Файл: «Стресс на рабочем месте: причины, диагностика, создание системы профилактических мероприятий» (Причины стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Любой человек в течение профессиональной деятельности испытывает стрессовые ситуации. Иногда стресс приносит пользу, увеличивая отдачу от сотрудника, повышая эффективность его работы. Однако если человек испытывает достаточно сильные и регулярные эмоциональные потрясения, это может негативно сказаться не только на его работе, но и на его общем психо-эмоциональном состоянии. Это вызывает напряжение, волнение, беспокойство. Именно поэтому важно уметь управлять стрессом на рабочем месте. Важно отметить, что из-за стрессовых ситуаций на рабочем месте владельцы фирм несут немалые убытки. При постоянном, регулярном стрессе снижается эффективность работника, а потому стресс можно отнести к дорогостоящим издержкам организации, которые отрицательно сказываются и на прибыли организации, и на здоровье сотрудников в целом.

Объект исследования – стресс на рабочем месте.

Цель – изучить понятие стресса на рабочем месте.

Задачи: изучить понятие стресса, его причины, последствия влияния стресса на человека, меры по борьбе и профилактике стресса.

Стресс принято воспринимать как негативное явление. Но это лишь одна сторона стресса. Есть такое понятие как «положительный стресс», к которому, к примеру, можно отнести крупный выигрыш или повышение на работе. Незначительные стрессы даже оказывают некоторую пользу человеку

Человеческие возможности не безграничны. Прилагая все усилия, чтобы выполнить задание в срок, человек часто переоценивает себя, происходит «перегрузка организма». Спешка, необдуманные указания руководства, зависть со стороны других сотрудников и так – все это может причиной стресса на работе.

Руководство предприятия должно обеспечить такие условия труда, при которых стресс будет здоровым, что положительно скажется, как на сотрудниках организации, так и на её деятельности в целом.

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ СТРЕССА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

1.1 Понятие стресса

Стрессы на работе приводят к серьезным последствиям в организации., влияя на производительность, стабильность, конкурентные преимущества предприятия.


Стресс - вызванное каким-либо сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения, перенапряжения. [1]

Стресс принято воспринимать как негативное явление. Но это лишь одна сторона стресса. Есть такое понятие как «положительный стресс», к которому, к примеру, можно отнести крупный выигрыш или повышение на работе. Незначительные стрессы даже оказывают некоторую пользу человеку.

Основоположник изучения стресса Г. Селье трактует стресс следующим образом: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».[2]

Согласно классической теории, существует три уровня развития стресса:

  1. тревога,
  2. сопротивление,
  3. истощение.

Современные же теории стресса выделяют также:

  1. психологический аспект: изменчивость настроения, негативные эмоции и чувство незащищенности;
  2. поведенческий аспект: столкновение со стрессовой ситуацией.

1.2 Причины стресса

Причины появления стресса можно разделить на:

  1. Непосредственные - ситуация, в результате которой развивается эмоциональная напряженность, возникает стресс:
  • сложность работы,
  • проблемы, которые могут оказать негативное влияние на здоровье сотрудника,
  • нехватка времени,
  • конфликт с руководством и др.
  1. Главные. Индивидуальные особенности личности сотрудника, а также дополнительные факторы, например:
    • карьерный рост,
    • присутствие обратной связи;
    • преступность,
    • рост безработицы,
    • конфликты в семье,
    • возрастные кризисы и т. д.

Человеческие возможности не безграничны. Прилагая все усилия, чтобы выполнить задание в срок, человек часто переоценивает себя, происходит «перегрузка организма». Спешка, необдуманные указания руководства, зависть со стороны других сотрудников и так – все это может причиной стресса на работе.

Стресс могут вызвать различные ситуации, как в совокупности, так и по отдельности:

  • Множество ночных смен;
  • Мало оплачиваемая сверхурочная работа;
  • Недопонимание и разногласия с коллегами и многое другое.

Существует огромное разнообразие стрессов на работе (рис. 1).

Причины профессионального стресса

Организационные факторы

Личностные особенности


Рис. 1 Причины профессионального стресса

Главным образом стрессы на рабочем месте связаны с профессиональной деятельностью:

  1. Очень многие работники боятся своих руководителей.
  2. Большая нагрузка, переработки.
  3. Отсутствие стимулирования.
  4.  Невнятные границы обязанностей и полномочий.
  5. В случае, когда человек недоволен своей работой, она не нравится ему, не доставляет удовольствия, накапливаются негативные эмоции.
  6. Отсутствие разнообразия в работе.
  7. Плохие взаимоотношения с другими сотрудниками организации также вызывают напряжение.
  8. Окружающая обстановка также может вызывать стресс: шум, духота, неудобное рабочее место.

Личные факторы стресса:

  1. Низкая стрессоустойчивость человека,
  2. Чрезмерное стремление к достижению совершенно результата,
  3. Вспыльчивый характер,
  4. Долгое привыкание сотрудника к новым условиям труда, новому коллективу, рабочему месту и любым другим изменениям на работе.
  5. Личные проблемы, не касающиеся работы.
  6. Финансовые затруднения, нерациональное использование времени.

Стрессоустойчивость – это совокупность характеристик человека, которые способствуют легкому преодолению стресса без негативных последствий для организма и окружающих.

Стрессоустойчивые люди легко воспринимают любые перемены, справляются с проблемами в критических ситуациях.

