Файл: Реферат по дисциплине Логика открытий и изобретений. На тему Общая характеристика средневековой науки..docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. ОГАРЁВА» (ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва»)
Рузаевский институт машиностроения (филиал) Кафедра технологии машиностроения
Реферат
по дисциплине: Логика открытий и изобретений.
На тему: «Общая характеристика средневековой науки.»
Автор отчёта о лабораторной работе | С.Е.Лобачев |
подпись, дата Обозначение лабораторной работы ЛР–02069964–15.04.05–84–23 | |
Направление подготовки 15.04.05 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств | |
Руководитель работы Доктор фил. наук, доц. | М.А. Елдин |
подпись, дата | |
Рузаевка 2023
Содержание.
Введение.
Глава1. Основные черты средневековой науки.
Глава2. Основные научные достижения эпохи Средневековья.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., а ее завершение к XIV - XV вв. В истории Европы этот период называют не иначе как "мрачный", имея при этом в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.
В наследство от Античности Средневековью досталось три фундаментальные научные программы: атомистическая программа Демокрита, математическая программа пифагорейцев, континуалистическая (преемственная) программа Аристотиля. Несмотря на то, что Средневековье никаких новых программ не создавало, всё же в рамках программ Аристотеля и Платона происходил процесс создания целого ряда понятий и методов исследований, которые разрушая античные программы изнутри, подготовили почву для создания механики Нового времени.
Учёные средневековья дают новую интерпретацию ключевым категориям научного мышления, таким, как бесконечность, пространство, время и т.д. Новые интерпретации античной науки, прежде всего аристотелевской физики, оказались возможными потому, что христианская идеология внесла коренные изменения в понимание объекта естественно–научного знания – природы, с одной стороны, и субъекта научного знания – человека, с другой. Эти изменения коснулись всего типа мышления и шли параллельно с теми социальными сдвигами, которые постепенно изменяли характер общественных отношений и способствовали формированию феодализма.
Глава1.Основные черты средневековой науки.
Знания, которые формируются в эпоху Средних веков в Европе, вписаны в систему средневекового миросозерцания, для которого характерно стремление к всеохватывающему знанию, что вытекает из представлений, заимствованных из античности: подлинное знание – это знание всеобщее, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание универсальное. В этой парадигме (образцовое понятие (феномен) принятый общим решением всех учёных пришедших к одному мнению) нет места знанию неточному, частному, относительному , не исчерпывающему. Так как всё на земле сотворено, то существование любой вещи определено свыше, следовательно она не может быть несимволической. Вспомним новозаветное: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово выступает орудием творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира. Понятия отождествляются с их объективными аналогами, что выступает условием возможности знания. Если человек овладевает понятием, значит, он получает исчерпывающее знание о действительности, которое происходит из понятий. Познавательная деятельность сводиться к исследованию последних, а наиболее репрезентативными являются тексты Святого писания.
Ключевым положением средневекового мышления является положение о творческом всемогуществе Бога и его всевидении. Поэтому все свойства вещей, все законы, которым подчиняется их поведение, будучи творением Бога в принципе не представляют собой чего то вечного и неизменного. Так же, как некогда они были сотворены, они могут быть преобразованы и даже уничтожены [2].
Крупнейший философ Средневековья Фома Аквинский соединил понятие «вера» и «разум»: «не просто верь, а знай, во что веришь», однако вера всё-таки выше знания, так как часть божественных истин носит сверхразумный характер, а научные и философские истины просто разумны [1].
Поскольку в эпоху Средневековья наука и философия были тесно переплетенные религией, поскольку их развитие шло или в направлении продолжения и усиления церковной догматики с помощью схоластики, или в направлении неприятия церковных авторитетов и разработки противоположных методов, приводящих к результатам, которые не вписывались в традиционное видение мира. Таким образом, наука и философия Средневековья по сравнению с античностью, приобретает ещё больший уклон в сторону мистической созерцательности. Не использовались или были забыты многие крупные научные открытия (предположения) античности. Второй стороной можно назвать то, что в позднее Средневековье в науке и философии был выработан ряд идей, впоследствии вошедших в состав науки Нового времени (понятие скорости, предоставление о равноускоренном и равномерном движении, возможности движения в пустоте и многое другое).
