Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий» (Причины стресса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
А значит, возможно определить некоторый оптимальный уровень стресса, обеспечивающий высокую эффективность деятельность.
Признаки стресса:
- Нервозность человека,
- Чувство тревоги;
- Повышается давление,
- Раздражительность,
- Чувство усталости,
- Подавленное состояние;
- Депрессия.
Разновидности стресса:
- Кратковременный. Степень влияния стресса на сотрудника в первую очередь зависит от:
- продолжительности воздействия факторов стресса на человека;
- масштабов и силы факторов стресса;
- способности организма сотрудника к восстановлению.
Человек достаточно легко может восстановиться при незначительном и непродолжительном стрессе.
- Длительный. При длительном стрессе количество проблем увеличивается по нарастающей, утрачивается способность к восстановлению. В группе риска находятся такие специалисты, как врачи, социальные работники, авиадиспетчеры и т.п.
- Легкий – важно отметить, что последствием незначительного стресса может стать снижение производительности. К легкому стрессу можно отнести смену начальства, переезд офиса. Все это может позитивно повлиять на сотрудника, так как возникает необходимость прявит себя в новой обстановке.
- Тяжелый.
Сотрудники, испытывающие на себе постоянный стресс, становятся раздражительными, начинают подумывать об увольнении, о смене профессии и т.д. Для организации это может означать текучесть кадров, невыходы на работу, что естественно, скажется на результатах работы предприятия в целом.
Этапы реакции личности на стрессоры:
-
- Этап появления тревоги. Данный этап имеет положительное значение, так как поддерживает нас в некотором тонусе.
- Мобилизация. Здесь человек определяет для себя путь выхода из стрессовой ситуации:
- побег,
- борьба,
- затишье.
- Истощение. Возникает при долгом воздействии на человека стрессоров.
2.2 Факторы стресса
Чтобы избавиться от стресса, нужно определит его причины (рис. 3)
Рис.3 Основные факторы рабочего стресса
Необходимо уделять особое внимание видам работ, ведущих к стрессу, и работников, склонных к стрессовому состоянию. Принятые вовремя меры, например, изменение характера работы или помощь сотрудникам в преодолении стресса.
Моральная травма - снижение самооценки работников сотрудника, веры в себя в результате несправедливого увольнения, неуважения коллегами или осознания работником своей «незначимости», неспособности достичь результат. Человек может ощущать чувство вины за происшедшее. Признаками моральной травмы: плохое настроение сотрудника, неспособность сосредоточиться на работе, систематические неявки на работу, поздние приходы и т.д.
На проявление стресса влияет также личностные особенности самого индивида:
- особенности его характера,
- особенности эмоционального состояния,
- авторитарность - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению;[3]
- жесткость характера,
- повышенная эмоциональность,
- психологическая устойчивость и т.д.
Важными факторами являются также:
- Тип фактора стресса. Факторы стресса различны по своему воздействию. Например, боязнь лишиться рабочего места – более сильный по своему воздействию стрессор, нежели нежелание работать в определенной смене. Однако, в случае, когда незначительные факторы стресса ежедневно оказывают негативное влияние на работника, то стресс, полученный в результате таких воздействий, может оказаться равносильным серьезному потрясению.
- Продолжительность воздействия фактора стресса.
- Предсказуемость фактора стресса.
2.4 Результаты воздействия стресса
Физические проявления стресса:
- учащение пульса,
- проблемы с дыханием,
- головные боли,
- повышенная потливость,
- проблемы с пищеварением;
- снижение иммунитета;
- высокое давление;
- судороги мышц;
- потеря сексуального влечения;
- бессонница.
Стоит отметить, что стресс имеет не только негативные, но и позитивные последствия (рис. 5). Кривая стресса показывает, что существует некая зона (на рис. это зона 2-3), где сотрудник испытывает положительный стресс, проявляя при этом высокую производительность и максимальную отдачу.
Рис. 4 Источники и динамика стресса
Руководство предприятия должно обеспечить такие условия труда, при которых стресс будет здоровым, что положительно скажется, как на сотрудниках организации, так и на её деятельности в целом.
Признаки положительного стресса:
- сосредоточенность на работе
- корпоративный дух
- эффективность выполнения работ
- грамотное решение проблем
- выполнение работ в установленные сроки
- хорошая информированность
- отсутствие прогулов
- хорошие манеры
- интерес к работе
- высокий уровень мотивации
- восприятие критических замечаний
- ощущение собственной значимости и профессионализма.
Рис. 5 Кривая стресса
Признаки избыточного стресса:
- растерянность
- забывчивость
- неграмотное принятие решений
- нетерпеливость
- депрессия
- конфликтность
- невыполнение установленных сроков
- прогулы, неявки
- низкая самооценка
- излишняя самокритика
- недовольство клиентов
- срывы заказов
- грубые нарушения, ошибки
- систематические опоздания
- выполнение работы «на дому» в следствие нехватки времени на рабочем месте
- раздражительность
- эмоциональные срывы
- усталость
- перепады настроения
- нарушение сна
- отсутствие интереса к работе.
Физический аспект стресса: реакции, происходящие во время стресса в организме, создают энергию, способствующую преодолеть стресс. Но если эта возникшая энергия не тратится на что-либо, она начинает приносить вред организму, и как следствие, человек начинает часто болеть, провоцируется упадок сил.
