Файл: Технология сборки машин.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Допустим, что расширение в три раза в данном случае является экономически обоснованным, в связи с чем число групп n равно 3.

Таким образом,

При расчете допусков должно быть соблюдено условие:



где и обозначены условно допуски увеличивающих и уменьшающих звеньев.

Согласно этому условию:



Отсюда:



Сообразуясь со степенью сложности изготовления деталей, установим групповые допуски

Устанавливаем поля допусков и координаты их середин для деталей каждой группы (таблица 1). При назначении координат середины полей допусков уравнение должно быть следующего вида:


Таблица 1




























I

0,2

-0,24

0,1

-0,1

0,02

-0,01

0,03

0,09

0,05

-0,02

0,4

0,2

II

0,2

-0,04

0,1

0

0,02

0,01

0,03

0,12

0,05

0,03

0,4

0,2

III

0,2

0,16

0,1

0,1

0,02

0,03

0,03

0,15

0,05

0,08

0,4

0,2



Две последние колонки таблицы показывают, что при соединении деталей в каждой из групп требуемые пределы зазора будут обеспечены.

Предельные отклонения размеров составляющих звеньев приведены в таблице 2.

Таблица 2

Группа











I











II











III












Таким образом, для обеспечения групповой взаимозаменяемости необходимо изготовить детали со следующими предельными отклонениями:



4 Метод пригонки

Для достижения требуемой точности зазора методом пригонки выберем в качестве компенсирующего звена размера

регулирующего кольца, изменение которого проще всего осуществить.

Установим на составляющие звенья экономически целесообразные значения полей допусков и координаты их середин.

Тогда производственный допуск замыкающего звена расширится до величины:



Наибольшая величина компенсации может быть равной:



Для того, чтобы создать на звене необходимый для пригонки слой материала, в координату середины полядопуска этого звена следует ввести поправку :



Поэтому следует установить:



Предельные отклонения размеров составляющих звеньев:


5 Метод регулирования с применением неподвижного компенсатора

Выберем в качестве компенсатора то же звено, что было взято при решении задачи по методу пригонки, и установим следующие допуски

0,4 – для звена ;

0,3 – для звена ;

0,05 – для звена ;

0,1 – для звена ;

0,15 – для звена ;

В размерной цепи К (рисунок 1) компенсации подлежат отклонения звеньев которые в сумме могут составлять:



В соответствии с этим наибольшая величина компенсации будет:



Найдем число ступеней компенсаторов N:




С целью упрощения расчета размеров компенсаторов рекомендуется назначать координаты середин полей допусков составляющих звеньев так, чтобы совместить одну из границ расширенного поля допуска замыкающего звена с соответствующей границей его поля допуска заданного служебным назначением изделия.

В связи с этим при совмещении нижних границ полей допусков замыкающего звена (рисунок 2) необходимо соблюдать условие:

;

;





Поскольку компенсации подлежат отклонения звеньев , то в расчете координат середин полей допусков компенсатор участвовать не должен.



Рисунок 2
Координата середины его поля допуска должна быть установлена независимо от координат середин полей допусков составляющих звеньев . С целью упрощения расчета размеров компенсаторов рекомендуется задавать координату середины поля допуска компенсирующего звена равной половине его поля допуска со знаком минус.

В данной задаче:



Таким образом,



Установим:



При установленных координатах середин полей допусков звеньев поле допуска займет относительно заданного поля допуска положение, показанное на рисунке 2.

При величине ступени компенсации, равной:



и числе групп компенсаторов , поле производственного допуска будет разбито на три зоны с границами, показанными на рисунке 2. Отклонения, возникающие в пределах той или иной зоны, должны компенсироваться путем постановки в изделие соответствующего регулирующего кольца (компенсатора).


Размер компенсатора первой ступени равен его номинальному размеру. Размеры компенсаторов каждой следующей ступени будут отличаться от размеров компенсаторов предшествующей ступени на величину ступени компенсации.

С учетом допуска на изготовление компенсаторов их размеры будут:







При задании размеров компенсаторов разницу в номиналах целесообразно перенести на координаты середин полей их допусков. Тогда отклонения размера должны быть равны:







На рисунке 2 можно видеть, как осуществляется компенсация отклонений, находящихся в различных зонах .

Если координаты середин полей допусков составляющих звеньев установлены произвольно, при определении размера компенсаторов первой ступени необходимо внести поправку в координату середины поля допуска компенсирующего звена:



где

причем значения установлены произвольно.

Если компенсатор является увеличивающим звеном, поправку вносят со своим знаком, а если уменьшающим звеном – с противоположным знаком.
Вывод: в ходе работы была освоена методика размерного анализа конструкции, освоены навыки расчета размерной цепи для всех пяти методов достижения точности замыкающего звена.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МАРШРУТНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ СБОРКИ УЗЛОВ И МАШИН

Цель работы – приобретение навыков в области проектирования технологических процессов сборки узлов и машин; оценка влияния конструктивных особенностей узлов на состав и последовательность сборочных операций; обеспечение требуемых показателей качества.