Стрессонеустойчивые люди долго и тяжело привыкают к изменениям, трудно меняют свои убеждения. Стресс могут вызвать любые даже незначительные отклонения от намеченного плана.

Стрессотренируемые люди способны воспринять не крупномасштабные изменения, но на это им понадобится более длительное время. Они долго и постепенно привыкают ко всему новому. При повторяющихся стрессовых ситуациях они привыкают к ним и перестают воспринимать их как стрессоры.

Стрессотормозные люди тверды в своих убеждениях. Их трудно переубедить и изменить. Постоянные стрессы могут дезориентировать его.

    1. Стрессоры

Факторы стресса (стрессоры):

  1. Факторы стресса вне организации. Профессиональный стресс не ограничивается факторами, касающимися непосредственно рабочего места. На сотрудников организации оказывают влияние и внешние факторы:
  • Перемены в обществе,
  • финансовое положение,
  • перемены в семейной жизни и т.д.

Например, неудовлетворенность материальным достатком может подтолкнуть человека к дополнительным заработкам, что приводит к уменьшению времени отдыха, и, следовательно, усиленью стресса.


  1. Групповые факторы стресса.

Причины:

  • чрезмерные требования отдельных личностей или группы в целом к определенному индивиду,
  • зависимость от других,
  • неуважительное отношение коллег и т.д.

Групповые факторы:

1) нет групповой сплоченности – ситуация, когда сотрудник не олицетворяет себя частью коллектива из-за особенностей своего рабочего места, вследствие того, что такая возможность ограничена начальством, или по причине того, что остальные участники группы отталкивают его, может стать причиной стресса;

2)  внутриличностные, межличностные и внутригрупповые конфликты – сильные противоречия, столкновение характеров сотрудника с сотрудниками, имеющими авторитет в группе, в которой ему приходится находиться, работать, общаться, вызывает стресс.

  1. Факторы стресса, связанные с организацией:
  • неподобающий способ и методы руководства,
  • нескоординированная совместная деятельность,
  • размытые цели,
  • несоответствие других работников занимаемым должностям,
  • недостаточность информации,
  • отсутствие «корпоративного духа».

Факторы стресса, связанные с производственной средой:

  • отсутствие уверенности в будущем  – постоянный фактор стресса, например, боязнь лишиться работы из-за сокращения, возраста и т.д.
  • отсутствие возможности оказывать влияние на свою работу – рутинная, повторяющаяся работа и ответственность за то, на что сотрудник не способен повлиять, порождают стрессовые ситуации для сотрудников;
  • характер выполняемой работы – степень сложности выполняемых заданий, возможность проявить самостоятельность, уровень ответственности, условия труда;
  • ролевой конфликт – неясность во взаимосвязи с сотрудником, который исполняет определенную роль;
  • специфика орг. структуры  – матричная структура, к примеру, предполагает подчинение нескольким руководителям, что негативно сказывается на работнике;
  • агрессивное управление  – давление со стороны руководства;
  • сложный график работы – смены, скользящий, напряженный рабочий график.

Важно отметить, что все перечисленные факторы лишь являются возможными причинами стресса, а не обязательными. Все ситуации сугубо индивидуальны.

  1. «Социальная» группа – условия труда: шум, освещенность, температура; а также жилищные проблемы, преступность и т. п.
  2. Группа причин стресса, связанных с культурой:

  • расовые,
  • религиозные,
  • дискриминация;
  • классовость.
  1. Национальные причины. В нашей стране факторами стресса являются безработица, налогообложение, кризис экономики, вероятность начала войны и т.д.
  2. Международные факторы стресса, миграция, культурные различия.
  3. Глобальные причины:
  • Подростковые комплексы;
  • Непринятие факта старения,
  • Малая значимость индивида в мире,
  • Страх смерти.
  1. Личностные причины. Стресс могут спровоцировать эмоции человека, образ мышления и его манера поведения, излишняя самооценка и т.д.

Для ознакомления приведем еще одну классификацию стресса:

  1. Контроль. Работники, считающие, что на них лежит чрезмерная ответственность, но они не подконтрольны, находятся в группе риска заболеваний, связанных со стрессом.
  2. Дополнительные обязанности. Напряжение вызвано принятием на себя дополнительных обязанностей. Особенно это касается сотрудников, не умеющих отказать, даже если у них и так полная загруженность работой.
  3. Компетентность. Напряжение вызвано волнением о личной квалификации, неуверенности в стабильности своей работы, её надежности.
  4. Ясность. Прозрачность целей, задач, обязанностей.
  5. Коммуникация. Нехватка общения, неумение выразить недовольство и другие эмоции.
  6. Поддержка. Неучастие коллег при решении каких-либо вопросов, отсутствие помощи.
  7. Значение. Недовольство работой, ощущение, что вы делаете незначительную, бессмысленную работу.

ГЛАВА 2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВЛИЯНИЯ СТРЕССА НА ЧЕЛОВЕКА

2.1 Виды и признаки стресса

Итак, стресс - это некая защита организма, возникающая в ответ на определенные жизненные ситуации.

Стресс оказывает влияние на деятельность человека (рис.2).

Рис.2 Влияние стресса на индивидуальную деятельность

В области конструктивного стресса увеличение его активности приводит к росту отдачи индивида, повышению его активности, так сказать, имеется позитивный эффект. А в деструктивной зоне наблюдается обратная ситуация.