Файл: Протославяне древнейшие предки славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 604

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало

интересовались поли­тикой.

Судебная реформа. Почти одновременно с земской проводилась и реформа

судопроизводства. Новые Судебные уставы, принятые 20 ноября 1864 г.,

создали в России демократичную судебную систему. Поэтому принято считать

судебную реформу на­иболее прогрессивной и последовательной из всех либеральных

преобразований в 60-70-х гг. В дореформенной России суд был сослов­ным.

Судебными функциями наделялась ад­министрация. Помимо этого, существовали

специальные отраслевые суды - коммерчес­кие, вотчинные и др. Решение дел было

закры­тым, судоговорение свернутым, а сам процесс носил розыскной характер.

Судебные уставы 1864 г. наиболее по­следовательно проводили в жизнь

демократи­ческие принципы судопроизводства: гласность, выборность,

всесословность, состязательность, коллегиальность, независимость суда от

адми­нистрации, несменяемость судей и следовате­лей, равенство всех перед

судом. Вся судебная система России делилась на две части - мест­ный и общий

суд. Местный суд состоял из двух инстанций - волостного суда,

судившего толь­ко крестьян, и мирового суда, занимавшегося разбором

мелких дел. Более крупные дела вхо­дили в компетенцию окружного суда.

Вся тер­ритория страны была поделена на судебные ок­руга, в каждом из

которых создавался окруж­ной суд. В него входили гражданское и уголов­ное

отделения. Гражданские дела рассматри­вались так называемым «коронным

судом», а уголовные дела - «коронным судом» и 12 при­сяжными

заседателями. Присяжные назначались по жребию из представителей всех

сословий, После рассмотрения дела присяжные выноси­ли вердикт о виновности или

невиновности подсудимого. Все важные и сложные дела, по которым

предусматривались серьезные нака­зания, рассматривались только с участием

присяжных заседателей. Изменился и сам ход судебного процесса. Обвинение в суде

поддер­живал прокурор, а защиту осуществлял адво­кат, в ходе разбирательства

обе состязающиеся сто­роны считались равными. Роль адвоката, впервые

появившегося в суде, стала довольно важной. Еще одним завоеванием стала

гласность су­допроизводства. На судебные заседания допус­калась публика, их


материалы публиковались в прессе.

Военная реформа. Важнейшей составляющей преобразователь­ного процесса

была военная реформа. Ее иници­атором и руководителем по праву считают Д.А.

Милютина, старшего брата Н.А. Милюти­на, готовившего крестьянское

освобождение.

В 1861 г. он был назначен военным министром и сразу же приступил к

преобразованиям: сокра­тил срок службы для солдат с 20 до 12 лет, отменил

телесные наказания в армии, реоргани­зовал систему управления и

переподчинения военному министерству ряд войск. В середине 60-х гг. реформы

были продолжены: был при­нят новый военно-судебный устав, реорганизо­вана

система военных учебных заведений. Однако важнейшей заслугой Милютина явля­ется

отмена рекрутчины и введение всеобщей воинской повинности (1 января 1874

г.). Главной задачей военной реформы стала ре­организация армии (сокращение

численности войск в мирное время и быстрая мобилизация запаса в случае войны).

Воинская повинность распространялась на все мужское население с двадцатилетнего

возраста. Срок службы устанавливался в б лет для ар­мии и в 7 лет для флота.

Были введены многочисленные льготы для освобождения от действительной службы.

Неграмотных солдат обуча­ли на службе. Поражение в Крымской войне заставило

правительство задуматься о перевооружении армии. Это было возможно только в

случае раз­вития отечественной промышленности и сети железных дорог. Поэтому

технико-экономиче­ская реорганизация развернулась в 70-80-е гг. и включала в

себя замену артиллерийского парка, появление нарезного оружия, строи­тельство

парового флота. Таким образом, в по­реформенный период русская армия пережила

значительную реорганизацию. Кроме рассмотренных, в 60-70-х гг.

прово­дились финансовая, образовательная, цензурная реформы.

Значение реформ 60-70-х гг. XIX века:

· крестьяне получали гражданские права и становились полноправным

сословием;

· при освобождении крестьяне получали зе­мельный надел;

· создавалось местное самоуправление на на­чалах выборности,

всесословности;

· вводил­ся буржуазный имущественный ценз для участия в выборах;

· произошло разграничение сфер влияния общества и государства;

· появилась более демократическая судебная система;

· вводились новые принципы комплектова­ния, организации и

управления армии.

В целом, реформы способствовали развитию буржуазных отношений, создавали



условия для продолжения промышленного переворота и проведения

индустриализации. Однако в аг­рарном секторе реформы носили ограничен­ный

характер. Это проявлялось в сохранении общинного землевладения, в характере

наде­ления крестьян землей, в сохранении временно-обязанных отношений, в

порядке исчисле­ния выкупных платежей, в ограничении права собственности на

землю.

  1. Развитие капитализма в России: сельское хозяйство, промышленность, внутренний и внешний рынок, специфика формирования рабочего класса и буржуазии.

  2. Общественно-политическая мысль в России во второй половине XIX в.

К концу XIX в. Россия была самой крупной по территории из развитых стран. Она занимала шестую часть суши, простиралась от Германии до Аляски, от Афганистана до Заполярья.

Могучая военная держава, Россия имела армию в 950 тыс. человек. За вторую половину XIX в. государственный бюджет увеличился в 4,5 раза. Все управление страной сосредоточивалось в руках одного человека: к концу XIX в. Россия была одной из последних абсолютных монархий Европы.

