Файл: Учебнометодическое пособие Иркутск 2011 Федеральное агентство железнодорожного транспорта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 874

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
числе, если действие было сознательным, активным, и в единственном, если действие было пассивным.

Например: Большинство лампочек перегорело.

Большинство депутатов проголосовали.

Пятеро рабочих осталось без зарплаты.

Четверо рабочих остались на дежурстве.

1.Выберите правильную форму сказуемого.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Часть абитуриентов оказал…сь выпускниками московских школ.

  • Большинство туристов решил… не дожидаться помощи.

  • Часть депутатов отвергл… законопроект.

  • Ряд важных проектов был… заморожен….

  • Ряд специалистов МЧС еще вчера прибыл… в зону бедствия.

  • В селе жил… большинство местных избирателей.

  • Ряд депутатов вчерашнее заседание бойкотировал….

  • Часть книг, журналов и газет был... списан... за ненадобностью.

  • Несколько многодетных семей получ.…т новые квартиры в этом году.

  • Немало людей полага.…т, что отменять казнь в России рано.

  • Несколько телевизоров стоял… упакованными посредине комнаты.

  • Ряд банков сумел... встроиться в послекризисную экономику.

  • При появлении бегунов полстадиона встал… и зааплодировал.…

  • До финиша дошл… только четверо марафонцев.

  • Семеро студентов получил… зачёт.

  • У меня за год сломал…сь двое часов.






    При существительных мужского рода, называющих женщин по профессии, определение ставится в мужском роде, а сказуемое – в женском.

    Например: Молодой врач выписала рецепт.
    2. Измените предложения так, чтобы в них речь шла о женщине.

    1. Участковый терапевт вел прием.

    2. Молодой кондуктор объявил остановку.

    3. Сосудистый хирург завершил операцию.

    4. Занятия вел известный профессор.

    5. Доклад подготовил ведущий научный сотрудник лаборатории.

    6. Декан факультета объявил о сроках сессии.

    7. Это был наш корреспондент Иванов.

    8. Вице-премьер Матвиенко много сделал в своей области.


    2. Трудные случаи управления




    Многие глаголы, существительные и предлоги требуют после себя определенного падежа зависимого слова.

    Например: строительство дома,

    строить дом,

    благодаря погоде,

    из-за погоды.
    5. Исправьте ошибки. Проверьте себя по словарю

    1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне.

    1. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.

    2. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтеров.

    3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.

    4. Приведенные примеры говорят за возможность применения этого метода.

    5. Летчик-космонавт был удостоен высокой наградой.

    6. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега.

    7. Нами уделяется много внимания на развитие производства.

    8. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.



    6. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже. Проверьте себя по словарю, данному в Приложении.

    1. Согласно ( постановление правительства, указ президента.)

    2. Благодаря (помощь, успешное стечение обстоятельств).

    3. Вопреки (ожидание, здравый смысл, советы врача, все.)

    4. Наперекор (судьба, воля отца, обстоятельства)

    5. Рецензия (книга, статья, спектакль).

    6. Отзыв (диссертация, монография, работа).

    7. Точка зрения (события, происходящее).

    8. Анонс (спектакль, гастроли).

    9. З аведующий (кафедра, отдел, детский сад, магазин)


    При однородных членах, имеющих общее зависимое слово, но требующих разного управления необходимо разбивать конструкцию, употребляя местоимение.

    Например:

    Научная работа требует отбора (чего)

    и наблюдение (за чем) (факты)

    Научная работа требует отбора фактов и наблюдения за ними.

    8 . Составьте словосочетания по образцу:

    Образец: подготовка и руководство (аспиранты) – Подготовка аспирантов и руководство ими.

    1. Сбор и обмен (информация).

    2. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса)

    3. Установка и уход (оборудование)

    4. Познакомить и распространить (текст постановления)

    5. Помогать и заботиться (ветераны завода).


    9. Исправьте предложения

    1. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса.

    2. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами.

    3. Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения структур.

    4. Мэр распределяет и управляет имуществом города.

