Файл: Становление и развитие цивилизаций. Древний Китай.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Становление и развитие цивилизаций. Древний Китай

 По утверждениям китайских учёных, возраст Китая может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Считается, что люди на территории Китая жили уже 2 млн лет назад. А первая китайская династия – Ся – начала править еще в 2700 году до н. э. Все последующие периоды связывают с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую. Условно время Древнего Китая можно разделить на шесть периодов.

Династия Ся

23–18 вв. до н. э.

Династия Шан-Инь

18–12 вв. до н. э.

Династия Чжоу

12–3 вв. до н. э.

Империя Цинь

3 в. до н. э.

Империя Хань

3 в. До н. э. – 3 в. Н. э.

По археологическим данным около пяти тысяч лет назад произошло вторжение в Китай с запада. Вторгшиеся племена были знакомы с земледелием и имели большие стада овец и крупного скота. Они строили хорошие дома, имели хорошо развитое общественное устройство. Племена поселились на берегах Хуанхэ, которую называют также Желтой рекой, и создали свое государство. На протяжении многих столетий они продолжали расселяться по Китаю.



Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров. Время их владычества воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот – великому Юю, начиная с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой династии
 Ся. Её последний недобродетельный представитель Цзе растерял свой авторитет и лишился поэтому морального права управлять Поднебесной. Он был побежден добродетельным Чэн Таном, основавшим новую династию Шань-Инь.



Три важнейших достижения присущи эпохе Шан-Инь: Употребление бронзы, возникновения городов, появление письменности. В иньское время стали возводить глинобитные стены, которыми окружали все крупные поселения - места сосредоточения ремесел, их можно считать городами. На территории города размещалась многочисленные дворцовые и храмовые здания, возводившиеся на глинобитных платформах. Появилось много специализированных производств, ремесло отделялось от земледелия. В результате войн с соседними народами к XI веку до н. э. влияние шанских правителей распространилось на восточные и центральные территории современного Китая. Иньцы значительно превосходили окружающие их народы с военной точки зрения — у них было профессиональное войско, использовавшее бронзовое оружие, луки, копья и боевые колесницы.

У них уже существовал лунный календарь и использовалась письменность — прообраз современного иероглифического китайского письма.

В XI веке до н. э. государство Шан было завоёвано коалицией народов во главе с правителем раннего государственного образования Чжоу — У-ваном.

Самый древний шёлк Китая (Хэнань) Шёлковые предметы из раскопок культуры Лянчжу включают шёлковые нити, плетёные шёлковые пояса, и кусочки из тканого шёлка. Фрагмент бронзового изделия, найденный около города Аньян и относящийся к эпохе династии Шан содержит первое известное письменное упоминание о шёлке.





Обширная территория государства Чжоу, охватывавшая практически весь бассейн реки Хуанхэ, вскоре распалась на множество соперничающих между собой самостоятельных государств. Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии — царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.



Период Чжоу (XI—III вв. до н. э.) делится на так называемые Западное и Восточное Чжоу, что связано с переездом правителя Чжоу в 770 году до н. э. под угрозой нашествия варварских племён из Цзунчжоу — первоначальной столицы государства — в Чэнчжоу. Земли в районе старой столицы были отданы одному из союзников правителя государства, который создал здесь новый удел Цинь. Впоследствии именно этот удел станет центром единой китайской империи. Период Восточное Чжоу, в свою очередь, разделяется на два периода:

  • Чуньцю («Период Весны и Осени» VIII—V века до н. э.);

  • Чжаньго («Период Сражающихся царств», V—III века до н. э.).

Арбалет, датирован VI веком до н. э. Китайская медная монета в виде мотыги. Лоян, VIII в. до н. э.

Период Чжаньго («Борющиеся царства», VIII вв. До н. э.) стал временем масштабных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идеологии, от освоения окраин до ведения войн. В этот период Китай вступил в железный век. Помимо роли в производстве, железные орудия буквально революционизировали армию. На смену колесницам пришла многочисленная и хорошо вооруженная пехота, а затем и конница.  Происходили сражения с участием многих десятков и сотен тысяч воинов, развивались военная стратегия и тактика, что нашло отражение в трактатах о военном искусстве (Сунь Цзы).

