расстояние для того, чтобы конец винта не находился в одной плоскости с поверхностью соплового аппарата. Уравнение размерной цепи:
,
где – толщина стенки корпуса турбины ППО; – толщина прокладки; – толщина стенки лабиринта; – толщина стенки соплового аппарата; – длина стержня винта, – зазор.
2. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы шестерная ротора упиралась во внутреннее кольцо шарикового подшипника, а не во втулку. Уравнение размерной цепи:
,
где – высота распорного кольца; – высота внутреннего кольца шарикового подшипника;
– высота втулки подшипника; – зазор.
3. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при её изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы гайка ротора входило в резьбовое зацепление с ротором полностью, тем самым прижала все детали с требуемой силой. Уравнение размерной цепи:
,
где – высота гайки ротора турбины; – высота шестерни ротора; – высота распорного кольца; – высота внутреннего кольца шарикового подшипника; – толщина стенки втулки подшипника; – высота распорной втулки; – высота внутреннего кольца роликового подшипника; – толщина стенки втулки; – высота регулирующего кольца; – длина вала ротора; – зазор.
4. Для обеспечения нормальной работы турбины ППО, необходимо при его изготовлении и сборке обеспечить зазор для того, чтобы втулка подшипника упиралась в распорную втулку, а не в ротор, что обеспечит его вращение. Уравнение размерной цепи:
,
где – высота распорной втулки; – высота внутреннего кольца роликового подшипника;
– толщина стенки втулки; – высота регулирующего кольца; – длина вала ротора; – зазор.
Вывод: в ходе работы было выявлено 4 размерные цепи между составными частями сборочных единиц и узлов турбины ППО.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
РАЗМЕРНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИЙ
Цель работы – освоение методики размерного анализа конструкции, освоение навыков расчета размерной цепи для всех методов достижения точности замыкающего звена.
На рисунке 1 представлен эскиз конструктивного узла турбины ППО с изображением размерной цепи.
Рисунок 1 – Эскиз конструктивного узла турбины ППО
Задача. Обеспечить силовое замыкание между ступенью вала и корпусом подшипника. Замыкающим звеном является размер . Из служебного назначения механизма следует, что минимальный зазор должен быть равен 0, а максимальный – 0,4 мм. Следовательно, поле допуска на зазор будет равно:
а координата середины поля допуска
Уравнение размерной цепи, определяющей величину зазора,
.
Задачу можно решить пятью методами достижения требуемой точности замыкающего звена с целью их сопоставления.
1 Метод полной взаимозаменяемости
При этом методе должно быть соблюдено условие в линейной размерной цепи
Учитывая степень сложности достижения требуемой точности составляющих звеньев, устанавливаем подбором:
Принимаем координаты середин полей допусков:
Координату середины поля допуска четвертого звена находим из уравнения:
Следовательно,
Правильность назначения допусков проверяем, подставив значения и соответственно через и , установленные при расчете допусков:
Сопоставление с условиями задачи показывает, что допуски установлены верно.
2 Метод неполной взаимозаменяемости
Задаем значение коэффициента риска Допустим, что в данном случае риск P = 1%, при котором риск экономически оправдан.
Полагая, что условия изготовления деталей таковы, что распределение отклонений размеров будет близким к закону Гаусса, принимаем:
Учитывая трудности достижения требуемой точности каждого составляющего звена, устанавливаем подбором следующие величины полей допусков:
Правильность подбора допусков можно проверить по формуле:
Устанавливаем следующие координаты середин полей допусков:
Правильность установленных допусков может быть проверена по формулам:
По результатам расчета назначим предельные отклонения размеров составляющих звеньев:
3 Метод групповой взаимозаменяемости
При решении задачи методом групповой взаимозаменяемости, прежде всего, необходимо установить число групп, на которые должны быть рассортированы детали после изготовления, и значение производственного допуска замыкающего звена.