Считается, что высокий уровень стресса и такие проявления человека, как чрезмерная агрессивность, враждебный настрой и т.д. напрямую взаимосвязаны.
Человек, подвергшийся стрессу, плохо выполняет свою работу, снижается его самооценка, возникают конфликты и противоречия с начальством и т.д. Все это, несомненно, наносит вред организации.
Если стрессу подвергается руководитель, пострадать могут его подчиненные из-за смены настроения своего начальника.
Другой аспект стресса - изменение поведения индивида:
- отсутствие / чрезмерный аппетит,
- курение,
- алкоголизм,
- наркомания,
- прогулы.
Также взаимосвязаны стресс и характер (темперамент) человека:
- Меланхолики – возникает чувство тревоги, страх, фобии.
- Холерики – возникает гнев и, как следствие, повышенное давление, язва желудка и т.д.
- Флегматики – болезни щитовидной железы, сахарный диабет.
- Сангвиники – проще всего справляются со стрессом
2.5 Синдром выгорания
Синдром выгорания - ответная реакция организма на длительное воздействие стрессоров межличностных взаимоотношений. Он состоит из 3 компонентов (рис. 6):
-
- Эмоциональное истощение – ощущение нехватки, полного использования эмоциональных ресурсов, пустота, эмоциональное напряжение. Может привести к эмоциональному срыву.
Синдром выгорания
Эмоциональное истощение
Деперсонализация
Редукция персональных достижений
Рис. 6 Составляющие синдрома выгорания
-
- Деперсонализация – развивается отрицательное, циничное отношение к окружающим. Все взаимоотношения теряют свою значимость. Возникают конфликтные ситуации.
- Редуцирование персональных достижений – понижается чувство профессиональной самооценки, нарастает неудовлетворенность собственными достижениями, возникает чувство вины за это. Как следствие, потеря интереса к профессиональной деятельности.
Данный синдром характерен для таких работников, как врачи, преподаватели, психологи, представители сфер услуг.
Проявление синдрома выгорания относится не только к работе. Он может возникнуть и в быту.
Многие сотрудники чувствуют себя «сгоревшими», опустошенными в конце рабочего дня.
Стрессы на работе находятся в тесной взаимосвязи с выгоранием. Выгорание на работе, как и стресс, приводит к большой текучести кадров, низкой производительности труда, денежных потерям.
Выгорание в аспекте профессиональных стрессов (рис. 7):
Три категории выгорания иллюстрируют три главных категории стресса:
-
- физиологическая, концентрирована на физических проявлениях (физическое истощение);
- аффективно-когнитивная, сконцентрирована на эмоциях и чувствах (истощение);
- поведенческая, сконцентрирована на моделях поведения (низкая эффективность работоспособности).
Рис. 7 Модель профессионального стресса и выгорания
Эта модель включает в себя следующие уровни:
- степень, в которой ситуация способствует стрессу:
- способности сотрудника недостаточны для соответствия требованиям предприятия,
- работа не отвечает ожиданиям сотрудника.
- Восприятие и переживание стресса. Не все люди ощущают, что испытывают стресс. Ситуация зависит от личностных ресурсов.
- Классы реакций на стресс:
- Физиологические;
- Аффективно-когнитивные;
- Поведенческие.
- Последствия стресса. Выгорание представляет собой итог реакции на стресс.
Переменные, связанные с синдромом выгорания (рис. 8):
Рис. 8 Переменные, связанные с синдромом выгорания
Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Синдром «профессионального выгорания» – ответная реакция на длительные рабочие стрессы межличностного общения.
Выгорание – это относительно устойчивое состояние, однако при наличии соответствующей поддержки с ним можно бороться.
К симптомам выгорания относятся: снижение мотивации к работе, резко возрастающая неудовлетворенность от работы, конфликты на рабочем месте, хроническая усталость, скука, истощение, раздражительность, нервозность, беспокойство, дистанцирование от клиентов и коллег, опоздания, увеличение абсентеизма и др. Синдром выгорания включает ряд симптомов, однако все они ни у кого не проявляются одновременно, существуют индивидуальные вариации, потому что выгорание – это реакция индивидуальная.
ГЛАВА 3 ПРОФИЛАКТИКА СТРЕССА НА РАБОТЕ И МЕРЫ БОРЬБЫ
3.1 Профилактика стресса на работе
Профилактика стресса очень важна для сотрудников предприятия, поскольку легче предотвратить стрессовые ситуации, нежели устранять их последствия.
Мероприятия, направлены на профилактику стресса:
- На работе
- Проведение семинаров, тренингов;
- Деловые игры, направленные на обучение справляться со стрессом;
- Хорошие, близкие взаимоотношения сотрудников;
- Сплоченный коллектив;
- Кофе-брэйки с целью отдыха и общения;
- Корпоративный отдых на природе;
- Руководитель – друг.
- Отношение сотрудника к своей работе
- Планирование своей деятельности – правильно расставленные приоритеты с целью экономии времени, во избежание выполнения ненужных дел.
- Работа только в рабочее время - дома нужно отдыхать, не думать о работе.
- Говорить «нет» - не перегружать себя сверх делами, выполнять только предназначенную вам работу, четко оценивать свои возможности.
- Поиск своего любимого дела – не стоит задерживаться на работе, которая вам не по душе.
- Деньги – не единственная цель на работе. Не ставьте это первоочередной целью. Развивайте себя как личность.