Период Чжаньго характеризуется радикальными изменениями в социальной, политический и экономической сферах, и, как реакцией на это, бурным взрывом мыслительной традиции. В тот период в Китае появилось большое количество учёных, философов, мыслителей, стратегов, которые оставили много сочинений. Среди философских школ данного периода основными являлись следующие течения: конфуцианство (основные представители  Мэн-цзы и Сюнь-цзы), моизм 
(Мо-цзы), легизм, даосизм, инь ян цзя (школа натурфилософов), бин-цзя (школа военных), нун-цзя (школа земледельцев).

Самые известные течения конфуцианство и даосизм.

Конфуций

 Главным принципом он считал постоянное совершенствование человека, общества и государства. Он исходил из идеи о высоком назначении человека как неотъемлемой части природы – Неба. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка – Шан-ди.

Даосизм

Лао-цзы

. В своем уединении он наслаждался досугом для спокойного размышления, которое даосы считают сущностно необходимым для нравственного совершенствования. Даосизм сосредоточен на вопросах здоровья, естественности поведения, долголетия, обретения бессмертия.
Даосизм зародился из народной религии, которая считается низшей ступенью даосизма. Главное понятие религии - «Дао» (Путь, Всеобщий Закон). Даосские практики включают в себя дыхательную гимнастику цигун, траволечение, фэншуй, алхимию, астрологию, несколько видов боевых искусств. В Китае действует множество школ, сект и ответвлений даосизма. Основных школ две: Северная (Цюаньчжэнь, Школа Совершенной Истины) и Южная (Чжэнъидао, Школа Истинного Единства)

Чжуан-цзы

В основном философия Чжуан-цзы является скептической и рассматривает жизнь безграничной, а знание ограниченным. Чжуан-цзы считал, что преследовать безграничное, имея только ограниченное, глупо. Наш язык и познание уже предполагает дао 
(путь), с которым каждый из нас связан прошлыми путями. Таким образом, мы должны понимать, что даже наши наиболее тщательно обдуманные выводы могли бы казаться ошибочными, если бы у нас был другой прошлый опыт. Чжуан-цзы считал, что наши естественные склонности смешиваются с приобретёнными. Выводы и выбор следующего шага обусловлен этим уникальным набором естественных и приобретённых свойств.

С ним связана даосская притча:

Однажды Чжуан-цзы приснилось, что он – бабочка. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуан-цзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он – Чжуан-цзы и не мог понять: снилось ли Чжуан-цзы, что он – бабочка, или бабочке снится, что она – Чжуан-цзы?!

В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств — Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь, Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное — Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Ши Хуан Ди — объединил весь Китай под своей властью

Так в середине III века до н. э. завершился период Восточного Чжоу.

Первый император Шихуанди — объединил Китай под своей властью, разделив новообразованную империю Цинь (221–206 до н.э.) на 36 провинций. Он объявил о прекращении всех войн, собрал у подданных оружие и переплавил, построив 12 больших монументов. Он упорядочил меры и веса, ввёл стандартное написание иероглифов, организовал жёсткую бюрократическую систему управления. В стране шли массовые работы по строительству каналов. Это способствовало развитию торговли и повышало эффективность управления.  По всей империи для Цинь Шихуанди было построено 700 дворцов. В период правления Цинь Шихуанди была возведена Великая Китайская стена и гигантская усыпальница для императора. В этой усыпальнице разместили 6000 терракотовых воинов-гвардейцев в натуральную величину. Стройки производились за счет жесточайшей эксплуатации, налоги для крестьян достигли 2/3 урожая. Приказано было уничтожить все произведения доциньской эпохи, чтобы людям неоткуда было узнать о старых временах и порядках. За приверженность древности и сопротивление реформам были казнены сотни ученых-конфуцианцев.