Систему образования на первых порах в средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Более высокий класс школ, тоже готовивших священнослужителей, представляли собой так называемые епископские школы, начавшие появляться примерно с VIII в. В их деятельности принимал участие епископ и приближенные к нему духовные лица, а повседневное обучение осуществляли специально подготовленные учителя. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.
Лекция (буквально — чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации [4].
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.
До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса [3].
Основные черты СредневековьяСредневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами. Основными чертами средневековой науки являются:
1. Рациональность - постижение явлений на основе разума и чувственного опыта.
2. Телеологизм - толкование любых проблем с точки зрения Священного писания. Природа создана Богом для блага человека, а явления природы являются промыслом Божьим, непостижимым для человека. В целом толкование явлений действительности сводилось к констатации проявления Божественного промысла.
3. Иерархичность - идея приближенности или отдаленности от Бога. В соответствии с этим подходом, природа не обладает самостоятельностью, это часть иерархии, во главе которой стоит Бог, за ним идет человек, затем находится живая природа, а за ней неживая. Каждая вещь рассматривалась как зеркало - гладкое или менее гладкое - отражающее свет Божий.
4. Отсутствие оформленных научных понятий явилось следствием утраты наукой в раннем средневековье (до XIII-XIV вв.) своих теоретических позиций. Все научные достижения рассматривались с точки зрения практической пользы.
5. Экспериментальность - логически вытекает из утверждения церкви о том, что мир создан для человека, который является его господином и имеет право его переделывать.
6. Моральный символизм - характерная черта средневекового знания. Интерес к явлениям природы ведет не к научным обобщениям, а делает их символами церкви, например, Луна - это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер - символ Духа и т. д.
7. Универсализм - стремление к охвату мира в целом, осознание его законченного всеединства. Мир, человек и природа сотворены Богом и поэтому родственны между собой. Знания о природе познаются через познание Бога.
Глава2.Основные научные достижения эпохи Средневековья.
Схоластика - наиболее почитаемая наука в средние века. Соединяла в себе теологию и рационалистическую методику. Требовала от основополагающих структур науки такого соответствия действительности, которое бы обнаруживалось не при сопоставлении их с теми или иными явлениями, а гарантировалось бы изначальной их соотнесенностью со структурой бытия.
Схоластика послужила той дисциплинарной основой, без которой просто не могла бы возникнуть современная система естествонаучного знания. Именно схоластика обусловила появление канонов научного исследования, сформированных Окканом, составляющих, по выражению современных католических философов Дж. Реале и Д. Антисери, "эпилог средневековой науки и одновременно прелюдию новой физики". Существующие толкования средневековой науки Западной Европы исходят из модернизации языка той далекой эпохи, когда средневековые естествоиспытатели говорили на языке аристотелевской "физики". Ведь никакого другого языка, пригодного для описания разнообразных физических явлений в то время вообще не было.. Самыми популярными книгами средневековья были энциклопедии, отражавшие иерархический подход к объектам и явлениям природы. Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:
1. Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения. Особое значение для нас имеют открытия Галилея в области механики, так как с помощью совершенно новых категорий и новой методологии он взялся разрушить догматические построения господствовавшей аристотелевской схоластической физики, основывавшейся на поверхностных наблюдениях и умозрительных выкладках, переполненной телеологическими представлениями о движении вещей в соответствии с их природой и целью, о естественных и насильственных движениях, о природной тяжести и легкости тел, о совершенстве кругового движения по сравнению с прямолинейным и т.д. Именно на основе критики аристотелевской физики Галилей создал свою программу строительства естествознания.
Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.
2. Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы.
Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изобретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам — каждый час. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изобрели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового механизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени [2].
Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I — III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.