    5. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам борьбы с фашизмом.

    6. Избиратели надеются и верят своему депутату.

    7. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.

    8. Левый блок пока не имеет и очень нуждается в лидере.

    3. Трудности употребления деепричастного оборота




    Деепричастие всегда обозначает действие (предварительное или второстепенное) того же лица, которое совершает и главное действие.

    1. Соедините деепричастные обороты с одним из двух предложений:


    1 .Открыв дверь, я увидел простую обстановку гостиной.

    моим глазам предстала странная картина.
    2 .Путешествуя 2-ым классом, сервис был замечательным.

    никто не ожидал такого сервиса.
    3 .Ничуть не смутившись, она прошла мимо изумленной публики.

    вся ее фигура выражала уверенность.
    4 .Кивая всем встречным, ему хотелось сказать о своей радости.

    он думал о своей радости.


    1. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота, заменив его придаточным предложением.


    Образец: Взяв без разрешения оборудование, у него начались неприятности. После того как он взял без разрешения оборудование, у него начались неприятности.

    1. Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон.

    1. Садясь за руль, машина должна быть в полной исправности.

    1. Посмотрев на проблему в другой плоскости, к нам пришло удачное решение.

    2. Проснувшись, ему сказали, что завтрак подан.

    3. Промотав состояние, ему нечего было оставить своим детям.

    4. Протрезвившись, его отпустили домой.

    5. Возвращаясь домой, мне было скучно.




    1. Исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота, превратив деепричастие в существительное.


    Образец: Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

    После окончания экскурсии в ресторане нас ждал обед.

    1. Перечитав реферат, мне думается, он нуждается в доработке.

    2. Прочитав пьесу, предо мной возникли образы персонажей.

    3. Проведя обратную операцию, собака стала сама собой.

    4. Все это было сделано, подъезжая к деревне.

    5. Спустившись в метро, вам представляется другая картина.

    6. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.





    1. Исправьте ошибки в построении предложений, оставив деепричастный оборот, но изменив подлежащее и, если необходимо, сказуемое.

    Образец: Доехав до светофора, у водителя внезапно заглох мотор.

    Доехав до светофора,машина заглохла.

    1. Нажав на тормоза изо всех сил, машина все-таки врезалась в дерево.

    2. Пользуясь калькулятором, расчет производится легко.

    3. Отдыхая, накапливается большой жизненный опыт.

    4. Приобретая карандаши, вам в подарок дарятся краски.

    5. Приехав в дом отдыха, ей сказали, что мест нет.

    6. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.

    7. Устав после занятий, мне не читалось.

    8. Изучая приватизацию, обнаруживается определенная закономерность.

    9. Окончив школу, перед каждым встает вопрос о выборе профессии.

    10. Спустившись в метро, вам представляется другая картина.

    11. Ласково улыбаясь, весь его облик выражает доброту и спокойствие.

    12. Рано лишившись родителей, ему пришлось зарабатывать на жизнь.

    4. Трудности, связанные с порядком слов в предложении




    Хотя в русском языке порядок слов считается свободным, в письменной речи должны соблюдаться некоторые правила: на первом месте стоит подлежащее; определительный оборот идёт непосредственно за определяемым словом, а одиночное определение в нейтральной речи предшествует определяемому слову, в официальной - идет после него.
    15. Укажите правильный порядок слов.

    1. Нефрит носят как средство от подагры в браслете.

    2. Хаос на дорогах и сотни аварий вызвали резкое похолодание и гололёд.

    3. Я поздравляю вас с этой премией с удовольствием.

    4. Произвел осмотр места происшествия, где была совершена кража из магазина с участием понятых.

    5. Детский сад принимает детей после капитального ремонта.

    6. Ваше настроение поднимет тесто «Белла».

    7. Общественность широко готовится отметить юбилей города

    8. На новогодней елке запрещено одевать в костюмы детей из марли.

    9. Тогда эта «музыкальная ограда» в Европе была единственной.

    10. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы.

    11. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.