“Император есть монарх самодержавный и неограниченный – гласили основные законы Российской империи. – Повиноваться верховной власти Его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает”. Всевластие самодержца нарушалось лишь 2-мя условиями: он не мог исповедовать неправославную веру и назначать себе наследника (по закону престол переходил старшему сыну).

Для управления огромной страной самовластному монарху требовалось все больше чиновников: за XIX в. аппарат увеличился в 7 раз. Чиновничество было связано сложной системой регламентов и правил: оно делилось на 14 классов – от действительного тайного советника до коллежского регистратора. Каждый класс имел свой мундир, титул, ордена. К низшему чиновнику обращались со словами "Ваше благородие", к высшим - "Ваше благородие".

Главными органами упр-я были министерства, введенные в 1802-1811 при Ал. II. Их к концу XIX в. существовало 11: военное, морское, иностранных дел, юстиции, народного просвещения и др. Объединенного правительства в России не было: полит. курс определял сам царь в ходе личных бесед с отд. министрами. Сильнее всех было Мин-во внутренних дел, ведавшее общей и секретной полицией, цензурой, неправославными исповеданиями и местной администрацией. Министру подчинялись губернаторы и уездные чиновники; к концу XIX в. в России было 97 губерний, по 10-15 уездов в каждой.


Император считался верховным главой православной церкви, властвуя над ней через собрание епископов – Святейший Синод. В ходе либеральных реформ 60-70-х гг. правительство отошло от чисто бюрократических методов управления страной: возникли местное (земское и городское) самоуправление, независимый суд, университетам была дана автономия, печати – относительная свобода. Но перемены не затронули устройства верховной власти, в ходе контрреформ 80-90-х гг. дарованные обществу права были урезаны.

Под скипетром российского монарха соединялось около 150 народностей; полный титул “Император Всероссийского, Царя Польского, Великого Князя Финляндского” включал свыше полусотни названий. Среди множества вероисповеданий Российской империи господствующей признавалась православная церковь, её одной была разрешена миссионерская деятельность, уход из неё воспрещался.

Российское общество делилось на сословия. Вне сословной системы стоял Российский императ. дом, связанный родством с английской, датской, греческой, немецкой и австрийской династиями. Родственники императора – великие князья – занимали по праву рождения высокие посты в армии и государстве. Высшим привилегированным сословием было дворянство, особо выделялись титулованные фамилии – княжеские, графские, баронские. “Благородное сословие” имело особые органы – уездные и губернские собрания, избирало предводителей дворянства, имевших большой вес в местном управлении. Исключ. из поместного дворянства назначались земские начальники – чиновники, ведавшие делами крестьян, дворяне господствовали и в земстве.

В России были купцы и духовенство, казаки, мещане и крестьяне. Крестьянство было сословием неполноправным. Оно не могло свободно распоряжаться своей землей, поскольку платило за неё выкуп после отмены крепостного права и было связано властью общины. Крестьяне не могли свободно передвигаться по стране, подвергались телесным наказаниям, в земства допускались с огромными ограничениями.

  1. Международные отношения и внешняя политика России в 70–90- е гг. XIX вв.

Основные направления внешнеполитичес­кой активности России в 60-90-х гг. XIX в.:

• урегулирование отношений с Турцией и европейскими державами после Крымской

войны;

• присоединение Средней Азии и Дальнего Востока.


После поражения в Крымской войне Россия оказалась во внешнеполитической

изоляции, поэтому она стремилась возвратить потерянный авторитет и, прежде

всего, добиться отме­ны статей Парижского мирного договора,

за­претивших держать флот и укрепления в Черноморском регионе. В 1856 году

внешне­экономическое ведомство возглавил А.М. Горчаков. Обладая большим

опытом и талантом, он смог восстановить влияние России, умело строя

стратегическую линию, направленную на разрыв англо-австро-француз­ского блока.

К концу 50-х гг. произошло русско-французское сближение: в 1859 г. был заключен

до­говор о нейтралитете и сотрудничестве. В поис­ках нового союзника российская

дипломатия обратилась к Пруссии. Франко-прусская война 1870 г., которую Франция

проиграла, способствовала изменению ситуации в Европе. Добившись путем

пе­реговоров поддержки Пруссии, Россия в 1870 г. заявила об отказе от

обязательств по нейтрализации Черного моря. Лондонская конференция европейских

стран и Турции приняла и узаконила декларацию России.

Русско-турецкая война (1877-1878 гг.).

В связи с новым этапом освободительного движения на Балканах отношения с Турцией

стали обостряться. В 1875-1876 гг. произошло восстания в Боснии, Герцеговине и

Болгарии. Общественное мнение в России требовало поддержать славянские народы.

В результате ряда дипломатических усилий удалось создать благоприятную

внешнеполитическую ситуацию для начала военных действий. В апреле 1877 г.

началась война с Турцией. Военные действия проходили на двух фронтах:

Балканском и Кавказском. Центральными пунктами обороны на Балканах стали

Шипкинский перевал, занятый русскими и болгарскими войсками, и крепость Плевна,

которую успешно оборонял турецкий гарнизон под командованием Осман-паши. Плевну

удалось взять только 28 ноября 1877 г., когда в крепости закончилось

продовольствие. В декабре 1887 г. русская армия под командованием

генерала И.В. Гурко заняла Софию. 28 декабря того же года

войскам генерала М.Д. Скобелева удалось прорвать блокаду Шипкинского

перевала. Дальше война развивалась благоприятно для русских, и 19

февраля в Сан-Стефано, близ Константинополя, был подписан мирный